ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Война миров

Российские фундаменталисты и секуляристы претендуют на культурную монополию

Борис Фаликов :: 26 января 2006

Культурные войны между сторонниками светского образа жизни – секуляристами и религиозными фундаменталистами происходят по всему миру. Первые обвиняют вторых в том, что они норовят распространить влияние религии на все сферы культуры, фундаменталисты возражают, что они стремятся спасти культуру от безбожия и морального разложения. Россия – не исключение, о последние годы в стране активизировались радикальные православные организации "Радонеж" "Хоругвеносцы" Союз православных граждан. "Граждане" не на шутку вознегодовали, когда приобщенный к лику святых Николай II появился в балетных лосинах в спектакле "Распутин" "Хоругвеносцы" пошли в крестовый поход против оперы "Дети Розенталя" в Большом, возмутившись "пропагандой клонирования" И те и другие потребовали введения цензуры на современное искусство, не разделяющее их высоких принципов.

Антиклерикалы тоже не сидели сложа руки, выступая против цензуры и пеняя радикалам на эстетическую отсталость. Выступали громко, но не дружно, явно уступая оппонентам в командном духе. Однако радикалы обнаружились и среди них. Они устроили выставку "Осторожно, религия" в Музее Сахарова. И получили симметричный ответ, который нашел поддержку уже Не только на церковном, но и государственном уровне. Организаторы выставки подверглись крупному административному взысканию. Акции фундаменталистов заметно возросли. Чем вызвано обострение культурных войн в стране?

Фундаментализм зародился в русле протестантизма в начале прошлого века. Его последователи призывали вернуться к жизни по Священному Писанию, которое толковалось в буквалистском духе. Со временем явление распространилось и на другие конфессии, и даже религии. Это неудивительно. Фундаментализм – реакция на усложнение жизни в ходе модернизации, когда у верующих возникает потребность вернуться к ясному и четкому мировоззрению прошлых веков. Протестанты столкнулись с модернизацией первыми, затем пришел черед других. Самая характерная черта фундаменталистов, отличающая их от просто консерваторов, – агрессивное навязывание своих взглядов окружающим, ведь они спасают не только себя, но и мир.

Для православия не характерен общественный активизм, оно предпочитает отгородиться от мира церковной стеной, оберегая освященные веками обряды и обычаи. Поэтому православные радикалы до последнего времени чувствовали себя не совсем при деле. Сейчас ситуация меняется. Ощущение угрозы со стороны враждебного мира, характерное для фундаменталистов, дает о себе знать и у православного священноначалия. И подталкивает его к активным действиям. Поэтому если раньше Патриархия предпочитала дистанцироваться от ретивых ревнителей веры, то теперь все чаще на них опирается. Радикальные организации приобретают опыт общественной деятельности и набирают политический вес.

Все это пугает отечественных секуляристов. Активизация православия в культурной сфере им внове и воспринимается как посягательство на их неотъемлемые права. Пафосная риторика фундаменталистов вызывает бурные отповеди. И желание добиться своего любой ценой. Накал страстей растет – горячие головы по обе стороны баррикады претендуют на культурную монополию. В них не закрадывается мысль, что победить в этой войне невозможно. Религия никогда не вернется в те баснословные времена, когда она безраздельно царила в культуре. Но и вытеснить из культуры религиозное измерение не получится. Значит, предстоит затяжное выяснение отношений. Вещь для современного мира, в котором приходится улаживать бесконечные конфликты интересов, абсолютно нормальная. И даже способная чему-то научить.

