ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кто Вы, мистер Мороз?

Сказочный новогодний Дед появился при поддержке комсомола

Николай Домбковский :: 26 декабря 2005

Они предложили, чтобы на елке вместо лесных обитателей сидел... известный полярник Отто Юльевич Шмидт, весь в сосульках и с огромной бородой из ваты.


Нам кажется, что Дед Мороз существовал всегда и всегда был добрым старичком-волшебником. Увы, это не так. Поначалу характер у старичка был очень вздорным, Да и вообще, какой же он старик?

На самом-то деле в нынешнем виде он родился всего... 70 лет назад! Да-да. Для точности – 1 января 1936 года.

Вообще-то в Древней Руси вплоть до середины XIX века понятие "дед" и "мороз" были взаимоисключающими. "Дед" – это добрый дух предков, покровитель дома. Его нужно было всячески ублажать, чтобы дал хороший урожай, приплод, здоровье домашним. Кстати, обычай поминать покойников, так называемые "деды", тоже связан с древними языческими верованиями восточных славян.

А вот "мороз" по тем же поверьям – совсем другое дело. Это хитрый, злобный старикашка, который только и знает, что пакостить. Бродит по деревням, от удара его посоха трескается бревно в избах. Так что понадобились годы перемен, чтобы столь разные персонажи слились воедино.

И первым шагом стал высочайший перенос дня Нового года. Раньше на Руси его праздновали в первый день осени по окончании страды и сбора урожая. Какой уж тут мороз.

Равнение на Запад!

Царь-реформатор Петр Великий перекроил буквально весь уклад российской жизни. Даже календарь. Указом Его Императорского Величества с 1700 года повелевалось праздновать наступление Нового года на западный манер "1-го января дня" и всенепременно с песнями, плясками и "огненными потехами". При этом украшать жилище зелеными ветвями.

Время шло, контакты Европы с Россией расширялись. Потихоньку в высшем свете двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга встреча Рождества с елкой и подарками вошла в обычай. За стольными градами потянулась и провинция.

Любимый праздник – двигатель торговли

Ко второй половине XIX века сложилась парадоксальная ситуация. Елки стояли повсеместно. Дети, конечно, радовались подаркам, найденным под елкой. Чаще всего то были конфеты, орехи, фрукты. Ну а раз елка из леса, вестимо, то вслед за ней должны появиться и жители лесные.

Так на елке и под елкой поселились белочки, синички, зайчики.

Но беспокойная ребятня постоянно спрашивала, откуда же появились все эти вкусности, кто их принес. Приходилось выдумывать на ходу. На роль доброго хозяина Нового года претендовал Санта-Клаус, перевоспитавшаяся Баба-яга, даже святой Николай-угодник. Но постепенно верх взял невзрачный старичок-лесовичок с всклокоченной бородкой, с огромным мешком за спиной.

Но мудрые российские купцы сообразили – рождественская подарочная страда сулит немалые прибыли. Нужно было только формализовать новогодние праздники.

В конце концов без малого век назад облик правителя Нового года практически окончательно устоялся. Эдакий бравый дед с гвардейской выправкой, одетый в боярскую шубу с боярским же посохом. Вот только Дедом Морозом его пока еще не звали.

То "дедушка", то "хозяин", то "гость желанный". Знаменитый персонаж уже вроде и появился, но еще окончательно не родился. Оставалось совсем немного...

По врагам социализма – огонь!

В 1917-м большевики до Рождества и особенно до елок не добрались. Не до того было, хлопот невпроворот. Да и чего уж там, если сам Владимир Ильич ездил на елку к детишкам в Сокольники.

Но со временем ситуация стала резко меняться. Буржуазным предрассудкам – бой. Рождество – долой. Ну а где Рождество – там, естественно, и елка. Вот где главная зараза сокрыта! Вот рассадник мракобесия!

В прессе появилась активная антиелочная кампания. Шедевром, пожалуй, стал опус одного известного советского классика-антиклерикала. Не могу не процитировать:

Скоро будет Рождество.
Гадкий праздник Буржуазный
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный.
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.

И резюме:

Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов.

Вот так-то.

Словом, спустя десять лет после победы Великого Октября, в 1927 году, елки повсеместно запретили, а тех, кто их подпольно продолжал наряжать, клеймили позором. Казалось, так будет всегда. Но...

Дед Мороз – лучший друг пионера и комсомольца

Все случилось совершенно неожиданно, причем в одночасье. Ровно семьдесят лет назад, 28 декабря 1935 года, сразу две газеты – "Правда" и "Комсомольская правда" – опубликовали письмо-обращение к комсомольцам секретаря ЦК Компартии Украины Постышева. Он призвал молодежь "возродить праздник новогодней елки, но на новой, советской основе". Ясно, что обращение было согласовано, с самим "вождем народов". Оно и понятно: "Жить стало лучше, жить стало веселее".

Когда говорили "надо", комсомол немедленно отвечал "есть! ". Уже на следующий день в "Комсомолке" появилось постановление ЦК ВЛКСМ, подписанное его главой Александром Косаревым. Документ сурово предлагал "отметить новый праздник елки весело и без занудства".Что это такое, никто не знал. Первыми отреагировали кустари и артельщики – с 28 декабря они перешли на круглосуточную работу, выпуская игрушки и крестовины для елок.

А в стране развернулась елочная страда. Кое-что подсказали старики, но нужны были новые атрибуты. Елки украшали моделями танков и самолетов, роль хозяина Нового года предлагали орденоносцам. Дальше всех пошли в 36-й школе Сокольнического района Москвы. Они предложили, чтобы на елке вместо лесных обитателей сидел... известный полярник Отто Юльевич Шмидт, весь в сосульках и с огромной бородой из ваты.

Но все же первый блин был не комом. Елки прошли повсюду – попробуй ослушайся! – в том числе и на центральных площадях Москвы. Вот только Деда Мороза на них еще не было. До его рождения оставался один день! А было так.

В той же "Комсомолке" 1 января 1936 года был опубликован "Рассказ с неожиданной развязкой". Его автор, Сергей Крушинский, привел на детский новогодний праздник веселого старика с белой, как из ваты, бородой. Старика тут же прозвали Дедом Морозом, и он начал триумфальное шествие по стране. Нигде более ничего подобного нет – в других христианских странах суетятся шаловливые Санта-Клаусы, в южных тропических краях – лесные бесы и прочие духи. Так что Дед Мороз – это исконно наше национальное изобретение и достояние.

Но у малышей долгие годы возникал вопрос: "А где же Дедушка Мороз живет? Почему его так редко видят? " Ответ нашли неугомонный мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Вологодской области Позгалев. Оказалось, резиденция Деда Мороза – Великий Устюг.

Вот уже несколько лет несут туда мешками письма, не иссякает поток мам и пап с чадами, греются провода от телеграмм и интернетных сообщений. Таких, например:

"Дедушка Мороз, если можешь, пришли мне Барби-фею и балетные тапочки тоже, если можешь. Мой адрес на обороте. Спасибо. Женя".

Время – вперед. Думаю, что Барби-фею и балетные тапочки Женя получит, а если она живет в Москве, то сможет лично поблагодарить Деда Мороза. В понедельник, 26 декабря, 70-летний юбиляр прибывает в столицу.

26.12.2005

Источник: Русский курьер

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама