"Возвещаю вам великую радость… ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк 2,10-11). Этой ночью мы вновь услышали слова, с которыми ангел обратился к пастухам, и пережили атмосферу той святой вифлеемской Ночи, когда Сын Божий соделался человеком и, родившись в убогой пещере, обитал с нами. В этот торжественный день вновь звучит ангельская весть, и она является призывом также и для нас – мужчин и женщин третьего тысячелетия – принять Спасителя. Пусть современное человечество, не колеблясь, впустит Его в свои дома, города, страны и повсюду на земле! Это правда, что в ходе недавно завершившегося тысячелетия, особенно в последние века, был достигнут значительный прогресс в научно-технической области, и что сегодня мы располагаем обширными материальными ресурсами. Однако человек технологической эпохи рискует стать жертвой своих собственных интеллектуальных и технических достижений, если они достаются ему ценой бездушия и бессердечности. Поэтому так важно, чтобы он воспринял умом и всем сердцем Рождество Христово, событие, несущее спасение, событие, вселяющее надежду в жизнь каждого человека.
"Пробудись, человек: ибо тебя ради Бог соделался человеком" (Sant’Agostino, Discorsi, 185). Пробудись, человек третьего тысячелетия! В Рождество Всемогущий становится человеком и просит помощи и зашиты. Его способ быть Богом ввергает в кризис наш способ быть людьми; Его стук в наши двери взывает к нам, взывает к нашей свободе и требует от нас пересмотреть наши отношения с жизнью и наш способ воспринимать ее. Современная эпоха часто представляется как пробуждение от "сна разума", как приход человечества к свету после долгого периода мрака. Однако без Христа одного лишь света разума будет недостаточно для того, чтобы просветить человека и мир. Поэтому слова Евангелия в день Рождества – "послан в мир/ Свет истинный, / Который просвещает всякого человека" (Ин 1,9) – звучат сегодня более чем когда-либо спасительной вестью для всех. "Тайна человека истинно проясняется лишь в тайне воплотившегося Слова" (Cost. "Gaudium et spes", 22). Церковь неустанно повторяет эту весть надежды, подтвержденную II Ватиканским Собором, завершившимся ровно сорок лет назад.
Современный человек, взрослый, однако зачастую незрелый своими мыслями и волей – позволь вифлеемскому Младенцу взять тебя за руку; не бойся, доверься Ему! Пусть живительная сила Его света вселит в тебя мужество приняться за созидание нового мирового порядка, основанного на справедливых этических и экономических отношениях. Пусть Его любовь направляет народы и пробуждает в них общее осознание того, что они являются "семьей", призванной доверять и помогать друг другу. Объединившись, человечество сможет решить множество проблем, вызывающих в настоящее время серьезную тревогу: от террористической угрозы до унизительной бедности, в которой живут миллионы людей, от распространения вооружений до пандемий и ухудшения состояния окружающей среды, что ставит под угрозу будущее планеты.
Бог, соделавшийся человеком из любви к человечеству, да поддержит Он тех, кто трудится в Африке ради мира и полноценного развития, противостоя братоубийственной борьбе, чтобы укрепились пока еще слабые нынешние переходные политические силы, и соблюдались самые элементарные права тех, кто вовлечен в трагические гуманитарные катастрофы, как в Дарфуре, и в других регионах центральной Африки. Да призовет Он народы Латинской Америки жить в мире и согласии. Да вселит Он мужество в людей доброй воли, которые действуют на Святой Земле, в Ираке, в Ливане – там, где хотя и нет недостатка в знамениях надежды, однако они ждут подтверждения конкретными действиями, вдохновляемыми честностью и мудростью. Да способствует Он процессу диалога на корейском полуострове и в других азиатских странах, чтобы, преодолев опасные разногласия, они достигли, в духе дружбы, последовательного заключения мира, которого с такой надеждой ждут эти народы.
В Рождество наша душа открывается к надежде, созерцая божественную славу, сокрытую в нищете Младенца, лежащего в пеленах в кормушке для скота: это Создатель вселенной, облекший Себя в бессилие новорожденного! Принять этот парадокс, – парадокс Рождества, – это значит открыть Истину, которая делает нас свободными, открыть Любовь, которая изменяет всю жизнь. В вифлеемскую Ночь Искупитель становится одним из нас, чтобы быть нашим спутником на коварных дорогах истории. Примем руку, которую Он нам протягивает: эта рука не желает ничего отнять у нас, только одарить.
Вместе с пастухами войдем в вифлеемскую лачугу, где нас встретит нежный взгляд Марии, молчаливой свидетельницы чудесного рождения. Да поможет нам Она достойно прожить этот период Рождества; да научит нас сохранить в сердце тайну Бога, ставшего ради нас человеком; да ведет Она нас по миру свидетельствовать о Его истине, Его любви, Его мире.
По материалам источников: Agnuz