Хотелось бы узнать мнение господ экспертов по давно занимающей меня проблеме: возможен ли новый синтез религии и науки, знания и духовности?
То есть не просто раскланивание, вызванное суетными заботами холодной политкорректности (заставляющее уважать любое мировозрение – даже твердящее, что земля имеет форму чемодана); не просто способность к диалогу, чтобы, по крайней мере, не собачиться ежедневно и не побивать друга каменьями вер и идеологий (что тоже необходимо, но недостаточно); невозможность вытащить из тысячелетних книг пару цитат, которые при манипулятивном оформлении могут подтвердить в качестве довеска ту или иную концепцию, а объединение, синтез на новой основе.
Возможно ли это в принципе?
Можно ли, осознавая ограниченность науки и необходимость выйти за ее рамки в наших попытках создания лучшего мира, найти ей продолжение в том или ином религиозном либо духовном учение.
Конечно, можно вспомнить множество баек, о великих ученых, веровавших в Бога, о священослужителях с третьей степенью по точным наукам, об академике Павлове, что крестился, проходя мимо церкви и крестьянине-красноармейце, воскликнувшем: «Эх ты – темнота!», но сути дела это не изменяет… Наука и религиозность существуют в разных плоскостях и не пересекаются.
Начиная с эпохи Возрождения, традиционный союз между религией, философией и наукой (наукой как миропониманием) распался и сменился союзом между наукой и техникой. Вспомним, что до этого техника была связана с религией, наука была лишь подмастерьем философии, а философия - служанкой религии. Сегодня все наоборот. И науки делятся на естественные и противоестественные. Словосочетание «гуманитарные технологии», повторяемое младометодологами в качестве изысканной мантры горделивого одичания, воспринимается с трудноскрываемой усмешкой даже представителями PR-цеха. Вы уж выбирайте, господа, что вы хотите: или «гуманитарные» или «технологии» , ведь даже в самом представлении о гуманитарных технологиях содержится некий внутренний парадокс, который заключается в том, что для нашего сознания гуманитарность противостоит технологичности, а технологичность противостоит гуманитарности. Удел точных наук – прогрессивные технологии, а ваша гуманитарность пусть играется с ненаучным, а потому и нетехнологичным искусством. Когда же рав Лайтман говорит о науке каббале, то его слова воспринимаются как нечто шокирующее по свежей невозможности и эпатажной новизне.
Солженицын уже десятилетия повторяет: люди забыли Бога, Бог не простил людей… Александр Исаевич, а как же не забыть, если в нашу картину мира традиционные религии в их исконной упаковке никак не вписываются.
Разделение религии и государства, считающееся одним из основных достижений современной цивилизации стало возможным лишь вследствии разделения религии и миропонимания, религии и взаимодействия с окружающим миром. В одном из публичных споров с ортодоксальным раввином я услышал: отделяя религию от мышления, а государство от духовности люди не должны удивляться - получая бесчеловечные технологии и бездуховное государство.
Я был бы очень рад, если бы уважаемые эксперты высказали свое мнение по этому банальному вопросу, который у нас на востоке с каждым днем становится все более актуальным и грозит внезапно приобрести популярность во всем мире.
"Kreml.org", 23 марта 2003 г.
[оригинал статьи]