"Это не тот случай, когда требуется демонстрировать несгибаемую волю".
Как иногда говорят любому человеку свойственно ошибаться, но дураку свойственно настаивать на своих ошибках. Наверное, первое появление оскорбительных для мусульман карикатур в датских газетах можно было с большой натяжкой объяснить как неудачную затею тех, кто просто не понимает, с чем имеет дело. Кого горящие машины на улицах европейских городов ничему не научили. Однако массовая медиа-солидарность и вызывающее тиражирование глумливых рисунков в других странах это уже нечто большее, чем повторение ошибки. Это вызов. Именно так это, похоже, восприняли многие в мусульманском мире. Акты насилия лишнее доказательство того, сколь серьезным считают этот вызов.
Чтобы пойти на такой шаг настаивать на своем праве оскорблять чужие святыни, нужно быть очень уверенными в собственной правоте, неоспоримости своих ценностей, которые могут защищаться с помощью нападок на чужие, и сознавать меру ответственности за последствия (Москва, Нью-Йорк, Мадрид, Беслан, Лондон). Есть ли все это у тех, кто сегодня бросает вызов мусульманам? Для России это вопрос не праздный: мы первыми окажемся на линии огня конфликта цивилизаций, начатого вопреки нашей воле и многовековому опыту, рискну предположить, более ценному и достойному тиражирования, чем новейшие методы "газетного" общения с исламским миром.
Распространение карикатур по континенту идет под лозунгом "Защитим наши свободы и ценности!". Но в числе достойных зашиты достижений демократии нет такой сомнительной "ценности" , как свобода оскорбления других народов, их религиозных чувств и святынь. Нетерпимость к другим народам и конфессиям это то, что сама демократия осуждает в идеологизированном тоталитаризме и религиозном фанатизме. Вера в собственную непогрешимость, привычка не считаться с убеждениями и ценностями иных культур могут сослужить Европе дурную службу, когда сила примера и наглядной эффективности демократического строя уступят место опасным представлениям о собственном моральном, идеологическом, конфессиональном превосходстве, "единственно правильном учении". А отсюда уже опасно близко до разного рода расистских и националистических теорий полного антипода демократии.
Так стоит ли идти на баррикады ради того, чего нет и быть не должно в списке "святынь" современного демократического общества: права на оскорбление других народов и конфессий? Даже если ты не разделяешь их взгляды, ценности, предметы поклонения. Мы помним, как мир содрогнулся, когда в марте 2001 г. в афганской провинции Бамиан талибы разрушили уникальные статуи Будды, вырезанные в скале почти 2000 лет назад. И если тот порыв общественности был символом нравственной силы ее демократических убеждении, то нынешняя история с тиражированием оскорблений святынь другой религии бесславна.
Безусловно, даже признание неправоты авторов карикатур и изданий, их разместивших, не снимет важный вопрос, который сегодня задал себе, наверное, каждый европеец: пусть я не согласен с идеей карикатур, но до какой степени внешние силы могут предписывать нам те или иные нормы поведения, принципы морали, правосудия и иных сфер общественной жизни? Тем более, угрожая силой. Этот вопрос отнюдь не снят с повестки дня (было бы намного уместнее, если бы подобные мысли посетили наших евроатлантических коллег в годы существования в Чечне межвоенного режима, устраивавшего публичные казни на площадях и пытавшегося силой навязать опыт "правосудия по шариату" соседнему Дагестану).
Однако абсолютно неправильно искать легитимацию и моральное оправдание дальнейших публикаций спорных карикатур в актах насилия заслуживающих безусловного осуждения со стороны мусульман. Сам факт публикации оскорбительных рисунков достоин осуждения вне зависимости от того, в какой форме проявились протесты в исламском мире. Там хватает тех, кто ищет любой повод разжечь цивилизационный конфликт. Но тем меньше оснований давать им карты в руки своим упрямством.
Это не тот случай, когда требуется демонстрировать несгибаемую волю: да, я не прав, но буду отстаивать свою позицию любой ценой. Еще хуже, если Европа начнет теперь бояться того, что каждое признание своей неправоты будет воспринято как признак слабости и повод для дальнейшего давления. Если бы решительное осуждение прозвучало своевременно, это явилось бы наглядным примером внутренней силы и уверенности в себе демократической системы. Но продолжая огрызаться и настаивать на ошибке, европейцы проявляют слабость и неспособность гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию в мире.
Резкая реакция мусульман подтвердила то, от чего отвыкла Европа: насколько глубоко значимо может быть для человека все, что связано с предметами и символами веры. Тем деликатнее следует подходить к этим вопросам всем, кто не разделяет этой веры. И в России, и в других странах считаются безобразными и достойными всяческого осуждения и пресечения акты вандализма, когда оскверняются могилы, на надгробиях рисуют свастики и прочие непотребства. Любой человек сочтет, что он вправе пресечь (и порой в весьма решительной форме) оскорбление памяти родителей, чести и достоинства близких. Почему же гордящиеся своим всезнанием и всепониманием европейцы не могут принять, что для кого-то не менее значимым, чем все, сказанное выше, являются атрибуты религии? Если души просвещенных жителей Европы ныне не преисполнены аналогичными религиозными чувствами (случайно ли, что ответный "тур карикатур" в Иране адресован не "симметрично" христианству, а историческому событию Холокосту?), это не повод не уважать таковые у других народов.
Мусульмане не посягают на право других не соглашаться с их религиозными убеждениями. Они лишь настаивают на своем праве быть защищенными от посягательств на священные для них символы. Если мы покажем себя неспособными понять чужие чувства, кто поверит в нашу искренность, когда мы говорим о том, что несем миру свободу и демократию? Ведь одним из серьезнейших последствий истории с карикатурами стало то, что "карикатуристы" (и еще больше их последователи) сослужили наихудшую службу любым планам по демократизации исламского мира. Теперь этот мир уверен, что так называемые европейские ценности это, помимо прочего, неоспоримое право на оскорбление ИХ ценностей, ИХ Бога. В свое время Европа подарила Америке статую Свободы. Думаю, сейчас есть повод для ответного подарка: США могли бы разместить в центре Копенгагена памятник своей программе демократизации Большого Ближнего Востока. Надгробный памятник.
16.02.2006
Источник: Известия