Почти шесть лет одно из богатейших собраний Санкт-Петербурга было запаковано в ящики и хранилось в "подсобках" Казанского собора. Шла реконструкция здания на Почтамтской улице.
Оно было передано Музею истории религии в 2001 году после возвращения Казанского собора Санкт-Петербургской епархии. В нескольких помещениях размещались сотрудники музея, которые в условиях вялотекущего ремонта, строительной пыли и грохота умудрялись вести научную работу. И не только научную. Сюда, в тесноту, постепенно переносили контейнеры с коллекциями. Полностью из собора переехали только весной прошлого года.
И вот государственная комиссия приняла работу строителей. Заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Владимир Малышев подписал приказ о вводе новых музейных помещений в эксплуатацию. Это не слишком заметное в бурной культурной жизни Северной столицы событие на самом деле можно считать историческим. Пожалуй, впервые в новейшие времена в историческом центре, в здании, изначально неприспособленном для выставочной деятельности, реализован проект создания современного музейного комплекса. Здесь есть все необходимое: системы автоматического пожаротушения и безопасности, видеонаблюдение, климат-контроль. Проект обошелся федеральному бюджету почти в 200 миллионов рублей.
Музей получил в свое распоряжение пять выставочных залов, конференц-зал и фондохранилище. Таким образом, вдвое увеличилась площадь, занимаемая им на Почтамтской, 14.
Теперь мы сможем реализовать свои замыслы, которые вынашивали годами, рассказывает заместитель директора музея по научной работе Татьяна Дмитриева. Сегодня, когда примирение различных религий, терпимость стали очень важными идеями, опыт нашего музея может и должен быть оценен. Ведь Музей истории религии с 30-х годов XX века бережно собирает и хранит все, что касается верований людей всего мира.
Сложна и неоднозначна история создания музея. Со времени своего рождения он носил иное имя Музей истории религии и атеизма. Поначалу коллекции не было, а был склад разнообразных предметов, книг, документов изъятых или подобранных по время "триумфального шествия советской власти". Особенно велико было количество предметов культа, которые оказались в "собрании" в результате искоренения религиозных заблуждений на просторах огромной страны. А в начале 30-х годов решили, что разрозненный склад может стать основой коллекции, которой не было аналогов в мире. Музей "прописали" в Казанском соборе на Невском. Трудно было определить, какова должна была быть направленность научной и выставочной работы. Даже сами музейные работники, для которых точность и любовь к классификации профессиональные черты, затруднялись определить смысл музейного собрания. Бытовали следующие формулировки: изучение, сбор и экспонирование материалов по первобытным верованиям, культуре и религиям Древнего Востока, античного мира, Индии, Китая, Японии, истории христианства, буддизма, ислама и истории свободомыслия... То есть обо всем.
Пополнялись коллекции, открывались новые выставки. И Музей истории религии стал тем редчайшим случаем, когда не музейная коллекция подбиралась под идею, а идея под уже существующее собрание предметов, книг, рукописей, икон.
В середине следующего года мы планируем открыть постоянную экспозицию, посвященную исламу, продолжает Татьяна Дмитриева. Следующий этап открытие разделов об иудаизме и религии Дальнего Востока. По этим темам в музее собран богатейший материал. Кстати, в последние годы пополнение музейной коллекции происходит только за счет сделок с коллекционерами-частниками. К примеру, последнее приобретение собрание предметов культа из Нигерии.
Новые помещения вдохновляют. Правда, пока не удалось решить вопрос о передаче музею всего здания на Почтамтской, 14. Около четверти площадей занимает ресторан. Но сотрудники и руководители музея надеются, что это еще впереди.
25.01.2006
Источник: Российская газета (Санкт-Петербург)