ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Праздничная проповедь муфтия Р.Гайнутдина в московской Соборной мечети по случаю праздника Курбан-байрам

10 января 2006

Ассаляму алейкум ва рахматуллаhи ва баракатуh! Мир вам, милость Аллаха и Его благоволение! Дорогие братья и сестры, единоверцы! Дорогие сограждане-россияне!

Сегодня у мусульман всего мира большой праздник – Аид-аль Адха – праздник жертвоприношения. У многих мусульманских этносов России и стран Содружества Независимых Государств он больше известен как Курбан-Байрам, Курбан-аид. От имени Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Европейской части России, от себя лично сердечно поздравляю присутствующих в этом зале верующих, а также всех мусульман России, Содружества Независимых Государств великим праздником ислама. Я молю Аллаха даровать всем нам мир и радость, счастье и здоровье, душевный покой и успех в ваших делах и начинаниях!

К нам поступило много телеграмм с поздравлениями мусульманам по случаю праздника. Мусульман нашей страны с праздником поздравил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Мы хорошо знаем, что наш Президент очень много делает для преодоления исламофобии, которая, к сожалению, у нас существует, постоянно подчеркивает значение дружеских отношений между последователями разных религий для судеб России.

Передаю поздравление нашего Президента. Получена также телеграмма от председателя Правительства Российской Федерации Михаила Ефимовича Фрадкова. Нас с праздником поздравляет мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, человек, много делающий для создания комфортных условий бытия для представителей всех народов и религий, живущих в столице. Каждый раз мы с благодарностью принимаем поздравление одного из виднейших и авторитетнейших региональных руководителей России президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева. Традиционно с нашими религиозными праздниками нас поздравляет лидер Партии Патриотов России, депутат Госдумы Геннадий Юрьевич Семигин.

Нами получено еще много других поздравительных телеграмм. Мусульман с Курбан-Байрамом поздравляют известные государственные и общественные деятели, губернаторы краев и областей, президенты республик, депутаты и руководители законодательных органов разных уровней, религиозные деятели и верующие, дипломаты, руководители мусульманских организаций стран дальнего и ближнего зарубежья, многочисленные представители мусульманских общин России. Разрешите сердечно поблагодарить всех тех людей, которые направили свои добрые пожелания мусульманам в этот знаменательный для нас день.

Дорогие сограждане!

Вчера более двух с половиной миллионов мусульман из самых разных уголков земного шара закончили длившийся несколько дней хадж – паломничество к великим святыням ислама, находящимся в благословенном городе Мекке и его окрестностях. Среди них были и тринадцать тысяч мусульман из России. Все паломники, были одеты в одинаковые белые одежды – ихрамы, совершали одни и те же обряды. Тем самым они подчеркивали равенство всех мусульман перед Аллахом независимо от их цвета кожи и национальности, социального положения, Все дни хаджа паломники в едином порыве восклицали: "ЛяббайКя, Аллахумма, ляббайкя, ляббайкя, ля-шарикя ляКя, ляббайКя, инналь-хамда, ва-нни-мата ляКя ва-ль-мульк, ля шарикя ляКя!" ("Вот я перед Тобой. О Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине, хвала Тебе, и владычество, нет у Тебя сотоварища!)". Совершая хадж, паломники духовно приблизились к Аллаху, выразили свое поклонение перед Единым и Единственным Богом – Аллахом, Творцом и Создателем, вечным, не рожденным и не родившим, милостивым и милосердным. Неоднократно произнося ляббайку, паломники подчеркивали свою покорность Аллаху, готовность следовать Его заветам. Исполнив вчера все требования, предъявляемые исламом, паломники сегодня совершают жертвоприношение Аллаху. Поэтому наш праздник, приуроченный к окончанию хаджа, и называется Курбан-Байрамом – праздником жертвоприношения. Сегодня и мы, мусульмане, оставшиеся дома, пришли в мечеть на праздничное богослужение, пришли с тем, чтобы мысленно пообщаться с Аллахом, выразить Ему свою преданность и покорность, поблагодарить Его за жизненные блага, которые Он нам предоставляет. Духовно очистившись, вернемся в свои дома и также, как и паломники, совершив обряд жертвоприношения, исполним свой долг мусульманина.

Сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: "О, посланник Аллаха, что это за обряд жертвоприношения"? Он ответил: "Это суннат (предписание) вашего праотца Ибрахима (мир ему)". И спросили сподвижники:"Если мы исполним это предписание, то что будут нам за это?" Пророк ответил: "будет записано за вами благость за каждую шерстинку жертвенного животного", Дорогие братья! Вот как вознаграждает Аллах за наше деяние!

Дорогие сограждане!

Хадж – это, прежде всего, возможность припасть к истокам своей религии. Паломники посещают гору, где впервые после изгнания из рая встретились Адам и Хава, совершают семикратный обход вокруг Каабы – первого в истории человечества храма, посвященного Аллаху, поклоняются святым для верующих местам, связанным с возникновением и становлением первой мусульманской общины во главе с пророком Аллаха Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). В дни хаджа все мусульмане вновь и вновь отдают дань уважения и вечной благодарности деяниям пророков, усилиями и стараниями которых человечество постепенно пришло к почитанию Единого Аллаха. Паломники с особым усердием вспоминают деяния пророка Ибрахима, который был одним из наиболее ярких сподвижников единобожия. С его именем непосредственно связан хадж и составляющие его обряды. Пророк Ибрахим (мир ему) жил в далекие времена господства язычества – многобожия, когда люди почитали звезд, поклонялись множеству идолов. Будучи еще совсем молодым человеком, он пришел к признанию Единого Бога, призывал членов своей семьи, окружавших людей следовать за ним. Не найдя понимания и поддержки, будучи преследуем и гоним, он, по указанию Аллаха, покинул родной город и проповедовал во многих городах и селах Аравийского полуострова. Пророк Ибрахим достиг немалых успехов в проповеди единобожия, его деятельность и праведная жизнь были высоко оценены Всевышним Аллахом. Но у него и его жены Сары долго не было детей и они это тяжело переживали. Однажды Сара сама предложила мужу жениться на своей служанке Хаджар. Ибрахим (мир ему) выполнил это пожелание и обратился к Господу с просьбой даровать ему сына (Коран, сура 37, айат 98; далее 37:98). И Аллах обрадовал его и Хаджар сыном (37:99), которого они назвали Исмаилом (мир ему).

Но после рождения Исмаила (мир ему) отношения между Сарой и Хаджар резко ухудшились. Ведь всем людям знакомы такие чувства, как зависть, ревность. Были присущи они и Саре, которая, глядя, как Хаджар ласкает новорожденного сына, завидовала ее счастью. И она потребовала от мужа удалить их подальше от нее. Пророк Ибрахим (мир ему), поселил Хаджар и Исмаила (мир ему) в Мекке, куда постоянно приезжал. В один из своих приездов, повествует Священный Коран, пророк увидел сон, в котором он закалывал сына в жертву. Почувствовав, что это желание Аллаха, Ибрахим (мир ему) решил принести сына в жертву и обратился к нему со словами: "Сынок мой, видел я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь".

Услышав сообщение отца, Исмаил (мир ему) ответил: "Отец мой, делай, что тебе приказано, ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым". Но в тот момент, когда отец поверг сына на лоб и готовился поднять на него нож, Аллах воззвал: "О Ибрахим, ты оправдал видение" (37:100-105).

Вот так Аллах вознаградил преданного ему Ибрахима (мир ему). Благодарный пророк принес в жертву овцу, и это стало указанием для мусульман никогда не проливать безвинную человеческую кровь. Прошли годы и отцу и сыну выпала большая честь восстановить запущенную временем и отступившими от единобожия язычниками Каабу – первый дом Аллаха. Во время возведения стен Каабы Ибрахим (мир ему) клал кирпичи, а сын подавал ему камни и готовил раствор. Камень, на котором стоял пророк, сохранил отпечаток ступней пророка, за что этот священный камень получил название "Макам Ибрахим" ("Место стояния Ибрахима"). В стену храма был замурован Черный Камень, спущенный с неба архангелом Джибрилом. Закончив все работы, пророк Ибрахим (мир ему) обратился к Аллаху с мольбой сделать Каабу местом хаджа – паломничества. Аллах принял просьбу Ибрахима (мир ему) и поручил "возвестить людям о хадже", разработать все связанные с его совершением правила, которые и поныне соблюдаются всеми паломниками.

Уважаемые сограждане!

Несколько дней тому назад мы вступили в новый – 2006-й год. Прошедший год стал для мусульман России значимым и знаменательным. Выступая на саммите Организации Исламская Конференция наш Президент Владимир Владимирович Путин заявил, что двадцать миллионов мусульман России являются составной частью исламского мира и должны чувствовать себя защищенными. В сентябре прошлого года Россия стала наблюдательным членом Совета Организации Исламская Конференция. Наша страна широко и торжественно отметила 1000-летие Казани. Были открыты новые мечети, проведены научно-практические конференции, приуроченные к юбилею. Состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент большого молельного зала Московской Соборной мечети и началось его строительство. Эта мечеть никогда не закрывалась, и долгие десятилетия служила духовным центром мусульман огромного государства. Таковой она остается и в наши дни. Ее ныне посещают представители всех народов стран Содружества Независимых Государств, многих зарубежных стран. И мы надеемся, что в расширении существующих и строительстве новых помещений Московской Соборной мечети примут посильное участие и наши зарубежные друзья. Уже выразили свою готовность внести свой вклад в это богоугодное дело многие соотечественники и представители зарубежных стран. Среди них и казахстанцы, наши ближайшие соседи. Он участвовали в возведении мечети Памяти на Поклонной горе Москвы, поставили белый мрамор для строительства Храма Спасителя. И нас радует, что инициатор таких дел президент Нурсултан Абишевич Назарбаев подавляющим большинством граждан переизбран вновь на этот высокий пост. Завтра состоится его инаугурация. Мы от всей души поздравляем президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева и желаем ему успехов в работе, здоровья и семейного счастья.

Мы, мусульмане России, может утверждать, что для нас прошедший год был весьма значительным. Мы надеемся, что, даст Аллах, и в 2006 году Аллах не оставит нас без Своей милости и год будет для нас успешным. Молю Всевышнего Аллаха даровать нам успехи во всех наших делах, не обделять нас своей помощью в деле духовного возрождения мусульманской уммы и всей страны.

Дорогие соотечественники!

Накануне нового года отметили Хануку – праздник света наши братья – иудеи. Затем пришел праздник других наших братьев – католиков – Крисмас. 7-го января Рождество Христово отмечали наши православные братья. Иисуса Христа – в исламе пророка Ису (Г.С. мир ему) – мы, мусульмане высоко почитаем. Мы искренне поздравили и поздравляем своих братьев с праздниками и искренне желаем им благополучия, счастья и здоровья.

Наличие в нашей стране большого количества народов, исповедующих множество религий, заставляет нас, религиозных деятелей, постоянно помнить об исключительной важности для России межнационального и межконфессионального мира и согласия. Готовясь к этой проповеди, я все время вспоминал слова главы нашего государства Владимира Владимировича Путина, высказанные несколько дней тому назад. Вот как они звучат: "Во все времена Россия была сильна своим народным единством, сильна сплоченностью живущих в ней многочисленных народов. И надо ясно понимать, что воинствующий национализм, ксенофобия, призывы к насилию и межэтнической розни угрожают самой стабильности нашего многонационального государства. Необходимо решительнее действовать как в пресечении подобных преступлений, так и в выявлении их идейных вдохновителей и организаторов". Как мне кажется, действующие в нашей стране религиозные организации могли бы внести свой заметный вклад в дело сплочения и единения народов нашей страны. Сказанное, как мне представляется, в первую очередь относится к традиционным для страны религиям, особенно иудаизму, христианству и исламу, последователи которых составляют абсолютное большинство населения нашей страны. Каким образом, какими путями это сделать?

Прежде всего, нам, религиозным деятелям и верующим, независимо от нашей религиозной принадлежности следует постоянно помнить, что все мы являемся гражданами одной многонациональной и поликонфессиональной страны, одного государства. Нельзя никогда забывать, что Россия стала многонациональной и поликонфессиональной не из-за миграции последних лет, а со времен древней Руси, в которой проживало не менее двадцати разных народов. Следует помнить, что Россия многонациональной и поликонфессиональной страной в еще большей степени стала благодаря объединению множества народов и исторически принадлежащих им земель в едином государстве. Вот почему откровенно враждебными нашему государству, его интересам звучат лозунги типа "Россия для русских", отношение к отдельным народам, в частности, мусульманским, являющимся коренным населением страны.

Мы, религиозные деятели, можем сделать многое для разъяснения своим прихожанам этих истин, того факта, что все народы являются гражданами России и должны быть едины в своих устремлениях, идти к общей для всех цели. Что у нас у всех должна быть общая боль, общая заинтересованность в успехе важнейших экономических, социальных и духовных преобразований в стране. Что мы зависимы друг от друга, поэтому в равной степени должны делить заботы и радости своего государства, не делить земли и народы на "своих" и "чужих".

Если поймем, что для судеб страны, следовательно, и для будущего наших религий, важно сохранение единства наших народов, то можем способствовать этому и укрепляя единство последователей разных религий. Как этого добиваться? Не делить религии на "исконные" и "неисконные", не требовать особого положения для своей религии и ее общин, а исходить из необходимости обеспечения равных возможностей для деятельности всех религиозных общин. Особое значение мог бы в этом деле занимать акцент в религиозном просвещении не на том, что разъединяет, а на том, что объединяет наши религии. Взять хотя бы сегодняшний праздник мусульман, вернее, его происхождение. Каждый человек, кто хоть немного знаком с историей и учением распространенных в нашей стране религий, может найти в истории пророка Ибрахима (мир ему) и его сына Исмаила что-то знакомое. Действительно, эта история, за исключением отдельных деталей, напоминает библейскую историю пророка Авраама, его жены Сарры и их сына Исаака. Изучая Коран и Библию, Священную историю ислама, иудаизма и христианства мы находим много и других общих сюжетов. Причем речь идет не о сходстве внешнем – общих для трех религий преданий и событий, имен пророков. Внимательное изучение показывает наличие общего в нравственном учении ислама, иудаизма и христианства. Даже понятие "священной войны" – джихада, которым часто упрекают ислам, имеет место и в Библии. Главное же сходство, близость в учениях трех религий заключаются в другом, более существенном. Я имею в виду, что мусульмане, иудеи и христиане поклоняются одному и тому же Богу. Нет Бога мусульманского, иудейского и христианского. Аллах и Бог однозначны. Поэтому в отдельных переводах смыслов Корана на русский язык Аллах переводится как Бог. Хочу напомнить всем, что в самой первой книге Библии – "Бытии" Бог обозначен как Элоах, Элохим (Аллах). А арабы-христиане до наших дней величают Бога Аллахом.

На самом же деле секрет сходства и близости трех религий кроется в другом. Дело в том, что все они последовательно возникли и развивались на Аравийском полуострове, среди арабов и евреев, а если быть точнее, у семитских народов, населявших его. У народов, которые имели общее происхождение, одну и ту же социально-политическую и религиозную историю.

Говоря об общем в трех религиях, я не забываю и о тех существующих между их учениями концептуальных и принципиальных различиях. Помню я и о веках вражды и противостояний, которые существовали между их последователями и породили множество предрассудков и предубеждений у верующих и богословов. Предрассудков и предубеждений, сохраняющихся и в наши дни. Вот почему считаю необходимым напомнить современному духовенству известную богословскую теорию о всеохватности Божьей милости – "рахмат иилахия гомумияте". Она принадлежит известному татарскому религиозному реформатору прошлого столетия Мусе Бигиеву. Сторонник всееднтсва трех единобожных религий, он, оставаясь на позиции ислама, последовательно отстаивал идею корректного отношения к верующим иудеям и христианам. Он справедливо полагал, что милость Всевышнего Аллаха по отношению к уверовавшим в Него рабам носит универсальный характер. Разве сегодня мы, мусульманские богословы, живущие в двадцать первом веке, не можем извлечь полезный опыт из наследия нашего всемирно известного единоверца и соотечественника? Я абсолютно уверен, что можем и должны!

Уважаемые сограждане!

Я вновь и вновь подчеркну, что вера в Единого и Единственного для всех Бога – Аллаха может и должна быть выше имеющихся отличий, служить основой дружеских отношений верующих трех религий. Эта вера, наряду с общим гражданством, должна служить основой постоянного диалога духовенства и последователей трех религий на всех уровнях – начиная от Москвы и кончая самыми дальними уголками нашей Родины. Такого рода диалог уже давно стал неотъемлемой частью религиозной жизни поликонфессиональных Европы, США и Канады, некоторых стран Азии и Африки. Я не могу не отметить, что идея диалога религий постепенно начинает воплощаться и в религиозной жизни нашей страны.

Дорогие братья и сестры!

Мы в своих проповедях много времени уделяем теме богобоязненности. Богобоязненность вселяется в сердце искренне верующего человека. Слово "Вера" на арабском языке звучит "Иман". Также и на персидском, индонезийском и тюркском и других языках мусульманских народов. На татарском и башкирском языках словом "Имэн" еще называют дерево "Дуб".

В наших широтах, в наших лесах самой мощной, самой твердой – крепкой породой дерева является дуб. И это дерево, символизируя твердость и крепость, символизирует нашу веру. В человеке "иман-вера во Всевышнего Творца, нашего Господа Миров должна быть твердой и крепкой.

Ислам, как прекрасное, дающее мощную энергию дерево имеет множество корней, которыми получает влагу и подпитывается. Самыми главными, поддерживающими устойчивость ствола, не поддающегося сильным ветрам, которые хотят свалить это дерево, являются 5 корней. Они – эти 5 корней являются 5-ю столпами Ислама.

"Ислам (построено – буквально) основывается на пяти столпах: (Иман-вера; Намаз – молитва; Ураза – пост; Закят – добровольное пожертвование; Хадж – паломничество).

1.Свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха (шахада); 2.Совершение молитвы (пятикратной в течение суток) 3.Выплата закята; 4.Совершение хаджа; 5.Соблюдение поста в месяце Рамадан.

Чтобы наше дерево "Имэн", дающее нам энергию и силы не засохло, необходимо постоянно заботиться о нем, подпитывая его. А подпитка – это выполнение установленных Исламом 5 вышеперечисленных своих обязанностей, обязанностей мусульманина.

Дорогие братья и сестры!

Я напомню вам проповедь нашего Пророка Мухаммада (с.а.вас.) во время прощального паломничества "О, люди! Слушайте мои слова, ибо, поистине я не знаю, может быть, после этого года, этого хаджа я уже никогда не встречу вас на этом месте. Поистине, ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священными, сколь священным является этот день. Поистине, отменяется все, что было во времена джахилийи (то есть, до прихода истины от Всевышнего Аллаха), отменяется месть за кровь; и бойтесь Аллаха быть несправедливыми"

Далее Посланник Аллаха призвал жить в согласии, любви и справедливости в семье, ухаживать за своими родителями и быть уважительными к окружающим, заботиться о сиротах, бедных и нуждающихся.

Совершающий преступление, совершает его против себя же. Поистине, шайтан уже не надеется на то, что человек ему будет поклоняться, однако, станет повиноваться в таких делах, которые он считает незначительными, и будет доволен этим. Так остерегайтесь шайтана, который течет в крови по вашим жилам.

Расулуллаh с.а.вас. сказал : "Я оставляю среди вас две вещи, благодаря которым вы не собьетесь с истинного пути, если будете крепко держаться за них: Оставляю Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника"

Далее он призвал мусульман: "О, люди, поистине не будет пророка после меня; поклоняйтесь же вашему Господу-Аллаху, совершайте пять ваших молитв, поститесь в ваш месяц, выплачивайте закят с вашего имущества по своей воле, совершайте хадж к дому вашего Господа, подчиняйтесь вашим правителям, избегайте греховного, богопротивного войдете в рай Вашего Господа!

Затем Посланник Аллаха, с.а.вас. спросил у паломников : "Что вы скажете, когда вас спросят обо мне? И они ответили: " Мы засвидетельствуем, что ты довел нам то, что тебе было велено передать, сохранил в целостности то, что было тебе доверено, и наставлял нас."

Тогда Пророк поднял вверх указательный палец, а затем указал им на людей и трижды воскликнул: "О, Аллах, засвидетельствуй это!" После того, как пророк, с.а.вас., закончил произносить свою проповедь, Аллах Всевышний и Всемилостивый ниспослал ему следующий аять: "Сегодня Я довел до совершенства для вас религию, и довел до безграничности вам свою милость, и одобрил Ислам как религию для вас." (Трапеза,3)

Дорогие братья!

За несколько дней до совершения обрядов хаджа случилась трагедия в благословенной Мекке – под обрушившейся стеной одной из гостиниц города погибли более семидесяти паломников и около шестидесяти получили ранения. Мы молим Аллаха засчитать погибшим хадж, как завершенный, а их души принять шахидами и ниспослать им благоденствие в вечном мире. Не могу не сказать и о том, что по-прежнему у нас болит сердце, видя как льется кровь в Ираке, продолжаются конфликты и противостояния в Палестине и Афганистане, неспокойно на Северном Кавказе. И в этот священный для нас день, когда, без сомнений, принимаются все наши молитвы, мы молим Всевышнего Аллаха ниспослать мир и покой, дать людям долгожданный мир, стабильность и согласие в мире.

Уважаемые мусульмане!

В заключение мне бы хотелось обратить ваше внимание на два момента из учения ислама. Первый из них касается людей, совершивших хадж. После хаджа, как сказал пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), паломник возвращается домой как новорожденный, без грехов. Означает ли это, что он навсегда останется в таком положении? Конечно же, нет. Ведь бывает так, что, возвратившись из паломничества, человек совершает греховные дела, нарушает взятую на себя во время хаджа обязанность во всем следовать заветам Аллаха. Вот почему в Священном Коране побывавшие на хадже верующие предостерегаются: "Не дойдет до Аллаха ни жертвенное мясо, ни кровь жертвенного животного, но доходит до Него богобоязненность ваша" (22:38).

И это предостережение касается каждого из нас. Да, важно всегда оставаться богобоязненными и задумываться о том, будет ли доволен наш Создатель и Творец нашими делами и поступками.

Совершение хаджа является одним из пяти обязанностей мусульманина перед исламом. Второй момент учения ислама как раз касается верующих по разным причинам еще не совершивших хадж. Многим из нас, я уверен, еще предстоит выполнить эту почетную миссию. Тем же, которым это не удастся, напомню айаты Священного Корана: " А у Аллаха – на людях обязательство хаджа к дому, для тех, кто в состоянии совершить путь к нему" (сура 3, аяты 90 – 91).

Следовательно, хадж обязаны совершать только те из мусульман, которые имеют соответствующие материальные возможности и здоровье. Главное для мусульманина, как сказано в Священном Коране, богобоязненность. Так давайте же все будем богобоязненными, будем стремиться больше молиться и добросовестно выполнять свои религиозные об

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама