ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Звездный час Александра Копцева

Размахивая огромным ножом, забрызганный кровью, он сам становился героем сериалов и компьютерных игр

Михаил Горелик :: 19 января 2006

Александр Копцев, молодой человек двадцати лет, зашел в синагогу и стал кромсать охотничьим ножом всех, кто попадался ему под руку. Порезал восемь человек, пока не был остановлен. Синагога была залита кровью. Люди ходили по лужам крови. Когда был схвачен, попытался перерезать себе горло – это ему не удалось.

Что известно об Александре Копцеве на момент написания этих строк?

Он из рабочей семьи. Без специальности. От случая к случаю работал грузчиком. Во время совершения преступления не работал. Освобожден от армии по состоянию здоровья: один глаз у него не видит. Некоторое время назад умерла сестра. Она болела раком. Это было для молодого человека ужасной травмой.

Книг в доме не читали настолько, что, увидев в руках сына книгу, отец был удивлен. Домашний ребенок, интроверт – не пил, не курил, не кололся, со шпаной не якшался, все больше дома сидел, телевизор смотрел, играл в компьютерные игры, гири поднимал. Любил в Postal играть. Это такая игра, где почтальон, сойдя с ума, начинает убивать ножом лондонских прохожих.

В обеденный перерыв пришла мать, покормила обедом. Потом он взял отцовский охотничий нож и пошел резать людей.

Следствие выясняет, имелись ли у Александра Копцева связи с экстремистскими организациями. Я не удивлюсь, если связей совсем не было или они были эфемерны.

Естественно, Александр Копцев будет направлен на психиатрическую экспертизу. Независимо от ее результатов очевидно, что поступок его безумен. Однако это не было моментальным помрачением. В этом безумии был свой смысл, своя логика. Он спланировал акцию и действовал по плану.

Очевидно, что его собственная смерть в план входила или уж, во всяком случае, была этим планом учтена. Фактически он действовал, как шахид. Шахидов, точнее результаты их акций, он наверняка видел по телевизору. Лужи крови, куски человеческих тел. Наверноe, это произвело впечатление. У него была готовая модель действия: убить как можно больше врагов и умереть. Он кричал: "Я убью всех!" Планка поистине метафизическая. Но его желания, его страстная воля к смерти были ограничены наличными условиями бытия. Беда всех людей с метафизическими страстями.

Но у шахидов ведь цель прозрачна: покидая телесные рамки, они обретают рай (описание которого я оставляю специалистам) – обретают его самым простым, быстрым и эффективным способом. Кроме того, заинтересованные спонсоры помогают их семьям решать кой-какие финансовые проблемы. Кроме того, их семьи обретают почет и уважение общества. Кроме того, они действуют в рамках большого национального проекта с ясными политическими целями. Поэты славят их подвиг "здесь", ангелы славят их подвиг "там". Куда уж больше!

То есть с ними более-менее понятно. Но как быть с шахидом Копцевым? Что происходило у него в голове? На какой рай он мог рассчитывать? А на компенсационный чек родителям рассчитывать ему уж и совсем не приходилось.

Так за что Александр Копцев готов был живот положить? У него наверняка об этом спросят, но я не думаю, что его ответ что- то серьезно прояснит: сформулировать, что толкнуло его в синагогу, будет ему непосильно, скорее всего, его ответ будет беспомощной рационализацией, пустым набором идеологических клише, подобрать которые можно на любой помойке. Только что я узнал, что вопрос был задан и ответ получен: "из зависти – потому что евреи лучше живут". Ответ определенно недостаточный и не объясняющий похода в синагогу.

Пытаясь ответить на этот вопрос более глубоко, мы, естественно, вступаем в область предположительного. Но даже те скудные сведения о жизни молодого человека, которые есть в нашем распоряжении, помогают кое-что прояснить.

Александр Копцев был жизнью унижен, обижен, обойден: и физически, и социально. И перспектив у него не было никаких, а жить так, как живут его родители, он не хотел. И его боль, его обида ни при каких обстоятельствах услышана быть не могла. Кто он в сущности был? Никто. В своей безумной акции он становился в момент Наполеоном, вершителем судеб, распорядителем жизней. Пусть ответят и за глаз, и за сестру, и за нищету! Кто-то ведь должен за это ответить?! Ведь должен?!

В один момент он стал знаменит. Все мировые новости были посвящены ему, его показали по телевизору, по всем программам, он наконец был услышан. Все его знакомые смотрели телевизор. Они, небось, не понимали, кто он такой. Теперь поймут!

Размахивая огромным ножом, забрызганный кровью, он сам становился героем сериалов и компьютерных игр. Звездный час. Он всем показал, надо всеми возвысился, его все боялись, бежали от него: вот вам за глаз! вот вам за сестру! вот вам за те гроши, что мне платили! и за те гроши, что перестали платить, выгнав с работы! вот вам за все мои унижения! Когда он кричал: "Я вас всех убью!" – он верил, что действительно может убить всех. Всех! Потому что как бы воспарил надо всем и был неудержим и всесилен. Убить всех – это ведь головой надо доставать до звезд. Он и доставал. И был наконец свободен. И был готов умереть. Но не в долгих страданиях, как сестра, а во едином часе, в прекрасный момент своего восторга, могущества и величия.

А что скрутит его старый человек, раввин, не побоявшийся ножа, и что будет он лежать, уткнувшись разбитым лицом в пол синагоги, что будет очередной раз унижен, что ему будет больно и мерзко, хуже и горше прежнего – это просто не приходило ему в голову. Потому что мысли у него всегда были коротенькие, как у Буратино.

Ну и при чем тут евреи?

А евреи тут при том, что евреи – это средоточие мирового зла, метафизической черноты, извратили пути истории и звездные орбиты, – именно потому и должны ответить не только за его неудавшуюся жизнь, но и за беды России, и за глаз, и за сестру. И светлый жертвенный отрок пошел в самое их ужасное логово – в синагогу. На заклание пошел, ибо из синагоги мыслимо ли выйти живым? Александр Копцев то время, что махал ножом, был Георгием Победоносцем и Михаилом- Архангелом вместе. Поражал дракона. Неудачливый грузчик из продуктового магазина стал героем мистерии.

Конечно, Александр Копцев безумен. Но только безумие его остро социально. А рационализировать и канализировать безумие ему, конечно, помогли. Беда в том, что это касается, увы, не одного Александра Копцева. Мало ли таких мальчиков от Калининграда до Магадана играют в сошедшего с пахвей почтальона и читают манихейские листки, доступно и убедительно объясняющие историю, экономику и метафизику.

На "Эхе Москвы" в программе Доренко одна сердобольная абонентка сказала: "Довели евреи мальчика!" И то верно – такой народ: доведут кого хочешь!

P. S. Среди пострадавших мой родственник: племянник, сын троюродного брата. Специалист по операционным системам, он оказался в синагоге достаточно случайно: помогал в решении каких-то компьютерных проблем. Ненамного старше Александра Копцева. Он был в кабинете раввина, когда туда ворвался человек с большим ножом. Истекая кровью, позвонил отцу. Тот примчался, проклиная московские пробки, искал его, мечась в ужасе по залитой кровью синагоге, не мог найти, нашел в карете "скорой помощи", когда та уже отъезжала... Племяннику сделали операцию. Он в больнице. Его жизнь сейчас вне опасности. И для здоровья, надеюсь, последствий не будет.

Источник: Новое время

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама