ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Прорубь особого назначения

19 января отмечается один из важнейших православных праздников – Крещение

Валерий Каджая :: 16 января 2006

Для русского человека крещение есть приобщение к кресту. Но вот по-гречески обряд принятия в лоно церкви называется baptisma (от baptize – окунаю), и это куда ближе к истине.


Обряд крещения состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (у православных), либо в поливании водой головы крещаемого (у католиков). В протестантских церквах крестят, как правило, уже взрослых, которые свой выбор делают сознательно.

Свое русское название обряд получил так потому, что в X веке, когда произошло крещение Руси, крест уже давно стал и в Риме, и в Византии священным символом веры. Однако на заре христианства крест у жителей Римской империи, в том числе и у первых христиан, ничего, кроме ужаса и отвращения, не вызывал: ведь распятие на кресте было не только самой мучительной, но и самой позорной смертью, которой обычно подвергались рабы и неримляне. Римский гражданин согласно закону не мог быть распят. Лишь в 314 году император Константин отменил эту казнь, но понадобилось еще полтора – два века, чтобы крест стал предметом религиозного почитания у христиан.

Что же касается ритуальных омовений, то первые христиане заимствовали этот обряд у иудеев. У них существовал обычай, по которому, если иудейство принимал язычник, он сначала должен был искупаться в купели и тем самым как бы смыть с себя прежнюю греховную жизнь. Эта же идея заложена и в христианстве, согласно которому люди рождаются запятнанными первородным грехом прародителей человечества Адама и Евы. Крещение призвано "смыть" этот грех, открыть путь к спасению. Омовению в водах Иордана подверг Иисуса Иоанн, прозванный за то Крестителем: Христос вошел в реку, а Иоанн поливал его водою. Иоанн крестил Иисуса, почему и зовется он еще Предтечей, ибо предшествовал приходу Мессии. До своего же крещения был Иисус обыкновенным еврейским мальчиком, исправно ходил в синагогу и даже подвергся по иудейскому обычаю на восьмой день своего рождения обрезанию. В честь чего верующие христиане на восьмой день после Рождества отмечают праздник Обрезания Господня, который приходится аккурат на Новый год.

Христианство первоначально развивалось как одна из сект иудаизма, иудеи же дня рождения не отмечали, считая, что в нем "начало и вина всей скорбей и страданий человека". Лишь в начале III века в Египте, в христианской общине Александрии, самой многочисленной в то время, стали, наконец, праздновать Рождество, а также Крещение и Богоявление Христово.

О том, что Крещение и Рождество первоначально отмечались как единый праздник, говорит сходство многих их обрядов: в навечерие и того, и другого совершаются царские часы, непременно держится пост, а сам день, предшествующий торжествам, одинаково называется Сочельником.

Решение, принятое в Риме, о разделении триединого праздника утвердилось не сразу и не во всем христианском мире. Например, копты (доарабское христианское население Египта) и армяне, уже тогда находившиеся на окраинах империи, сначала просто отказывались от введения кощунственной, на их взгляд, новации, ибо она нарушала присущее только этому празднику одновременное явление всех трех лиц Божества-(помните, как у Матфея: приход на Иордан самого Христа, Глас Божий из отверстых небес и Святой Дух в виде голубя). Ну а через некоторое время вся Передняя Азия – эта колыбель христианства – была затоплена могучим мусульманским потоком. Поэтому верующие копты и армяне, окончательно отрезанные от своих европейских собратьев по вере, и по сей день отмечают Рождество, Крещение и Богоявление 6 января.

Что касается нашего отечественного православия, то поскольку оно все еще пользуется юлианским календарем, который отстает от григорианского на 13 дней, праздники передвинулись аж на 7 и 19 января. Несмотря на стоящие обыкновенно в это время года самые лютые крещенские морозы, считалось на Руси особым проявлением благочестия окунуться в Богоявленскую ночь в специально для этого вырубленную прорубь, называемую "Иордань", и смыть с себя все грехи, накопившиеся за год.

А сам праздник в народе назывался еще "водокрещи" – как отзвук тех древних верований наших предков-славян, обожествлявших природу и почитавших воду как животворящую силу. От языческих времен сохранились многие приметы и обычаи, органично вошедшие в "водокрещи". Было принято у девушек в Крещенский сочельник печь пироги, выходить с ними в морозную ночь и кликать суженого. По сиянию звезд, по погоде, выдавшейся на крестный ход, по тому, как высоко поднялась вода в "Иордани", старались предсказать, каким будет лето, а следовательно, урожай. Еще убирали снег со стогов и бросали его в колодец в полном убеждении, что будет в нем вода все лето, даже если не прольется ни капли дождя. Замоченные в "Иордани" еловые ветки настаивали и поили этим отваром лошадей, чтобы не надорвались в работе, и т. д., и т. п.

В Москву на "водокрещи" съезжались паломники со всей России, чтобы принять участие в торжественном освящении воды, совершавшемся патриархом на Москве-реке. Там устраивалась "Иордань", расписанная золотом, серебром и украшенная шелковыми цветами и листьями, изображениями птиц, вырезанными из медных пластинок. Места у "Иордани" для царя и патриарха были отделены решеткой, покрытой красным сукном, а от утеснения нижних чинов "правительственную ложу" охраняли стрелецкие полковники в бархатных кафтанах. По сохранившимся описаниям сам обряд водосвятия совершался весьма пышно и красочно. Патриарх раздавал царю и его свите свечи и при пении тропаря "Во Иордане крещащуюся" погружал крест в воду и окроплял им склоненные знамена. Затем Святейший черпал серебряным ведром воду из "Иордани" и отдавал ключарю, наполнив прежде "государеву стопу". Ее относили во дворец и там разбрызгивали в царских покоях. Патриарх, осеняя царя и весь народ крестом, кропил их святою водою и поздравлял всех с праздником. После чего начинались народные гулянья: катание с ледяных горок, на санях и прочие увеселения...

16.01.2006

Источник: Русский курьер

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама