ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Свобода оскорбления как "общечеловеческая ценность"

Константин Косачев :: 16 февраля 2006

"Это не тот случай, когда требуется демонстрировать несгибаемую волю".


Как иногда говорят – любому человеку свойственно ошибаться, но дураку свойственно настаивать на своих ошибках. Наверное, первое появление оскорбительных для мусульман карикатур в датских газетах можно было с большой натяжкой объяснить как неудачную затею тех, кто просто не понимает, с чем имеет дело. Кого горящие машины на улицах европейских городов ничему не научили. Однако массовая медиа-солидарность и вызывающее тиражирование глумливых рисунков в других странах – это уже нечто большее, чем повторение ошибки. Это вызов. Именно так это, похоже, восприняли многие в мусульманском мире. Акты насилия – лишнее доказательство того, сколь серьезным считают этот вызов.

Чтобы пойти на такой шаг – настаивать на своем праве оскорблять чужие святыни, нужно быть очень уверенными в собственной правоте, неоспоримости своих ценностей, которые могут защищаться с помощью нападок на чужие, и сознавать меру ответственности за последствия (Москва, Нью-Йорк, Мадрид, Беслан, Лондон). Есть ли все это у тех, кто сегодня бросает вызов мусульманам? Для России это вопрос не праздный: мы первыми окажемся на линии огня конфликта цивилизаций, начатого вопреки нашей воле и многовековому опыту, рискну предположить, более ценному и достойному тиражирования, чем новейшие методы "газетного" общения с исламским миром.

Распространение карикатур по континенту идет под лозунгом "Защитим наши свободы и ценности!". Но в числе достойных зашиты достижений демократии нет такой сомнительной "ценности" , как свобода оскорбления других народов, их религиозных чувств и святынь. Нетерпимость к другим народам и конфессиям – это то, что сама демократия осуждает в идеологизированном тоталитаризме и религиозном фанатизме. Вера в собственную непогрешимость, привычка не считаться с убеждениями и ценностями иных культур могут сослужить Европе дурную службу, когда сила примера и наглядной эффективности демократического строя уступят место опасным представлениям о собственном моральном, идеологическом, конфессиональном превосходстве, "единственно правильном учении". А отсюда уже опасно близко до разного рода расистских и националистических теорий – полного антипода демократии.

Так стоит ли идти на баррикады ради того, чего нет и быть не должно в списке "святынь" современного демократического общества: права на оскорбление других народов и конфессий? Даже если ты не разделяешь их взгляды, ценности, предметы поклонения. Мы помним, как мир содрогнулся, когда в марте 2001 г. в афганской провинции Бамиан талибы разрушили уникальные статуи Будды, вырезанные в скале почти 2000 лет назад. И если тот порыв общественности был символом нравственной силы ее демократических убеждении, то нынешняя история с тиражированием оскорблений святынь другой религии – бесславна.

Безусловно, даже признание неправоты авторов карикатур и изданий, их разместивших, не снимет важный вопрос, который сегодня задал себе, наверное, каждый европеец: пусть я не согласен с идеей карикатур, но до какой степени внешние силы могут предписывать нам те или иные нормы поведения, принципы морали, правосудия и иных сфер общественной жизни? Тем более, угрожая силой. Этот вопрос отнюдь не снят с повестки дня (было бы намного уместнее, если бы подобные мысли посетили наших евроатлантических коллег в годы существования в Чечне межвоенного режима, устраивавшего публичные казни на площадях и пытавшегося силой навязать опыт "правосудия по шариату" соседнему Дагестану).

Однако абсолютно неправильно искать легитимацию и моральное оправдание дальнейших публикаций спорных карикатур в актах насилия – заслуживающих безусловного осуждения – со стороны мусульман. Сам факт публикации оскорбительных рисунков достоин осуждения вне зависимости от того, в какой форме проявились протесты в исламском мире. Там хватает тех, кто ищет любой повод разжечь цивилизационный конфликт. Но тем меньше оснований давать им карты в руки своим упрямством.

Это не тот случай, когда требуется демонстрировать несгибаемую волю: да, я не прав, но буду отстаивать свою позицию любой ценой. Еще хуже, если Европа начнет теперь бояться того, что каждое признание своей неправоты будет воспринято как признак слабости и повод для дальнейшего давления. Если бы решительное осуждение прозвучало своевременно, это явилось бы наглядным примером внутренней силы и уверенности в себе демократической системы. Но продолжая огрызаться и настаивать на ошибке, европейцы проявляют слабость и неспособность гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию в мире.

Резкая реакция мусульман подтвердила то, от чего отвыкла Европа: насколько глубоко значимо может быть для человека все, что связано с предметами и символами веры. Тем деликатнее следует подходить к этим вопросам всем, кто не разделяет этой веры. И в России, и в других странах считаются безобразными и достойными всяческого осуждения и пресечения акты вандализма, когда оскверняются могилы, на надгробиях рисуют свастики и прочие непотребства. Любой человек сочтет, что он вправе пресечь (и порой в весьма решительной форме) оскорбление памяти родителей, чести и достоинства близких. Почему же гордящиеся своим всезнанием и всепониманием европейцы не могут принять, что для кого-то не менее значимым, чем все, сказанное выше, являются атрибуты религии? Если души просвещенных жителей Европы ныне не преисполнены аналогичными религиозными чувствами (случайно ли, что ответный "тур карикатур" в Иране адресован не "симметрично" – христианству, а историческому событию – Холокосту?), это не повод не уважать таковые у других народов.

Мусульмане не посягают на право других не соглашаться с их религиозными убеждениями. Они лишь настаивают на своем праве быть защищенными от посягательств на священные для них символы. Если мы покажем себя неспособными понять чужие чувства, кто поверит в нашу искренность, когда мы говорим о том, что несем миру свободу и демократию? Ведь одним из серьезнейших последствий истории с карикатурами стало то, что "карикатуристы" (и еще больше их последователи) сослужили наихудшую службу любым планам по демократизации исламского мира. Теперь этот мир уверен, что так называемые европейские ценности – это, помимо прочего, неоспоримое право на оскорбление ИХ ценностей, ИХ Бога. В свое время Европа подарила Америке статую Свободы. Думаю, сейчас есть повод для ответного подарка: США могли бы разместить в центре Копенгагена памятник своей программе демократизации Большого Ближнего Востока. Надгробный памятник.

16.02.2006

Источник: Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама