В последние дни тема ислама звучит громче обычного. В целом ряде мусульманских стран прошли акции протеста против публикации карикатур на пророка Мухаммеда в датской газете. Кроме того, на парламентских выборах в Палестине одержало победу радикальное движение "Хамас", заявившее о намерении сделать шариат основой палестинского законодательства. В интервью порталу "Интерфакс-Религия" верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин дал свою оценку этим двум событиям, а также поделился тем, каким он видит оптимальное решение вопроса о преподавании религии в школах.
Как Вы оцениваете реакцию исламского мира на публикацию карикатур пророка Мухаммеда? В последнее время имели место острые формы протеста в мусульманских странах, в том числе сжигание датского флага, бойкот товаров из этой страны и угрозы в адрес датских представительств за рубежом.
Так уж реагировать не нужно, конечно. Напечатали и напечатали, это их взгляд, они имеют на это право. Но угрожать целому государству неправомочно. Свое возмущение можно было выразить через посольство.
И все же Вас порадовала сплоченная реакция мусульман на оскорбительные карикатуры?
Когда люди пытаются защитить свою идеологию, свою веру, это всегда приветствуется, но протесты не должны принимать крайние формы. В культурном обществе нужно быть культурными людьми. Если же реагировать с ненавистью и злобой, то обратной реакцией тоже будут ненависть и злоба, а верующий человек до этого не должен доходить никогда.
Согласны ли Вы с экспертами, которые считают, что с победой "Хамас" на всем Ближнем Востоке активизируются исламские радикалы?
Я не разделяю этих опасений. Наоборот, если "Хамас" уже приобретает легитимность, он должен и будет придерживаться тех правил, которые существуют в международном сообществе, и станет принимать участие в тех процессах по нормализации взаимоотношений между Палестиной и Израилем, которые были до этого.
Стоит ли, по-Вашему, бояться христианам, живущим на палестинских территориях, введения шариата, о возможности которого говорили представители "Хамас"?
Палестина мусульманская страна, там шариат существует, его не надо вводить, его надо только претворять в жизнь. При этом христиане, живущие по свои законам, подпадать под шариат, конечно, не должны.
На проходящих сейчас в Москве Рождественских чтениях широко обсуждалась тема обучения школьников "Основам православной культуры". Какова Ваша позиция по этому уже давно поставленному вопросу?
Мы пока выступаем за введение истории традиционных конфессий нашей страны единым предметом.
Но ведь не секрет, что в мусульманских регионах страны уже давно преподают "Основы ислама".
Мусульмане, как и православные, имеют право преподавать своим детям основы своей религии. Если мусульмане собрались где-то и организовали частный детский сад, они имеют право преподавать ислам, то же и православные, и другие верующие. Кто может это право у них отнять!
Если же речь идет о государственной школе или садике, где учатся дети представителей разных религий и дети атеистов, то их нельзя насильно заставлять учить такие предметы. Другое дело факультативная форма обучения. Мы все последние 15 лет только об этом и говорим что обучение религиозным предметам должно быть именно на добровольной основе.
Иными словами, изучать основы мировых религий детям нужно в обязательном порядке, а отдельные религии, кто какую хочет, в индивидуальном.
Источник: Интерфакс-Религия