ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религиозная философия как служанка "русских мальчиков"

Александр Кырлежев :: 25 января 2006

Кто из нас, представителей поколения, затронутого полуподпольным "религиозным возрождением" в СССР, не зачитывался в 70-е годы имковскими ксерокопиями? Тогда снова появились "русские мальчики", которые могли ночь напролет говорить о Боге – на московской или питерской кухне. Они совершали свой путь от "школьного марксизма" к идеализму и – к Церкви. Одно только бердяевское "Миросозерцание Достоевского" могло объяснить все: то, что Достоевский – верующий христианин, что Бог – возможен и что именно в Боге и Церкви – спасение от советской идеократии. А "Философия культа" о. Павла Флоренского чудесным образом, посредством привлечения Платона, Канта и Гегеля, могла объяснить, что такое церковные таинства.

С тех пор изменилось многое. Во-первых, те русские мальчики повзрослели, а во-вторых, крах государственного марксизма стал концом информационной блокады России.

"Совдепия" стала историей, и мы на опыте узнали, что все на свете исторично. И "русская религиозная мысль" стала историчной, перестав восприниматься просто как "голос интеллектуальной вечности".

Теперь мы видим ясно (с исторической точки зрения), что русская религиозная мысль была именно путем – от марксизма к идеализму, от типологически интеллигентского сознания к христианству и Церкви (начиная с "петрашевца" Достоевского и "фурьериста" Вл. Соловьева). Это транзитное состояние русской религиозной мысли – двусмысленно по существу: в нем важную роль играет пафос отталкивания и пафос притяжения. Русские интеллигенты, идущие к религии и Богу, решают прежде всего свои экзистенциальные проблемы и в то же время, как и прежде, ищут целостного мировоззрения – "цельного знания". Не найдя его в "народе", они ищут его в "народе Божием", который есть Тело Христово. Отказавшись от социальной революции, они взыскуют космического преображения – силою Духа.

Путь, который проходили русские религиозные мыслители конца XIX – первой половины XX в., иногда приводил их и к алтарю, и к богословию. И это было логично, точнее – телеологично. В конце концов они породили – уже в диаспоре – именно церковное богословие (Флоровский, Афанасьев, Шмеман, Мейендорф), иногда очень жестко отрицающее "свободную религиозную мысль" (Вл. Лосский), иногда признающее ее побудительное значение для богословия (Киприан Керн о Бердяеве). Таково историческое следствие русской религиозной мысли – в послевоенный период.

Этот результат, однако, был не только "победой", но и "поражением". Возникшее богословие – в области патристики, экклезиологии, литургии, – оказавшее заметное влияние не только на православный, но и на инославный мир, тематически оказалось гораздо более узким, чем была русская "религиозная мысль" предшествовавшего периода. Вхождение бывших марксистов в Церковь и последующая трансформация "религиозной философии" в церковное богословие привели к обеднению проблематики, часто к замене свободного мышления – только истолкованием Предания. Это было следствием самого направления движения: из уже ставшей внецерковной культуры – в уже ставшее ограниченным церковное пространство (если его сравнить со средневековым).

Темы социальные, политические, общекультурные практически исчезли из поля зрения богословов – наследников русской религиозной мысли. Излишними стали гносеология и этика, эстетика и философия права. У такого богословия – свои, по существу прикладные задачи: оно обслуживает веру и Церковь, уходя от многих вопросов, которые волнуют философию. (Именно поэтому религиозный обскурантизм постепенно вытесняет из Церкви и само богословие.)

Сегодня, смотря на, несомненно, прервавшуюся традицию русской религиозной мысли (академические исследования которой не являются ее творческим продолжением), очевидным становится и ее парадоксальный (по-славянски – "странный") характер. Место ее – в промежутке между философией и богословием. Она есть историческое образование, обеспечившее возврат части интеллектуалов от антирелигиозного гуманизма к христианству и Церкви. Как бы она сама ни была оправдана культурно-исторически, продолжения она не имеет и иметь не может – продолжения именно в качестве "религиозной мысли", или "религиозной философии".

