Что общего у Театра юного зрителя и язычества? Казалось бы, ничего. Однако именно на площади перед ТЮЗом, у памятника Грибоедову, вчера можно было наблюдать древний славянский ритуал встречи весны.
Несколько людей с древними священными знаками на одеждах установили перед памятником жертвенник, сориентировали его по сторонам света, разожгли огонь. Четыре участника церемонии с короткими копьями в руках выстроились, образуя квадрат. Пятый, с секирой, оказался верховным волхвом, в миру Владимиром Оревичем. Он и совершил обряд. "Перун есть!" восклицал верховный волхв. Паства нестройно отзывалась...
Язычники сожгли в огне веточку вербы. Как объяснил верховный волхв, таким образом они доложили Перуну о том, что должна наступить весна. Если учесть мороз, царящий в городе, пожелание нелишнее.
После чего жертвенник был опрокинут. На этом обряд и закончился.
На вопрос корреспондента "НВ", почему для совершения обряда было выбрано именно это место, волхв объяснил, что городские власти предоставили им несколько вариантов на выбор: например, площадь Ленина. Но волхвы под статуей Владимира Ильича смотрелись бы еще более странно, чем у памятника Александру Грибоедову. Кроме того, по словам жреца, для ритуала необходимо, чтобы рядом был перекресток.
КОММЕНТАРИЙ
Протоиерей Владимир СОРОКИН, настоятель Князь-Владимирского собора, профессор Санкт-Петербургской духовной академии:
Неоязычество это именно современное явление, извращение норм религиозной жизни. В наше время распространены суеверия и спекуляции на религиозных чувствах. Церковь традиционно проверяет все явления через свой опыт, и явления язычества преодолела очень давно. Неоязычник же не проверяет свой духовный опыт, а доверяет тому, что ему кажется достойным доверия. С помощью таких акций человек просто хочет себя прославить. Обычно если люди увлекаются неоязычеством, то рано или поздно оказываются в психиатрической больнице. Таких случаев очень много, это признак нездорового духовного состояния людей. Церковь определяет стремление к язычеству как эгоизм, гордыню, желание самому проникнуть во все, забыв о Боге.
09.02.2006
Источник: Невское время (Санкт-Петербург)