Четверть века назад культурные войны на Западе протекали бурно. Пикеты и демонстрации проходили по поводу всего, что вызывало у религиозных радикалов моральное негодование. В Британии был даже подожжен кинотеатр, где демонстрировался фильм Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа" Воинственные акции случаются и сегодня, но на смену им все чаще приходит более спокойная оценка происходящего. Это вовсе не свидетельствует об упадке правых. В США, например, фундаментализм на подъеме, но его представители поняли, что демонстрации и пикеты лишь помогают коммерческой раскрутке тех культурных продуктов, осуждением которых они занимаются. Недавно на американские экраны вышел фильм "Горбатая гора" – о гомосексуальном романе двух ковбоев. Режиссер Энг Ли был удостоен за него "Золотого Льва" в Венеции. Фундаменталистские издания картину, естественно, осудили, но выступать с протестами против ее демонстрации не стали. Один из руководителей организации "Семья в фокусе" Стюарт Шепард заявил:

"Мы не намерены этого делать, потому что не хотим подыгрывать продюсерам. Они будут говорить: правые христиане выступают против этого фильма, поэтому вы просто обязаны его посмотреть. На опыте "Последнего искушения Христа" мы поняли, что если бы не протестовали, то об этом фильме никто бы сегодня и не помнил, "Горбатую гору" вряд ли хорошо примут в глубинке. Наши протесты только помогли бы прокатчикам" Шепард, конечно, преувеличивает роль своих единомышленников в том, что фильм Скорсезе остался в истории, но он, безусловно, прав в отношении черного пиара.

Фундаменталистская оценка спорных произведений становится и более многогранной. Например, кинообозреватель одного из правых протестантских журналов Стивен Айзек подверг "Горбатую гору" критике с религиозных позиций, но при этом высоко оценил ее эстетические достоинства. Посетовав лишь, что режиссер тратит свой незаурядный талант на пропаганду гомосексуализма и вреда от этого будет больше, чем если бы фильм был снят менее одаренным человеком.

Фундаменталисты не только научились ценить эстетические достоинства произведений, чуждых им по духу, но и находить союзников среди тех, кого они раньше подвергали безоговорочной критике. К примеру, у них долгое время вызывал ярость мультсериал "Симпсоны". В соседе Симпсонов Нэде Флэндерсе они без труда различали одного из своих, и карикатура им очень не нравилась. Нэд платит десятину не только своей церкви, но еще и семи другим ("на всякий случай"). Дверной звонок исполняет у него мелодию одного церковного гимна, а автомобильный сигнал – другого. Узнав, что соседские дети до сих пор не крещены, он пытается крестить их тайком от родителей. Но при всей своей набожности Нэд иногда впадает в изрядные искушения. Всю ночь прокутив с соседом в Лас-Вегасе, он, судя по всему, совершает грех двоеженства, обвенчавшись с официанткой. "Клевета. Мы не такие!" – возмущались фундаменталисты, не желая замечать, что Нэд изо всех сил помогает ближним. Когда городку угрожает падение кометы, он строит бомбоубежище и пускает туда всех жителей, а сам без места остается на улице. В другом эпизоде вообще отдает для пересадки легкое и почку.

Конечно, "Симпсоны" – это сатира на американский образ жизни, включая религию. Но из сатиры можно извлечь прок. Со временем это начали понимать и ее объекты. Фундаменталистский журнал "Призма" признал: "Нам не хватает чувства юмора. Без него мы теряем способность видеть свои недостатки". Курс про незадачливую семейку и их соседей вводится теперь в семинариях... И в этом есть резон. Обычно фундаменталисты объясняют свою патологическую серьезность тем, что Иисус в Евангелии ни разу не улыбнулся. И демонстрируют этим невероятную гордыню, ставя себя вровень с Богом. Посмеявшись над своим нелепым отражением в кривом зеркале мультфильма, они проявили вполне христианское смирение.

Вряд ли стоит ожидать подобного смирения от антиклерикалов, им на роду написано бросать вызов любым авторитетам. Но на некоторую трезвость, похоже, способны и они. К примеру, американский художник Андрее Серрано, скандально прославившийся в 80-е годы фотографиями распятия в моче, сейчас отказался от подобного эпатажа. После 11 сентября он сделал серию огромных красочных фотопортретов своих современников – знаменитостей и простых людей, видимо, желая показать, что перед угрозой террора все равны. Недавно его выставка прошла в Москве и не вызвала никаких эксцессов. В кощунстве его теперь не уличишь. Разве что в уступке миру гламура.

26.01.2006

Источник: Культура

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама