ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Община Бозе издала экуменический мартиролог

03 января 2006

Начиная с первых веков существования Церкви, христиане собирали имена мучеников (греческое слово, обозначающее "мученика" происходит от "мартюс" – "свидетель"), живших в их области. В каждой местной церкви они составляли список ее епископов, последовательность которых обеспечивала апостольскую преемственность. В четвертом веке христиане Никомидии и затем региона Аквилеи, в заботе о всеобщем общении между Церквами, собрали списки этих мучеников каждой местности в один сборник – знаменитый "Мартиролог" Иеронима.

Веками, как на Западе, так и на Востоке, составлялись новые книги мучеников, обогащаемые непрестанно новыми именами и фигурами, которые предлагались в качестве образца всем христианам. На Западе эти мартирологи принимали классическую структуру; в них день за днем указывались имена Святых, воспоминаемых во время Литургии, иногда с отметками о месте мученичества и о жизни свидетеля, а также о том, что принесло ему известность. Параллельно создавались т.н. "золотые легенды", самая известная из которых принадлежит Иакову Ворагинскому, а также другие агиографические писания. На Востоке появлялись Минеи, содержавшие фрагменты в форме гимнов в честь Святых и синаксари – книги праздников, собрания исторических сведений о празднике или Святом.

В то время мартирологи имели экуменический характер. Но разделение Церквей восторжествовало над этим поиском единства. Новые имена продолжали добавляться в списки, но только в зависимости от принадлежности к той или иной Церкви. В некоторых случаях имена свидетелей даже вычеркивались вследствие их принадлежности к Церквам, объявленным еретическими или схизматическими. После Реформации некоторые Церкви решили ограничить воспоминание Святых только теми свидетелями, о которых повествуется в Писании; другие, опираясь на принцип "solus Christus" (Иисус как единственный посредник спасения) вовсе исключали святых из жизни Церкви. С появлением экуменического движения наметилась обратная тенденция. В XX веке для многих стало очевидным, что разделение между христианами вопиющим образом противоречит духу христианства. В этом контексте некоторые христиане признали, что освящающая сила Святого Духа может действовать за пределами данной конфессии. Другими словами, Святые находятся за пределами конфессиональных различий, и необходимо хранить живую память этого общего наследия.

Иоанн Павел II подчеркнул это в своем апостольском послании "Tertio millennio adveniente": "Именно экуменизм Святых и мучеников, может быть, является самым убедительным экуменизмом". В своей энциклике "Ut unum sint" он говорит: "Хотя, невидимым образом, общение между нашими общинами не достигло еще полноты, оно твердо зиждется на полном общении Святых, то есть тех, кто, прожив жизнь в верности благодати, находятся в общении со Христом во славе Его. Эти Святые происходят из всех Церквей и церковных общин, открывшим им доступ к общине спасения".

В 1996 году митрополит Смоленский Кирилл, председатель Отдела Внешних Связей МП, заявил в Ассизи: "Хотя св. Франциск появился после разделения Церквей, он открывает нам тот факт, что единство существует на более высоком уровне, там, где разделение не существует. Подобно св. Серафиму Саровскому, св. Франциск дает нам доказательство торжества единства над разделением. Так должно быть, чтобы надежда на воссоединение не иссякла".

В 2002 году, после выхода в свет итальянского оригинального издания "Книги свидетелей", созданной общиной Бозе, Экуменический Совет Церквей, в сотрудничестве со Св. Престолом, начал осуществление проекта, имеющего своей целью установить общий список мужчин и женщин, которые дали свидетельство Христу своей жизнью, то есть экуменический мартиролог. Община Бозе была создана Энцо Бьянки в послесоборные годы; она состоит из католиков и протестантов, но также готова к диалогу с православными.

В силу своего экуменического характера община Бозе стремилась собрать воедино все то, что разделяется всеми христианами – в том числе и святых. По словам Энцо Бьянки, воспоминать святых необходимо для того, чтобы строить Церковь. Община поставила своей целью научить христиан вспоминать во время Литургии свидетелей из разных Церквей. Таким образом, в начале 70-ых годов, она начала составлять "малый" экуменический мартиролог. Члены общины не представляли себе в то время, что это начинание превратится в большое приключение. Сотрудничество с Церквами оказалось затруднительным, и весь труд по созданию мартиролога оказался возложенным на саму общину.

Первая проблема, с которой столкнулась община, имела богословский характер: речь шла о критериях – кого можно считать мучеником, кто является "свидетелем"? В результате исследований оказалось, что в самом начале мартирологи включали собственно мучеников, то есть тех, кто пролил свою кровь, преследуемый in odium fidei, врагами веры. Однако вскоре в мартирологах стали перечисляться также исповедники, епископы, монахи и другие категории христиан.

Исходя из этой констатации, община определила для себя то, что делает из христианина мученика, в этимологическом смысле: его верность Господу. По словам брата Энцо Бьянки, лишь тот, кто живет по образу Господа Иисуса и день за днем отрекается от собственной жизни, чтобы жили другие, свидетельствует о силе Воскресения, действующей в мире. Он утоляет жажду смысла, мучающую человека. Исходя из определения свидетеля в ключе верности Господу, Святые всех Церквей нашли свое место в мартирологе. От официальных представителей различных христианских конфессий были получены списки тех фигур из их традиций, которые должны были войти в мартиролог.

В мартиролог вошли также мученики, которых можно назвать "конфессиональными" – христиане, павшие под ударами христиан другой конфессии, которые не могли терпеть их инаковости – протестанты, убиенные католиками в ночь св. Варфоломея, католики восточного обряда, преследованные за то, что они не хотели обратиться в православие. Эти христиане вошли в мартиролог, поскольку, по словам Энцо Бьянки, забвение не является хорошим средством для того, чтобы избежать ненависти и разделений – нужно помнить также и то анти-свидетельство, которое христиане давали Евангелию.

Составители учли также "праведных" из Ветхого Завета – ряд Церквей включает ветхозаветных пророков в свой календарь. Однако Израиль продолжает свое существование в истории, поэтому община решила вспомнить также сыновей и дочерей Израиля, которые жили в верности Торе и после пришествия Христа. Чтобы выбрать конкретные имена, община Бозе попросила совета у своих друзей из еврейских общин, с которыми она поддерживает отношения.

Таким образом, Раши, родившийся в Труа в 1040 году, автор прекрасных комментариев к Писаниям и к талмудическим текстам, нашел свое место в Мартирологе рядом с мучениками Израиля, отдавшими свою жизнь в верности Завету.

Нашли свое место в книге также "праведные среди народов" – те, кто рисковал своей жизнью, чтобы спасти евреев от ужаса нацизма. В конце мартиролога есть особая глава, в которую вошли фигуры, не принадлежавшие ни к Церкви, ни к Израилю, которые боролись против идолов, порождаемых человеческим разумом. Среди них Будда, Конфуций и Ганди, а также мусульмане Аль-Халладж (учитель-суфий, обезглавленный в 922 году) и Руми, один из самых известных поэтов-мистиков в Исламе, умерший в 1273 году. Об этом сообщает"Baznica"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама