ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Наталья Солженицына: "Это абсолютно подлинная история"

Для цензуры писатель заменил атомную бомбу медицинским изобретением

30 января 2006

Телеканал "Россия" начал показ многосерийного художественного фильма – экранизацию романа Александра Солженицына "В круге первом". О нелегкой судьбе этого произведения, о том, зачем нам знать прошлое, а также об участии в экранизации самого Александра Исаевича в интервью обозревателям радиостанции "Маяк" Ольге Галицкой и Андрею Плахову рассказала супруга писателя Наталья Дмитриевна Солженицына.

– У этого романа длинная и долгая история, которая сама по себе достойна романа. Александр Исаевич закончил роман в 1955 году. В 1956 году дал прочитать его своим друзьям, конечно же, нелегально. Расскажите подробнее.

– В 1955-м он только начал писать роман. Тогда он был в ссылке в Казахстане. Ссылка эта значилась как вечная. Он получил по приговору 8 лет лагерей и после этого вечную ссылку. В 1955 году еще совершенно было не ясно, что в 1956-м Хрущев распустит ссылку. Он начал в 1955-м, а закончил работу в 1968 году, года жил уже в Средней России, в Рязани. Первоначальный сюжет был такой, какой мы все увидим в фильме. Это сюжет подлинный. Все, что написано в этом романе, имело место на самом деле. Советский дипломат узнает, что будут украдены какие-то технологические детали атомной бомбы, которые он должен передать нашему агенту в Нью-Йорке. Он сообщает об этом в американское посольство. Такой человек действительно был. Но фамилии его Александр Исаевич не знает. Дешифровка телефонного разговора с американским посольством действительно происходила на "шарашке". Дешифровал Лев Копелев, его близкий друг. В романе он Лев Рубин. Это все абсолютно подлинная история.

Сюжетный стержень романа – это совсем не главное. Александр Исаевич его использует, чтобы вокруг него показать судьбы людей, своих друзей по "шарашке", которых очень много и чьими судьбами он всегда интересовался. Он и посвятил роман друзьям по "шарашке". После публикации в 1962 году "Ивана Денисовича" "Новым миром" Твардовский подумал, что ему, может быть, еще удастся что-нибудь напечатать этого автора. И попросил Александра Исаевича: "Давайте, может, у вас что-нибудь есть?". Был роман, но Александр Исаевич понимал, что этот сюжет абсолютно непроходной. Он сам изменил сюжет. Сделал другую редакцию романа, в которой дипломат передает какие-то медицинские изобретения. Это был искусственный сюжет, хотя и очень расхожий для того времени в Советском Союзе. Конечно, Твардовскому не удалось ничего напечатать.

– Тем не менее, тогда уже многие роман этот читали.

– Да, он уплыл в "самиздат".

– Появилась возможность его как-то запустить?

– Эта возможность всегда была спонтанной. Просто перепечатывали, даже когда на это никто не давал разрешения. За это грозили сроки. Так началась жизнь этого искусственного сюжета. Но в 1968 году, когда уже была развернута кампания против Солженицына, ему было совершенно ясно, что даже про овечку рассказ не напечатают. Он вернулся к роману, вернул сюжет и художественно улучшил роман. Как он сам говорит, "кое-что усовершил, ведь тогда мне было 40, а теперь 50". В этом последнем виде, в редакции 1968 года, роман тоже вышел в "самиздате" и потом был опубликован на Западе, а когда началась перестройка, то и в России. Однако в России это первая экранизация какой-либо вещи Солженицына.

– Это совершенно поразительная вещь. Маленький рассказ, который просится на экран, который, по сути, является фильмом, – "Один день Ивана Денисовича", казалось, что его очень многие должны были хотеть экранизировать. Однако это не так.

– Я думаю, что это так, просто это еще не проявилось. Дело в том, что судьба самого Солженицына и его книг была настолько извилистой, настолько трудной, настолько неблагоприятной. "Иван Денисович" был напечатан, буквально через несколько месяцев начался откат и начали на Солженицына власти смотреть косо. Значит, о постановке в то время не могло быть и речи – ни фильма, ни спектакля. Потом его изгнали. 10 лет он жил вне родины. Когда он вернулся, в этот момент был такой ливень, обвал всевозможной информации. Очень скоро даже наступило перенасыщение этой темой. Людям казалось, что они все это уже знают, все – прошлое, проехали, давайте светлое будущее! Сейчас, когда мы видим, что светлое будущее не наступает, что его нужно строить, что на пути этого строительства много людей, которые вовсе не хотят ничего доброго для страны, а хотят себе сиюминутной выгоды. В общем, мы на трудном, долгом, изнурительном пути. На этом пути, несомненно, найдутся люди, которые понимают, что, не пережив наше прошлое, мы будем блуждать. Наша дорога в будущее будет очень пятнистой и неясной.

– Многим современным зрителям и читателям нужно объяснять, что такое "шарашка". Это делает сам Александр Исаевич Солженицын, когда читает закадровый текст в фильме Глеба Панфилова...

– Научно-исследовательские институты особого рода, ласково окрещенные "шарашками", повелись с 1930 года, когда стали гнать косяками инженеров. Первая была в Москве, где составляли проект Беломорканала. На воле невозможно собрать в одной конструкторской группе много больших инженеров и больших ученых: начинают бороться за имя, за славу, за Сталинскую премию. А на "шарашке"? Ни слава, ни деньги никому не грозят. Николаю Николаевичу – полстакана сметаны, и Петру Петровичу – полстакана сметаны. Может, изобретем что-нибудь? Давайте. Так создано многое в нашей науке. И этом основная идея "шарашек".

– Мне кажется, что замысел Глеба Панфилова, что закадровый голос будет принадлежать самому автору, это абсолютно гениально. Но как ему удалось его уговорить?

– Трудно. Сначала Александр Исаевич и слышать об этом не хотел. Он сказал, ну что вы, это должен читать актер, артист с поставленным голосом. На что Глеб Анатольевич ему говорил, что никакой актер, как бы замечательно он ни прочел, все равно это не сравнится с авторским чтением. Потому что все интонации у автора будут выверены и точны. Долго он его уговаривал – и уговорил.

– Точнее, чем автор, не прочтет никто. А потом – в самом звуке голоса есть прожитые годы. Я даже не знаю, за счет чего это возникает, но сразу есть доверие. Насколько я знаю, Александр Исаевич совершенно не принимал участия в работе над фильмом. То есть он не влиял на выбор актеров – все это была прерогатива режиссера, самого Глеба Панфилова. Тем не менее, многие актеры, а в частности исполнитель главной роли Нержина Евгений Миронов, мечтали познакомиться с Солженицыным, и ему это удалось. Расскажите, как это получилось.

– Женя сказал, что он хотел бы познакомиться с прототипом своего героя. Он был очень занят, но потом нашел время, и мы договорились о дне приезда. Он приехал вечером. Он хотел поговорить о герое, о Глебе Нержине. Но этого не получилось. Они начали говорить и очень весело, плотно, насыщенно провели три часа. При этом, правда, распили две бутылки шампанского и съели два блюда пирожков, которые я напекла заранее. Разговор шел вообще о жизни. То есть это было скорее просто знакомство двух людей. Никаких конкретных вопросов о Глебе Нержине Женя почти и не задавал.

Источник: Страна.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама