ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Школа должна научить делать добро"

Доклад на XIV Рождественских чтениях

Митрополит Калужский и Боровский Климент :: 31 января 2006

Христианское понимание образования в формальном отношении соответствует общепринятому, согласно которому образование есть формирование человеческой личности в процессе ее взросления, достижения совершеннолетия и социализации в соответствии с определенным идеалом.

В содержательном отношении церковное понимание воспитания и образования во многом совпадает с педагогическим идеалом, восходящим к античной традиции.

Согласно этому идеалу, подлинно образованный человек – это многосторонне развитая личность, имеющая устойчивые нравственные ориентиры, способная к самообладанию, познанию, профессиональной самореализации и раскрытию своего творческого потенциала. В то же время, это социально ответственный человек, видящий свою жизненную задачу не столько в достижении индивидуального благосостояния, сколько в служении другим людям и обществу в целом.

В связи с этим, смысл образования Церковь видит в приобщении человека к высокой духовности, нравственности и культуре, что является единством индивидуального и общественного. Воспитание и образование направлено на то, чтобы человек одновременно стремился к внутренней гармонии и к гармоничному устройству общества. Поэтому образование охватывает как индивидуальную нравственность (личные добродетели), так и социальную этику (включая правовое сознание и культуру общения). Оно имеет целью овладение, как теоретическим мышлением, так и практическими, в том числе, профессиональными навыками.

В процессе образования человек приобщается к высшим достижениям национальной и мировой культуры: к философскому постижению мира и его эстетическому выражению в литературе и искусстве, к пониманию истории и многообразия культурных традиций, к результатам научного познания и технического прогресса.

Другими словами, образование есть приобщение к многовековой мудрости человеческой культуры и творчества, духовно-нравственным традициям своего народа.

Особое значение, данное понимание образования получило на рубеже веков. Техногенные катастрофы, охватившие весь мир, показали, что надо, прежде всего, воспитать человека – гражданина, который сумеет воспользоваться во благо всеми чудесами технической мысли. Приходит понимание того, что если государство будет игнорировать духовное начало, которое несёт в себе религия, и духовно-нравственную составляющую образования, то многое из задуманного может просто не реализоваться.

Возьмем любой процесс, начиная с развития экономики. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования и предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не соответствует интересам государства и его народа. Если в социальной сфере будет продолжаться упор на детские дома, как на форму существования беспризорных детей и сирот, а не будет укрепляться семья, то очень многие социальные вопросы, связанные с защитой детства, защитой подростков, не будут решены. Если библейская заповедь: "Чти отца твоего и мать твою" не станет нормой общественного сознания в стране, то старшее поколение будет жить бедно, без заслуженного внимания и заботы. Если ребёнок с малолетства не воспримет высокий христианский смысл заповеди "Не убий", то в утробе матери будут и дальше убивать зарождающуюся жизнь, а Россия все больше будет погружаться в демографический кризис.

Не случайно Рождественские чтения проходят в период празднования Рождества Христова и Крещения Господня, что даёт нам возможность особо понять, что главная ценность человеческой жизни – есть божественная жертвенная любовь к человеку во Христе, не потворствующая греху, а помогающая избавиться от него.

В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения как никогда актуальны. Ибо они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.

Эта задача не только современных поколений, она стояла и перед нашими отцами и дедами во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность русского образования с древних времён обусловливала его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.

Вчитайтесь в источники русской литературы. В ней нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не способной очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений. И действительно, русская литература вместе с её искусством представляет собой на протяжении многих столетий необыкновенную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением.

Странными, в связи с этим, кажутся происходящие в школах процессы, когда из учебных планов уходят дисциплины, связанные со сферой нравственных норм, и с удивительной быстротой и лёгкостью вводятся предметы типа "Планирования семьи", разрушающие личность ребёнка.

Школа занимает особое место в образовании и воспитании, как один из важнейших институтов формирования личности. Ведь в нее приходит ребенок, а заканчивает уже достаточно взрослый, хотя и молодой, человек, с вполне определившейся системой ценностей и жизненных установок, которые в дальнейшем редко изменяются кардинально. Школа и Церковь имеют общую задачу. Она состоит в формировании личности человека, который наделен бессмертной душой и разумом. Школа в процессе обучения не только передает учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир. Церковь же видит свою задачу в духовном и нравственном становлении личности.

Известно, что российская школа в настоящее время претерпевает серьезные изменения, и очень важно, чтобы результатом этих изменений стало ее реальное усовершенствование. Я имею в виду не только рост качества образования, обеспечения компьютерами школ и улучшение положения педагогов, повышение их социального статуса, но и усиление воспитательной роли школы. В связи с этим перед нами стоит задача не столько критики современной системы образования, сколько поисков конкретных предложений и мер по утверждению лучших традиций отечественной педагогики в российской школе XXI века.

Исторический опыт нашей страны таков, что на протяжении многих столетий образование было неотъемлемым делом Церкви . Изначально все школы в Российском государстве были церковными, но и с появлением светских учебных заведений народное образование обеспечивалось сетью церковно-приходских школ. Первой в России высшей школой была Славяно-греко-латинская академия, которую (в 1686 г.) основали греческие ученые братья-монахи Иоаникий и Софроний Лихуды. Академия стала первым научным центром и положила начало высшему образованию в стране. В ней обучались дети не только духовенства, но и аристократов, приказного дьячества, купечества и простых людей. Из Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII вв., в том числе и основоположник светской отечественной академической науки ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов.

Вообще христианство как мировоззрение и Церковь, как институт явились колыбелью современной светской науки и образования. Лишь со временем наука, изучающая сотворенный Богом мир, стала развиваться отдельно, независимо от богословия, изучающего пути познания Бога. С тех пор светская наука ограничилась вопросом "как устроен мир?", в то время как Церковь и ее институты дают ответ на вопросы "зачем этот мир устроен?" и "каковы в нем место и роль человека?". Те и другие познают законы Божии, но одни – физические, химические, биологические, социальные и т. д., а Церковь – духовные и нравственные законы.

Основным принципом церковного образования является единство обучения и духовно-нравственного воспитания. Любая сфера деятельности Церкви, в том числе и образовательная, имеет своей основной целью спасение человека через его духовно-нравственное совершенствование. По словам Климента Александрийского, наш Педагог – Иисус Христос... у Которого любовь выставляется принципом, а богоподобие – целью воспитания с обращением особого внимания на душу. Учительная направленность христианства проистекает из заповеди Спасителя: идите, научите все народы (Мф. 28, 19). Тем более и в первую очередь надо научить собственных детей знать Бога, любить Его и идти Его путем в Его Царство.

Из этих положений проистекают вековые традиции отечественной педагогики, которая всегда имела устремленность к идеалам святости и высокий нравственный потенциал. Даже после отделения школы от Церкви и установления атеистической власти в нашей стране процесс обучения неразрывно был связан с воспитанием высоких нравственных качеств. Педагогические взгляды Ушинского, Макаренко, Сухомлинского – это звенья одной цепи российской педагогики, которые ставили во главу угла воспитание самоотверженного и ответственного гражданина, патриота, готового на подвиг ради блага ближних, ради блага Отечества. Иначе наш народ не смог бы победить в Великой Отечественной войне, не смог бы первым подняться в космос, не имел бы внутренних сил после десятилетий атеистической пропаганды и богоборчества властей обратиться к вере отцов.

Сегодня Россия определяет для себя путь дальнейшего развития, и в этом процессе активно формируются новые цели и задачи школы. Еще мыслители древности говорили о значении воспитания подрастающего поколения для общественной и государственной жизни. Платон в своем "Государстве" рассматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотель подчеркивал зависимость между общим образованием и строем общества, его нравственными нормами, которое оказывает влияние на его будущее. Действительно, сегодняшние дети будут строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знания и умения, полученные в школе, но и те нравственные принципы, духовные ценности и мировоззренческие представления, которые сформировали их личность за время учебы.

На примере сегодняшней молодежи мы уже видим издержки воспитания начала 90-х годов прошлого столетия. В этот период дети были практически предоставлены сами себе, поскольку взрослые были заняты политикой и установлением новых экономических отношений. В то время в средствах массовой информации шла самая откровенная пропаганда порока, а обществом овладевала коммерциализация всех сторон жизни. В результате молодой человек сегодня оценивает себя не как богоподобную личность, а как вещь и готовится к тому, чтобы продавать себя как товар. Для этого он стремиться сделать себя не таким, какой он есть, творческой личностью, а таким, каким он потребен работодателю. Для этого существует даже профессия имидж-мейкера, которая помогает человеку казаться кем-то, и не быть самим сабой.

Современная школа также склонна смотреть на процесс обучения как на товарно-денежные отношения. Она относится к учащимся как к капиталу, и от обучения их считает необходимым иметь проценты. Считается возможным ради получения гранта ввести в школьную программу такие дисциплины, которые наносят явный вред духовно-нравственному и физическому здоровью детей. Упорное нежелание признать необходимость духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе также является признаком потребительского сознания и остатком советской идеологии в современной школе.

Церковь не может не беспокоить излишняя ориентация на западные системы образования, которая играет порой доминирующую роль в реформах современной российской школы. И дело не только в том, что прагматизм и функциональный подход к образованию, когда в учебный план ставятся те предметы, которые способны обеспечить хорошую карьеру или материальное благополучие, могут губительно сказаться на общем образовательном уровне россиян. Дело в том, что бездуховность и отсутствие нравственного подхода в процессе преподавания способны уничтожить наш народ. Мы очень боимся, что нас ограбят, но надо больше переживать за то, чтобы нас не растлили духовно. Богатство можно снова накопить, а вот душу уже не восстановить в прежней чистоте.

Народное образование на Западе возникло в эпоху Реформации, поэтому оно изначально было пронизано секуляризмом. Такие основоположники западной педагогики как Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Дистервег выступали против религиозного воспитания в школе. Они и их последователи имели своей целью воспитание человека для жизни на земле. "Жить – вот ремесло, которому я хочу научить", – писал Руссо, определяя принципы своей педагогики. Под влиянием этих взглядов духовная составляющая была удалена из школьной педагогики, в школах Западной Европы было отменено преподавание Закона Божия, и вскоре там распространился практический материализм.

Сегодня западный мир сам признает себя духовной пустыней, где жизнь людей протекает лишь в материальном измерении, и нравственные нормы диктуются личной выгодой. Несмотря на экономическое благополучие утрата христианской духовности порождает в Западном мире все новые проблемы – и социальные, и политические, и личностные. Вследствие утраты евангельских норм жизни, основанных на любви к Богу и ближнему, в западном мире широкое распространение получили эгоцентризм личности и атомарность общества, на уровне которой полностью исчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических заболеваний от неврозов до шизофрении и аутизма. Многие проблемы теперь вошли и в жизнь нашего общества. Назову только часть – наркомания, распад семьи, демографический кризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма. Бездуховная школа, сугубо материалистическое образование и нравственная индифферентность педагогического процесса будут только усугублять эти проблемы и расширять их список.

Нормальная жизнь людей всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа. Опыт предыдущих поколений – и положительный, и отрицательный – дан живущим сегодня как маяк в деле созидании будущего. Он позволяет увидеть в исторической перспективе те непреходящие ценности, которые являются базисными для народа, и те шаги, которые подобно подводным рифам таят в себе опасность разрушения и гибели. В этой связи отрадно появление нового праздника России, который мы впервые праздновали 4 ноября прошлого года. День Народного Единства объединяет не только всех живущих в нашей стране сегодня, но и соединяет нас с теми, кто стоял у истоков Российского государства, раскрывает необходимость не только ратного, но и духовного подвига для защиты Отечества. Этот праздник должен утвердить в нашем обществе идеалы верности своему уникальному историческому пути, любви к Родине, единства и гражданской ответственности. Также и современная система образования призвана вносить в нашу жизнь, в жизнь будущих граждан России духовные и культурные ценности нашего Отечества, выработанные сотнями предыдущих поколений живших на этой земле.

Не так давно молодым поколением Церковь воспринималась лишь как система всевозможных запретов и ограничений. В то время как Православие – это не свод запретов, а норма жизни. Знакомство молодого человека с Православием не должно сводиться к запретам, молодежи необходимо показать красоту Православия, привести ее к осознанию того, что если и предпринимаются ограничения, то не как самоцель, а ради достижения и хранения этой красоты. Ведь когда врач лечит пациента, то предписывает ему ограничения не для того, чтобы лишить его жизни, а чтобы ее сохранить. Ликвидация духовной безграмотности будет способствовать обретению смысла жизни молодыми людьми, разрешению их внутренних противоречий, что, в конечном итоге, приведет к врачеванию социальных недугов. Например, человек, имеющий православное мировоззрение, не испытывает никакой социальной ненависти или нетерпимости, в том числе религиозной или национальной. Вот почему сегодня важно сохранить тот духовный стержень, который всегда присутствовал в образовании России.

Со стороны Церкви уже сделаны реальные шаги в этом направлении. Разработан курс "Основы православной культуры", который дает возможность современным школьникам помимо приобретения знаний стать по-настоящему широко образованными людьми, обогатить свой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов. Дети должны знать, что преступником является не только убийца или вор, но и тот, кто нарушает и нравственный закон – например, наркоман или лжец или человеконенавистник.

В ряде областей предмет "Основы православной культуры" уже введен в учебные программы средних школ. Но пока это возможно только в отдельных регионах. Однако там, где живут православные граждане, предмет "Основы православной культуры" должен быть введен в программу общеобразовательной школы независимо от частного мнения чиновников. Отсутствие предмета ОПК лишает детей возможности изучить свою культуру, и в их сердцах находят отклик идеи, несовместимые с евангельскими принципами жизни.

Пользуясь тем, что на Рождественских чтениях присутствует Министр Образования и науки, хотелось бы обратиться к Вам, уважаемый Андрей Александрович: "Не бойтесь того, что в школу придет священник или православный педагог. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся такие асоциальные явления как наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к ним придет проповедник шовинизма и жестокости, если не в школу, то через виртуальный мир в их душу". Ведь в современном мире молодого человека окружает столько пороков и так мало любви. Преподавание Основ православной культуры должно стать социальным заказом, ибо этот предмет необходим для того, чтобы негативные явления перестали распространяться в молодежной среде, чтобы наше общество получило надежду на будущее.

Пора понять, что Церковь обладает тем духовно-нравственным потенциалом, который необходим обществу для излечения своих ран, но нам нужны действенные механизмы, обеспечивающие реальную эффективность приложения имеющегося потенциала к насущным проблемам общества. Сегодня школа и Церковь должны объединить свои возможности, чтобы научить человека делать добро и формировать его добрым. Целью школьного образования является умственное, нравственное и физическое совершенство учащихся. Церковь имеет целью своего служения достижение духовного совершенства человека. В ходе реформы могут меняться формы и методы достижения этой цели, но сама цель должна остаться неизменной.

Благодарю за внимание.

По материалам источников: Prokimen.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама