В связи с чередой тревожных и трагических событий, повторяющихся в мире последние годы, мы все чаще задаемся вопросом: может ли демократия победить терроризм? Мне кажется, здесь важно понимать, что терроризм сегодня, как и в любые времена, есть прежде всего специфическая идеология, то есть система ценностей. И вопрос можно переформулировать так: способна ли либеральная демократия как ценностная система победить терроризм или эффективно противостоять терроризму как определенной системе ценностей?
Казалось бы, ответ очевиден: как можно сравнивать ценности тех, кого мы сегодня чаще всего именуем "нелюди", с ценностями, которые полагают незыблемыми и священными любую человеческую жизнь, права и свободы человека и проч.? Но так ли все просто? Способен ли западный мир, находящийся в явном нравственном и духовном кризисе, противостоять терроризму?
Я думаю, что светское демократическое общество сегодня не готово к тому, чтобы вести ценностную борьбу с религиозно мотивированным экстремизмом. И вот почему. Современный либерализм объявляет высшей, абсолютной мерой всех вещей человеческую жизнь как таковую. С точки зрения монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама), такая позиция чрезвычайно уязвима. Ведь человеческая жизнь важна не сама по себе, а именно потому, что она связана с Абсолютом – с Творцом. Религиозно мотивированный террорист не боится отдать жизнь за идею. Не мотивированному подобным образом современному западному человеку нечего ему противопоставить. Ценностная борьба уже проиграна. Террорист верит, что даже взорвав себя (или именно благодаря этому), он попадет в рай. Идеология современной демократии предполагает создание некоего подобия рая на земле, поэтому любые беспорядки в этом "раю" становятся ударом по его идентичности и вносят в общество серьезную дестабилизацию, обнажая уязвимые точки общественной безопасности на ценностном уровне.
Итак, либеральная демократия проигрывает ценностное противостояние. Для серьезного противодействия терроризму необходимо обратиться к традиции, в которой есть иные, нежели у террористов, но особые, высшие ценности. Для России такой традицией является в первую очередь Православие. И современное российское общество должно, наконец, увидеть в Православии не просто культурно-историческое наследие прошлого, но, пожалуй, главную надежду на обретение смысла и опоры в этом новом, становящемся все менее безопасным, мире.
Источник: Фома-Центр