Многие церковные установления не с неба взяты, а основаны на Священном Писании и предании церкви, идущим еще от апостолов. К сожалению, в настоящее время большинство людей, считающих себя православными, пожалуй, никогда и в руки не брало Священное Писание, не говоря уже о писаниях святых отцов Церкви. Попробуем задуматься над тем, правильно ли это?..
Рассказ пожилого человека
В молодости я был не то чтобы атеистом, а скорее равнодушным в вопросах веры. Меня увлекало все, что увлекает молодость компании, развлечения, веселые вечеринки, впрочем, в пределах пристойного. С некоторого времени у меня появился новый знакомый, и знакомство наше перешло в дружбу. Когда я впоследствии анализировал его влияние на меня, то увидел, что он всячески старался меня развратить сделать циничным, жестоким, распутным. Но в то время он казался мне остроумным и экстравагантным человеком, а что еще так ценит молодежь? Однажды мы заехали ко мне домой и прошли в комнату. Я продолжал болтать о каких-то пустяках, но приятель мой весь напрягся и, казалось, перестал слушать. Наконец он меня прервал:
Послушай, мы с тобой говорим о ерунде, а здесь лежит Евангелие. Нехорошо оскорблять святыню вынеси его, пожалуйста.
Тут только я заметил на столе Евангелие видимо его оставила моя сестра. Я удивился такому благоговению своего друга, который не раз выражался о святынях небрежно. Думая, что он хочет меня разыграть, я сказал шутливым тоном:
Если оно тебе мешает, то вынеси его сам, и с этими словами взял Евангелие и ткнул им в руки друга. В то же мгновение он исчез, .. Несколько секунд я стоял пораженный, потом упал без сознания. Падая, я свалил какую-то мебель, и на грохот из смежной комнаты прибежали мать с сестрой. Они нашли меня одного, лежащим на полу в глубоком обмороке. Рядом лежало Евангелие, Выйти из моей комнаты можно было лишь через зал, откуда они только что вбежали, но они никого не видели. Надо ли рассказывать, как сильно повлиял на мою жизнь этот случай?
Совсем кратко о Священном Писании
Всякому христианину, находящемуся в здравом уме, вменяется в обязанность чтение Священного Писания. Обременительным это считать никак нельзя, так как никто не требует читать много. Пусть вы будете читать хоть полстраницы в день, лишь бы регулярно и вдумчиво.
Книги Священного Писания собраны в одну Библию, Это название так и переводится "книги". Библия делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет составили книги, написанные до Рождества Христова. По сути это история отношений Бога и людей: сотворение человека, отпадение его от Бога, и, в дальнейшем, бесчисленное повторение в историях отдельных людей и целых народов усилий жить свято и горьких падений в бездны греха, История всего, что Бог делал для падшего человечества, чтобы обратить его к покаянию, и чем отвечали на это люди. В наше время чтение и понимание книг Ветхого Завета осложнено не только общей духовной неопытностью, но и массовой безграмотностью в вопросах истории. Поэтому на первых порах знакомства с историей Ветхого Завета, лучше ограничиться ее кратким пересказом в учебниках Закона Божия.
Приходящим к вере необходимо начинать с книг новозаветных и, в первую очередь, с Евангелия. Это слово употребляется, как правило, в единственном числе, хотя содержится в четырех книгах Нового Завета. Впрочем, когда говорят именно о книгах, написанных четырьмя апостолами, то возможно употреблять слово "евангелие" во множественном числе, или заменять словом "четвероевангелие". Евангелие в переводе с греческого значит "благая весть". Весть о том, что Бог так любит человека, что для спасения его души отдал на крестную смерть Своего Единородного Сына, Благодатная сила Евангелия проявляется, конечно, не только в чудесной способности отгонять явные нападки нечистой силы. Чтение Евангелия просвещает ум и сердце человека изнутри, если можно так выразиться. Что было непонятным, становится яснее дня; что казалось неисполнимым, становится естественным и единственно возможным, Известно немало случаев, когда люди избавлялись от тяжелых пороков и отчаяния, взяв себе за правило читать Евангелие. Одно слово Евангелия, запавшее в душу, обращало к раскаянию законченных грешников, делало великими святыми самых заурядных людей. Простой солдатик подобрал в развалинах Сталинграда Евангелие и, читая его, отстоял свой знаменитый дом Павлова в ту страшную судьбоносную осень 1942-го. А впоследствии стал великим старцем нашего времени, к которому на продолжении десятилетий обращалась вся Россия.
Евангелие написано простым повествовательным языком. Но современному человеку, воспитанному вне православной традиции, бывает трудно понять и такое простое изложение. К тому же неистребимой бывает склонность судить обо всем по своей испорченности. Все это побуждает открыть новую рубрику, в которой за разъяснением прочитанного можно будет обращаться к авторитетам Церкви.
Авторитетное мнение Как понимать слова
"Не входящее в уста оскверняет человека, но исходящее из уст" это место и подобные ему, например: "пища не поставит нас пред Богом", любят цитировать люди, нежелающие поститься. Но Церковь и не считала никогда, что пища может осквернять человека. Более того: называющие какую-либо пищу оскверняющей, считаются еретиками были в истории и такие. То что Господу угодно, чтобы мы постились, видно из того, что и Сам Он постился и апостолов научил тому. А сказано это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним телесным постом, но и душу свою держали в посте, не давая поблажек ее страстным влечениям. Это главное, а пост служит к тому мощным средством.
Когда же совесть подсказывает, что пост необходим, а ее желают успокоить, то приводят три довода:
Я другим способом возмещу опущение поста;
Я пощусь, когда захочу, а не в установленные посты;
Мне пост вреден.
Но первое извинение неуместно. Если кто выйдет из огня необгоревшим, тот пусть рассуждает, как не постясь победить страсти. Второе также неуместно, потому что Церковь одно тело, и особиться в ней от других, противоречит ее устроению. Удалить себя от общих чинов Церкви можно только выйдя из нее. Третье извинение имеет тень права. Точно: в правилах церковных пост снимается с тех, на кого постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить такие случаи добросовестно, то их будет мизерное количество. Остается одна причина нежелание, Против этого спорить нечего, И в рай против воли не возьмут. Вот только когда осудят в ад хочешь не хочешь, а ступай...
Из творений свт. Феофана Затворника.
25.11.2005
Источник: Когалымский вестник (Когалым)