"Религиозная философия" – это, конечно, нонсенс. Религиозное, или богословское, мышление и мышление собственно философское различает изначальная позиция, на которой стоит мыслитель. Философская истина – искомое, никогда полностью не находимое. Богословская истина предзадана: это Бог Откровения. Гносеологически философия исходит из анализа познавательной способности человека, из "естественного опыта", богословие же – из опыта религиозного, который по определению является экстраординарным, "сверхъестественным". В средневековом христианском западном мышлении ясно обозначена эта область философии как "естественного знания" и богословия как знания богооткровенного. Именно поэтому "христианская философия" – это то, что предшествует или сопутствует христианскому богословию, опирающемуся на Св. Писание и Св. Предание Церкви.

Говоря строго, возможны философский теизм и философия религии, но никак не "религиозная философия". Философский теизм не может апеллировать к Откровению как к авторитету. Равным образом философия религии, рассматривающая, например, феномен христианской литургии, не знает, что там происходит, тогда как богослов это знает (в соответствии со своим статусом) и из этого религиозного знания исходит. Философия, если она исследует вопрос о Боге, не может сослаться на внешний для нее религиозный авторитет Откровения, поскольку в рамках философского подхода всякая ссылка сама по себе есть философское утверждение.

В этом и состоит дисциплина мышления философа или богослова. Это не значит, что философия не может использовать богословский материал, вступать в диалог с богословием. Также и богослов волен использовать философию в своих целях, более того, без этого сотрудничества нет и самого христианского богословия – из него оно и родилось. Но богослов не нуждается, скажем, в разработке этики (так, как это делает философ), поскольку для него истинность библейских заповедей определяется не рациональным их обоснованием, а тем, что они суть воля Божия. "Верою – познаем..."

Предмет у богословия и философии – один и тот же: Бог, Бытие, мышление, личность, социум, язык... Предмет для богословия должен быть тем же самым – если последнее действительно стремится отвечать на вопросы "мира и человека" по существу. Но изначальная позиция и логика мышления – разные. В этой взаимной напряженности и динамике – залог возможной плодотворности их встречи, их диалога. Смешивать их нет никакого смысла, это некорректно и непродуктивно для обоих.

Русская религиозная мысль породила "другое себя" – богословие, но при этом сохранила актуальность постольку, поскольку богословие не восприняло ряд ее тем, чрезвычайно важных для христианского религиозного сознания. В этом двусмысленность ее исторического значения. Культурные изменения (в том числе и в философии), произошедшие после ее конца, то есть после Второй мировой войны, естественно остались вне поля зрения ее творцов – без реакции, без отклика. Но сегодня мы не можем игнорировать то, что произошло в области мысли в последние десятилетия. Поздний Хайдеггер и поздний Витгенштейн, Гадамер и Левинас, Фуко и Деррида (чтобы назвать только некоторые имена) делают невозможным наивное "продолжение традиции русской религиозной философии" (тем более что сами русские религиозные мыслители пребывали в постоянном диалоге с современной им философской мыслью).

Сегодня нельзя избежать самоопределения и выбора. Для того чтобы продолжить традицию русской религиозной мысли, зовущей в Церковь и в то же время не отказывающейся от мышления как такового, охватывающего все значимые для человека и культуры темы, нужно не эпигонство и не возвращение к размытому, двусмысленному метанию между догматикой и "свободной мыслью", а расширение богословия до масштабов философии и культуры, включение в поле его зрения философского, исторического, социального опыта XX столетия. Православные богословы много говорили о необходимости "богословия мира", но дальше общих слов не пошли. Религиозные мыслители много боролись с марксизмом и коммунизмом, но не могут справиться с посткоммунистической и постмодерной современностью.

Христианам нет необходимости играть сегодня в философию – надо вступать с ней в равноправный диалог, исходя из богословского разума Церкви, как в позднеантичную эпоху это делали "Отцы и Учители". Если же это им не под силу, то нечего искать убежища в "религиозной философии", которая есть не что иное, как современная "служанка богословия", используемая ("для внутреннего пользования") старыми и, возможно, новыми "русскими мальчиками", приватно рассуждающими о Боге.

По материалам источников: Газета "Русская мысль", № 4198, 20 – 26 ноября 1997 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама