"Почему в православии такое большое значение придается обращению с телами усопших, могилам, кладбищам и т. д.? Ведь на Страшный Суд воскреснут все".
Валентин Михайлович
Конечно, никакой способ погребения не вредит спасению усопших. Но вот нашей душе может повредить нелюбовь и невнимание к нашим усопшим близким. Долг наш молиться за них регулярно.
Не дойти до кладбища на могилку, не покрасить или привести в порядок оградку, не посидеть у креста, не прочитать молитву об усопшем значит, проявить нелюбовь. Человек не компьютер, чтобы включить себе программу вот нужно помянуть утром усопших, вечером, и все. Важен труд, который мы ради них совершаем, оторвавшись от обычных дел. Хорошо выкроить полдня, а то и день ради наших умерших близких. Ведь тогда и молиться о них будешь не наспех и кое-как.
Не надо соблазняться тем, что Церковь хранит уважение к кладбищам и к телесам усопших, даже уже истлевшим в земле. Ибо потому и хранит, что знает о всеобщем воскресении.
И хотя бывают те, у которых могилок нет, но наш долг, если это возможно, хоронить наших сродников по-христиански и потом относиться к местам их захоронения с любовью.
"Я приехала из Мурманска. Там принято при каждом посещении кладбища на деревце около могилки привязывать ленточку. Практикуется ли этот обряд в Калининградской области?"
Татьяна Бачурина
Вероятно, это локальное суеверие, связанное с желанием людей установить какие-то "критерии посещаемости". Смотришь на ленточки и видишь ага, столько-то раз пришел. Но с христианской традицией этот обычай не имеет ничего общего. А рассматривать его как религиозный обряд недопустимо, поскольку украшение деревьев восходит к языческой традиции.
"Не грех ли, что на современных кладбищах православный может упокоиться рядом с представителем иной христианской конфессии или даже с мусульманином, иудеем и т.д.?"
Читательница
Конечно, лучше всего было бы хоронить православных усопших на православном кладбище. Но, поскольку сейчас такой возможности не представляется, мы условно считаем все муниципальные кладбища православными, тем более что рядом со многими уже стоят православные часовни. Однако мы, конечно же, ни в коем случае не выступаем против захоронения на них и иноверных христиан или представителей любой другой конфессии. Для православного христианина никакого умаления в том, что он может упокоиться рядом с иноверцем, нет.
"На третий день поминают в честь Троицы, это я знаю. А на девятый?"
Л. Миронов
Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося. После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.
25.01.2006
Источник: Страна Калининград