ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Между исламом и западом

Сумеет ли Россия выстроить "особые отношения" с мусульманскими странами?

Алексей Малашенко :: 11 января 2006

Слова российского президента о том, что "Россия всегда была самым верным, надежным и последовательным защитником интересов исламского мира", которые он произнес во время декабрьского блиц-визита в Грозный, были произнесены накануне его поездки на сессию АСЕАН в Малайзию. Это был сигнал Западу о том, что Москва не собирается бросать своих союзников – Иран, Сирию, тем более Узбекистан. В то же время они явно были адресованы мусульманскому сообществу России и особенно мусульманам Северного Кавказа, где проблема религиозного радикализма особенно остра.

В поисках позитивного имиджа

Проще всего назвать исламский пассаж президента конъюнктурой. С формальной точки зрения так оно и есть. И тем не менее за его сентенцией стоит целый срез российской политики на южном направлении, а заодно и взгляд на то, что происходит внутри российского мусульманства.

Несмотря на великое множество попыток определить, на каких принципах должны строиться отношения России с мусульманским миром, вопросов остается больше, чем ответов. И первый вопрос заключается в том, а можно ли вообще говорить об отношениях с этим миром как с неким целым?

Да, в мировом мусульманстве присутствует устойчивое интеграционное начало. Он существует как достаточно гомогенное цивилизационное пространство, спаянное единой религией, многими общими чертами сознания, в значительной степени общей историей, а отсюда – близким восприятием немусульманской ойкумены, прежде всего Запада.

Здесь действуют основанные по конфессиональному принципу международные объединения – Организация исламская конференция, Всемирная исламская лига, Исламский банк развития и многие другие (хотя и за их деятельностью можно увидеть частные национальные интересы спонсирующих их стран).

Однако одновременно мусульманский мир – гигантский конгломерат обществ, разноориентированных государств, каждое из которых имеет свои национальные интересы, превалирующие над идеей солидарности на религиозной основе. В отдельно взятых ситуациях, – например, в ближневосточном конфликте, или в связи со вторжением войск коалиции в Ирак мусульманское сообщество имеет единое мнение. Но так или иначе, это единство носит единовременный характер и проявляется по конкретному поводу.

В такой ситуации "отдельное" выстраивание чьих бы то ни было отношений с мусульманским миром выглядит нереальным.

Зато возможно формирование у мусульманства некоего позитивного имиджа России. Конечно, из имиджа кафтана не сошьешь, зато он создает благоприятный фон, располагающий местные правящие элиты развивать отношения с Москвой. Да и мусульманская общественность в атмосфере беспросветной борьбы с исламским терроризмом становится особо чувствительной к каждому доброму слову об исламе.

СССР воспринимался в мусульманском мире неоднозначно. С одной стороны, Советский Союз оказывал безоговорочную поддержку арабам в ближневосточном конфликте; могучим потоком закачивалось в мусульманские страны вооружение; Москва обеспечивала геополитический баланс, позволявший мусульманским лидерам фрондировать перед Западом. С другой стороны, все были осведомлены о гонениях на ислам, а требование соглашаться с некоторыми положениями Маркса (еврея) доводило некоторых особенно ранимых мусульманских вождей до умоисступления. Крайне негативно повлияло на советско-мусульманские отношения вторжение в Афганистан.

Но даже принявший чуть ли не общеисламский характер джихад против "шурави" не обрушил до конца представление об СССР как о союзнике и спонсоре, на которого можно опереться в случае конфликта с Западом.

Деньги не пахнут

После распада Советского Союза ослабленная, погруженная во внутренние разборки, отказавшаяся от конфронтации с Западом Россия в глазах мусульман не выглядела столь же привлекательно, а главное, внушительно. На нее смотрели как на младшего партнера Запада, солидарного с ним почти по всем пунктам геополитики. Москва быстро утратила остатки советского влияния на Ближнем Востоке. Еще более ухудшился ее образ из-за чеченской войны, в которой она жестоко и безуспешно (демонстрируя военную несостоятельность) сражалась против "своих" мусульман и где она вновь натолкнулась на джихад.

К концу прошлого столетия падение популярности России среди мусульман достигло критического уровня.

Ситуация стала меняться в 2002 г., когда Москва разошлась с Соединенными Штатами во взгляде на иракский вопрос. Кремль подтвердил неизменность своего курса в отношении Ирана, активизировал отношения с Сирией, укрепил связи с Малайзией. Была предпринята попытка (не слишком удачная) повысить роль России в ближневосточном конфликте. В 2003 г. начался диалог о возможности соучастия России в деятельности ОИК. Наконец, Россия стала энергичнее действовать в Центральной Азии, которая, несмотря на свою "постсоветскость", является вполне легитимной частью мусульманского мира.

Все это происходит в обстановке растущих трений Москвы с западными партнерами. Отношения с США можно определить как мягкую конфронтацию. Все более скептически глядит на Россию Европа.

Россия пытается повысить свой авторитет в мусульманском мире, развивая сотрудничество в основном с теми государствами, для которых характерны антизападная (и антиизраильская) направленность, а также авторитарные формы правления.

Наибольшую материальную отдачу России приносит сотрудничество с Ираном, которому Россия, приняв эстафету у Советского Союза, уже долгие годы оказывает содействие в создании ядерной энергетики (реализация проекта атомной станции в Бушере оценивается в 1 млрд долл.). Есть доход и от сотрудничества в военной сфере. На фоне ожидаемого снижения продаж военной техники Китаю и Индии деньги, которые Россия получает от Ирана, Малайзии и Сирии за поставку в эти страны оружия, становятся весомым подспорьем для ВПК. Контракт на поставку в Иран зенитно-ракетных комплексов "Тор М-1" достигает 700 млн долл. На целый миллиард подписано в 2003 г. соглашение с Малайзией о продаже 18 истребителей Су-30 МКМ, а также инфраструктуры по их обслуживанию.

России важно продемонстрировать самостоятельность своего курса, хоть в какой-то степени опровергнуть идею однополярного мира. Пожалуй, в этом же контексте можно рассматривать перспективы расширения Шанхайской организации сотрудничества, подключив к ее деятельности мусульманские Пакистан и Иран, а также Индию, что в принципе превращает ШОС в некое подобие евразийского центра силы.

Преимущества национальной специфики

Позиции России и Запада расходятся по такому принципиальному вопросу, как перспективы демократизации мусульманского мира, построения там гражданского общества. В США и Европе рассматривают его трансформацию как единственный путь избежать постоянной конфронтации, уйти от так называемой "исламской угрозы", которая ассоциируется с хантингтоновским столкновением цивилизаций.

Россия же, несмотря на зачастую близкую к западной фразеологию, на деле этими проблемами не озабочена. Более того, одной из негласных основ сотрудничества между Россией и Ираном и особенно Узбекистаном является установление жесткого государственного контроля над обществом, игнорирование проблем свободы и прав человека. От нынешней России трудно ожидать иного подхода.

При этом Москва настаивает на необходимости признавать и понимать национальную специфику развития, помнить об опасностях, возникающих при форсировании процесса демократизации. Однако российские политики не могут не знать, что рассуждения о самобытном развитии по большей части служат местным коррумпированным элитам камуфляжем для сохранения своего правления. Тем самым Кремль в каком-то смысле оправдывает свои представления и о трансформации самой России, где также делается упор на "самобытность" российского пути, одной из главных отличительных черт которой является "управляемая демократия".

Такого рода самобытность может определяться не только национальными традициями, но и религией, в том числе интерпретируемой с радикальных позиций. Москву отнюдь не смущает, например, приверженность иранской элиты религиозному радикализму. Некоторые политики и эксперты вообще полагают, что "фундаменталистский Иран ближе России, чем православная Грузия и "братская" Украина". И в каком-то смысле они правы.

Одним из достаточно популярных тезисов, касающихся политики России в мусульманском мире, является утверждение о наличии у нее возможности выстроить с ним "особые отношения". Некоторые исламские политики и идеологи, а также претендующие на звание оных, любят повторять, что "спасение" России состоит в форсировании связей с мусульманским миром, что мусульманские инвестиции могут быстро и с большой эффективностью прийти в нашу страну, дав мощный импульс ее развитию, одновременно освободив ее от западной зависимости.

Ваххабизм ваххабизму рознь

Очевидно, имеется в виду, что наши мусульмане, точнее, мусульманский бизнес и политика, могут сыграть роль некоего "моста дружбы", иными словами, стать проводниками российских интересов в мусульманском сообществе. При этом упускается из виду, что они негласно оказываются лоббистами мусульманского зарубежья в России. Собственно говоря, в этом нет ничего оригинального. Другое дело, что бизнес действует исходя из материальных, финансовых условий, а не конфессиональной принадлежности.

Да и российское руководство относится к такого рода мусульмано-мусульманскому сотрудничеству с осторожностью, опасаясь, что оно может быть использовано радикальными исламистскими организациями. Существуют проблемы и со странами, в которых эти организации базируются.

В этой связи уместно напомнить, сколь противоречиво складываются отношения России с "колыбелью ислама" – Саудовской Аравией, правящая элита которой всегда подозревалась Москвой в стремлении насадить в России ваххабитский ислам. Само слово "ваххабизм", который исповедует саудовская монархия, в устах кремлевских политтехнологов звучит как ругательство. И лишь в самое последнее время отношение к нему становится более нейтральным (о чем свидетельствует, например, вполне объективный подход к феномену ваххабизма постпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака).

И уж, конечно, Россия и саудовское королевство конкуренты – пусть и не прямые – на нефтяном рынке. В Москве хорошо помнят, как несколько лет назад забеспокоились в Эр-Рияде, когда вдруг пошли разговоры о возможности замены саудовской нефти, шедшей на пополнение американских стратегических запасов, нефтью российской.

Есть у России проблемы и с другими мусульманскими государствами, например с Алжиром, так и не решен вопрос о выплате им долгов, накопившихся со времен СССР, туманны перспективы России в Ираке, где новая власть не расположена покровительствовать российским нефтяным компаниям.

А со многими мусульманскими странами у России практически нет никаких отношений.

Россия смотрит на Восток, Россия смотрит на Юг. Россия ищет партнеров, заинтересованных в деловом сотрудничестве и политическом взаимодействии. В мусульманском мире ее воспринимают в целом позитивно, но также и индифферентно – опасливо, ощущая ее как некий "полузапад". (Слово "евразийство" здесь никто не выговаривает, да и вообще оно в ходу лишь в узком кругу постсоветских мечтателей.) И России предстоит сделать немало усилий, чтобы обрести в лице мусульманских стран конкретных, заинтересованных в длительном сотрудничестве с ней партнеров.

Источник: Новое время

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама