ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Двести лет проблем

Михаил Глобачев :: 19 января 2006

Регистрация и строительство синагог и молельных домов (грань между этими понятиями в еврейской религиозной практике довольно размыта) в Российской империи терпели от бюрократических препон с незапамятных пор. Если в черте оседлости достаточно было получить согласие местных властей, то за ее пределами требовалось еще и разрешение Департамента иностранных вероисповеданий МВД. По Строительному уставу разрешалось иметь одну синагогу не менее чем на 30 компактно расположенных еврейских домовладений. Кроме того, синагоги не должны были располагаться слишком близко к церквам и не могли "затмевать роскошью" окружающие христианские храмы. Из-за этого, например, только утверждение проекта и выбор места для строительства Петербургской хоральной синагоги (открыта в 1893-м) заняли несколько лет. В Нижнем Новгороде в аналогичной ситуации еврейская община пошла на хитрость, "объединив" строительство синагоги с воздвижением часовни в память об убиенном императоре Александре II. А московский генерал-губернатор в начале 1890-х устроил целую кампанию по закрытию синагог.

После "демократизации" 1905 года получить разрешение на постройку синагоги стало легче, и их количество сразу выросло. Пять лет спустя в России (помимо Царства Польского и Карской области) действовали 529 синагог и 2,2 тысячи молельных домов.

Большевистский декрет 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" лишил все религиозные организации возможности владеть собственностью, в том числе синагогами и кладбищами, которые подлежали национализации. Тогда же религиозным общинам запретили собирать членские взносы, поэтому после революции старые синагоги почти не ремонтировались, а новые строить не разрешалось. За жалобу в высшие инстанции на этот счет человек мог угодить под суд и в тюрьму. Лишь во время Великой Отечественной войны политика государства по отношению к религии несколько смягчилась, и верующим всех конфессий были возвращены многие молитвенные здания.

Очередной ренессанс наступил под флагом перестройки; тогда практически прекратились преследования еврейской культурной и религиозной деятельности, власти перестали ограничивать контакты советских евреев с иностранными соплеменниками, а в 1989-м, еще до восстановления дипломатических отношений с Израилем, Джойнту разрешили возобновить работу в СССР, прерванную в 1938-м. По закону 1990 года государство более не вмешивалось в религиозные дела, конфессиональные объединения получали статус юридического лица, следовательно, право владеть недвижимостью.

В Москве к действовавшей все советские годы (и находившейся тогда под особо пристальным контролем властей) синагоге в Большом Спасоглинищевском переулке добавились несколько новых; сегодня их насчитывается в столице как минимум семь – по числу лучей меноры. В открытии общинного центра Хабад Любавич в Марьиной роще (2000) участвовали наряду с иудеями высокие государственные лица.

Вместе с тем повсюду в России синагоги и еврейские кладбища по-прежнему нередко становятся мишенями для вандалов.

Синагога, в которой произошла нынешняя трагедия, расположена в центре Москвы – в квартале, ограниченном Большой и Малой Бронными улицами, Тверским бульваром и Сытинским переулком. Исторические границы участка определились в 1830-х гг. и сохранились почти без изменений до настоящего времени. С 1952 г. здесь размещался Московский Дом художественной самодеятельности. Решением Правительства Москвы в 1991 году синагога на Бронной была возвращена верующим – здание было передано под синагогу еврейской религиозной общине "Агудас Хасидей ХаБаД". С 1992 года здесь возобновились службы.

В 1993 г. в комнату раввина была брошена зажигательная бомба.В 1998 г., когда в синагоге готовились к детскому празднику, в помещение вновь была заложена бомба. Взрыв огромной силы прогремел во дворе, куда мужчины успели ее вынести.

Источник: Новое время

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама