В конце минувшей недели глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) заявил, что статистические данные относительно религиозной жизни общества не отражают истинного положения вещей и не могут использоваться для принятия политических решений. Дискуссия о реальной численности в России верующих, и в первую очередь православных христиан, ведется с начала 90-х. С каждым годом все больше наших сограждан называют себя людьми религиозными.
Самый свежий опрос общественного мнения провел Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring в рамках всемирного проекта "Voice of the people-2005". Опрос показал, что 57 % россиян в той или иной форме веруют в Бога, 36 % считают себя нерелигиозными. Убежденными атеистами не побоялись назвать себя 4 %. Если вспомнить результаты исследования, которое провел тот же ROMIR три года назад, у главенства Русской Православной Церкви нет оснований впадать в уныние. Тогда, в декабре 2002-го, атеистов в стране было 22, 3 %. Однако священноначалие РПЦ, точку зрения которого отражают еженедельные телевыступления митрополита Кирилла (Гундяева), похоже, вообще не доверяет социологам. По той простой причине, что те ставят резонный, хотя и болезненный, вопрос: можно ли считать верующими людей, не ходящих в храм, не исповедующихся и не причащающихся, не молящихся дома по утрам и вечерам? Выясняя столь существенные подробности, ученые мужи называют принципиально иные цифры: православных, воцерковленных людей у нас не больше 7 %, а никак не 70 %, о которых в последние годы говорит руководство Московской патриархии. Что ставит под сомнение тезис о православной стране, в которой мы живем, с чем должно считаться остальное население. В субботнем выступлении на Первом канале митрополит Кирилл предпринял попытку поставить точку в дискуссии.
"Каждый из нас занимался физкультурой, заметил митрополит. А сколько у нас спортсменов, которые профессионально занимаются спортом? А сколько среди них чемпионов? А сколько рекордсменов? Но это же не значит, что надо отменить физкультуру. То же самое и в религиозной жизни".
Глава ОВЦС выразил убеждение в том, что религиозная статистика очень часто несет идеологическую нагрузку. По его словам, одни и те же цифры используются как для преувеличения влияния религиозного фактора на жизнь общества, так и для приуменьшения роли религии в жизни человека.
"С одной стороны, говорят, что Русская Православная Церковь это чуть ли не вторая КПСС, и ее влиянию нужно поставить заслон, поскольку оно вредно для меньшинств. А с другой стороны, говорят, что глубоко верующих-то у нас всего 2 %. В этих словах слышится отчет перед властными структурами дескать, не надо обращать на них внимания. Они никак не повлияют на результаты выборов". Митрополит Кирилл полагает, что "обе эти оценки идеологизированы и глубоко ошибочны". Кроме того, добавил он, человек в течение жизни может пересматривать свои религиозные убеждения следовательно, нужно рассматривать всю его жизнь. "А такой "замер" не дано сделать никому" , подытожил владыка.
Момент, выбранный главой ОВЦС для весьма резкого заявления, не случаен. В отношениях РПЦ с властью начинается новый этап. Для руководства страны "православная составляющая" не декоративный элемент власти, как было при Ельцине, а национальный проект. Отсюда и немалые деньги, выделяемые из президентского фонда на восстановление монастырей и храмов, и поддержка, оказываемая приходам РПЦ на Западе и на Востоке, и усилия, приложенные для воссоединения РПЦ и Зарубежной церкви. Добавим, что в Общественную палату вошли три архиерея, один из которых, митрополит Калужский и Боровский (Капалин) возглавил комиссию по духовному наследию. В списке подразделений палаты она на предпоследнем месте, но значимость ее из первостепенных. Прямо скажем, сегодня власть не имеет возможности заполнить идейный вакуум ничем иным, кроме как духовной преемственностью новой России по отношению к той, какой она была до 1917 года.
Но вот вопрос: была ли она, в самом деле, православной? Соответствовало ли истинное число верующих тогдашним официальным социологическим сводкам? И о какой тогда преемственности может идти речь? Именно попытка избежать ответов на эти вопросы, а не какая-то нелюбовь к социологам, лежит в подтексте заявления митрополита Кирилла.
24.01.2006
Источник: Новые известия