Конфессиональная принадлежность в сегодняшней России – это, с одной стороны (то, что обычно на виду), - высокостатусный мир профессий, чинов, званий, формирующим началом которых является государственный официоз. Правда, в силу догматических особенностей РПЦ МП, как "первенствующего вероисповедания" – профессия в собственном смысле, т.е. духовное звание, - остаётся уделом единиц. Впрочем, это обстоятельство не мешает тиражированию отношений "поп – приход" и на более низком церковном уровне, так что высокомерно шикающие на мирян храмовые старушки – едва ли не самая очевидная инверсия отношений, построенных на приоритете званий.
В мире же номинальных патриархийных мирян декларируемая конфессиональность превратилась в придаток профессии, статуса, по существу, то же звание. Советские вожди были "всегда с партией, всегда с народом", а сейчас политики, администраторы и олигархи предпочитают быть с "церковью большинства", авось, куда-то да вывезет. Возможно, поэтому так ревниво РПЦ МП и светские правители оберегают слово "церковь" от вполне обоснованного и правомерного использования его другими христианскими вероисповеданиями и юрисдикциями.
На другом полюсе российской религиозной жизни пребывает экзистенциальная манифестация самости, – "призвание", – плохо стыкующееся с имманентным миром статусов, столь ценимых и значимых для истеблишмента и декларативно признаваемых пресловутым "большинством". Последнее декларирует узнаваемость патриарха, как вариант, местных митрополитов и епископов; однако, примечательно, что еще никто из представителей светской власти реальных возможностей своих коллег по "духовному цеху" воздействовать на души и умы "масс", всерьёз так и не проверял. Ну, кто подсчитает, сколько реальных голосов в копилку губернатора принёс иерарх, когда в кампании были задействованы всевозможные медийные ресурсы. Невольно ловишь себя на мысли, а, часом, не является ли ублажение прихотей архииерев в обход закона, своеобразным способом ухода правителей не только от решений, но и, вообще, от самих проблем.
Итак, поликонфессиональная Россия, чьё конфессиональное и юрисдикционное разнообразие, несмотря ни на что, усиливается день ото дня, оказалась поделенной на два мира: есть "главенствующая конфессия" и есть все остальные. Между ними существует непроходимая стена. Поддержать патриархию, – это максимальное из возможных действий для "нетитульной" конфессии. Россия – и впрямь удивительное, уникальное, ни в чём и ни на кого не похожее сообщество. Получается, что в нём невозможны даже совместные социальные действия конфессий: к примеру, практически все конфессии против абортов, но выступать общим фронтом они не могут, ибо право бороться "всерьез" есть только у "гос. конфессии".
И всё же, несмотря на столь очевидную поляризации и фиксируемый с помощью социологических замеров очевидный рост религиозной нетерпимости, открытой враждебности на почве религии в России нет. И дело, разумеется, не в традиции, к которой обычно принято апеллировать и ею всё объяснять: не было-де, у нас, в истории религиозных войн. Но и Германия до известных событий тоже считалась эталоном культурности и образованности, а Сараево – городом, на одном из перекрёстков которого веками соседствовали мечеть, синагога, православный и католический храмы.
Тут что-то другое. Сразу отчего-то вспоминается фраза обычного "православного" мужика о староверах, записанная Василием Розановым, – мы-то мирские, какой с нас спрос, а, вот, они - настоящие верующие. В позапрошлом веке было сказано, а как актуально! Нравственным камертоном для общества являются отнюдь не носители "званий", не профессионалы, но те "другие", для кого вера - призвание.
Несмотря на кучи мерзости и ушаты помоев, опрокидываемых СМИ на головы наших обывателей, тянущиеся годами лжепроцессы, предвзятая критика и огульное поношение, существует один простой факт, который не в силах отменить никто: количество преступлений, как и отступлений от моральных норм, у верующих по призванию неизмеримо меньше, чем у обратившихся к вере в расчёте на получение званий и наград. Так что курских семинаристов, пошедших в поход за званиями и наградами, но остановивших раньше сроку свой взор на кассе, "большинство" запомнит надолго.
"Портал–Credo.ru", 21 марта 2003 г.
[оригинал статьи]