Россию можно смело назвать страной праздников, причем у нас застолья носят поистине эпический характер. Былинные герои меркнут в сравнении с современными богатырями Европа всегда смотрела на Московию настороженно, и безумный XX век лишь укрепил иноземцев во мнении, что эта дикая северная страна навсегда останется загадкой для остального мира.
А ведь действительно, есть от чего поднимать брови и округлять глаза: всем своим сердцем стремясь на Запад, россияне порой демонстрируют чудеса самостийности.
Доказательством тому служит обилие праздников, причем весьма экзотических. Вволю нагулявшись на зимних каникулах вместе со всем христианским миром, в январе россияне все начинают по-новой.
Эту катавасию с праздничными днями смело можно считать памятными днями революции, взамен отмененных ноябрьских. В царской России вопрос о переходе на единое со всей Европой летоисчисление поднимался неоднократно, но календарь был прочно привязан к церковными праздниками, а "подвинуть" религию тогда было практически нереально. Русское астрономическое общество считало, что "нет основания для введения в России, а тем более в Русской Церкви, заведомо неправильного грегорианского календаря". Переход с юлианского на грегорианское летоисчисление смогли устроить лишь большевики в 1918 году. До этого календарная смена года не противоречила церковным правилам: Новый год выпадал на святки 12 дней от Рождества до Крещения. Мало того, эти дни полностью совпадали с языческой Колядой. Постов в это время нет, и россияне с удовольствием устраивали пышные застолья.
Теперь отметить приход Нового года, не конфликтуя с религиозными чувствами, сложно, так как этот праздник в аккурат приходится на строгий Рождественский пост.
В революционной России это мало кого волновало, но после развала советской империи религия снова заняла место в культурном сознании.
Отметить Новый год, не вступая в противоречие с канонами православной веры, можно, передвинув застолье. Таким образом, у россиян появился не вполне официальный, но любимый вне зависимости от вероисповедания праздник, получивший совсем уж невнятное название: Старый Новый год.
Отчаявшись найти логику в названиях и датах, попробуем хотя бы разобраться в истории святочных торжеств.
Мистика и чертовщина
Это время действительно считалось на Руси самым мистическим и волшебным, во многом примирив христианский мир с языческими традициями. Считалось даже, что с Рождества до Крещения по ночам по улицам шастают черти. Эти дни оказались вполне приемлемыми для гадания. Вот лучшее подтверждение загадочности русской души, в которой языческая мистика мирно уживалась с христианством. Да и церковь, что примечательно, на гадания смотрела сквозь пальцы.
Ох уж это неубиваемое желание заглянуть в будущее! На эту удочку радостно попадают все от дикарей-язычников до суровых материалистов. Ну и, разумеется, рубежные календарные даты обостряют мистическое миропонимание. В самом деле, когда же еще обращаться к силам природы, как не в ночь, когда один год уступает место другому. Язычники вполне с этим соглашались, также выделяя Солнцеворот смену зимы на лето. Христиане вполне удовольствовались Святками. Это немного жуткое, а потому привлекательное время, когда явь принимает многое из потусторонних сказочных миров.
Святочные гадания могут уверенно занять место в мире народного творчества, наряду с песнями и сказками. Способы предсказания судьбы передавались из рода в род и веками существовали в практически неизменном виде. До революции гадания в эти дни были практически обязательными.
Суженый-ряженый...
Самыми увлеченными гадалками были незамужние барышни, стремившиеся с помощью мистики угадать жениха и время свадьбы. В полночь наши прабабушки выходили на перекресток или к церкви и обращались в слух. Ведь именно по характеру звуков можно было узнать, что ожидает девушку в грядущем году: смерть или свадьба. При таком максимализме неудивительно повышенное внимание барышень.
Слабонервным приходилось совсем туго, тем более что и другие гадания выдавали не менее категоричный ответ. Так, если в стакан воды выпустить яичный белок и поставить все это в печь, можно ожидать успешного брака, если из смеси появится фигура в виде башни, и всю ту же скорую погибель, если в стакане окажется четырехугольник.
Не меньшим мужеством обладали и гадальщицы, накрывая в комнате стол и ожидая жениха со словами: "Суженый-ряженый, приди ко мне поужинать". Успехом такого гадания можно было назвать завывание вьюги за окном. Долгожданный "суженый" должен был назвать свое имя.
Был и такой весьма жуткий способ предсказания: в лунную ночь любопытная девица ложилась на лед у проруби и старалась в стылой воде разглядеть свою судьбу.
Хотя существовали и более забавные гадания. Для таких развлечений использовалось все, что есть под рукой: бобы и иглы, кофейная гуща и выброшенные за дверь башмачки, солома и грецкие орехи. Не оставляли в покое и домашних животных. Например, великолепное "куриное" пророчество. Рябу вносили в дом, где в разных местах ее ждали вода, хлеб и кольца. От того, куда направлялась наседка, зависело будущее девицы.
Но главным настроением этих праздничных дней все-таки была радость и примирение. До революции все издания в своих рождественских номерах публиковали трогательные рассказы на грани сказки и реальности, призывали к благотворительности. А вот "рецептов" гадания практически не печаталось.
Современный человек одинаково оторван от язычества и христианства. Не многие религиозные традиции пережили эпоху материализма. Возвращение к корням своего народа необходимо и интересно, а вот какой багаж из прошлого взять, а что должно остаться милым преданием, должен решить каждый. При взгляде из XXI столетия можно отказаться от многих предрассудков и передать потомкам лишь доброту, радость и желание помочь ближнему, тогда Святки из череды застолий снова превратятся в самое светлое и сказочное время в году.
16.01.2006
Источник: Версия в Питере (Санкт-Петербург)