В конце января Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй высказался о необходимости преподавания основ православной культуры и этики в школах, призвав образовательные учреждения к сотрудничеству с церковью. "Если государство признает как национальное достояние православные храмы, иконы, возникает вопрос, почему в нашей стране отсутствует государственное и общественное признание ценности религиозного образования".
Союзником Алексия Второго несколько неожиданно выступил Генпрокурор РФ Владимир Устинов, который считает, что "социальное партнерство религиозных организаций и государственных образовательных учреждений востребовано сегодня как никогда раньше, особенно при выработке ценностных ориентиров у подрастающего поколения".
За введение уроков православия и общественное мнение. По данным разных опросов, около 40% положительно относятся к "введению в школах уроков православной религии", еще 19% "скорее положительно". Лишь 12% относятся к этому отрицательно и 9% "скорее отрицательно", 20% не смогли определиться с оценкой этой идеи. Высока поддержка и среди самой молодой возрастной группы от 18 до 25 лет: более 60% в целом поддерживает введение религиозного образования в школах.
Казалось бы, остается только законодательно закрепить в школьной программе этот предмет и ждать духовного возрождения России, ан нет дискуссии на эту тему ведутся уже лет пять, но воз и ныне там. Почему? Аргументы противников известны. Россия светское государство, у нас несколько официально признанных религиозных конфессий, да и вообще школьникам нужны практические знания, которые пригодятся в нашей насквозь рыночной жизни, а не какие-то абстрактные религиозные догматы.
Как ни странно, эти аргументы перевешивают и авторитет РПЦ, и желание общественности, хотя достаточно легко разбиваются фактами.
В светской Германии, например, государство финансирует изучение религии и религиозной культуры в государственных и муниципальных школах, на них отводится до десяти процентов учебного времени. Подобная же ситуация в Италии, Финляндии и ряде других европейских стран.
Теперь по поводу многоконфессиональности России. Как раз с преподаванием ислама, иудаизма и буддизма в регионах РФ, где большинство населения исповедует эти религии, дела обстоят сравнительно неплохо. Например, уже несколько лет курс исламской культуры преподается в Дагестане и Ингушетии. В конце концов, школьников, исповедующих другие религии, можно просто освободить от посещений уроков православия.
Что касается евангельских заповедей и реальной жизни... Как ни странно для некоторых прозвучит, но религиозный фактор в XXI веке будет играть все большую роль. Прошлогодние осенние погромы во Франции, сегодняшние "карикатурные войны" показали, что миллионы мусульман-пассионариев готовы уже сейчас смести с лица земли западную цивилизацию, забывшую о своих христианских истоках. Да что далеко ходить наша Чечня доказывает, что религиозные фанатики, которыми умело манипулируют кукловоды из "Аль-Каиды", могут на протяжении многих лет сопротивляться одной из лучших армий мира. Мы проигрываем именно в духовном факторе, который оказывается важнейшим компонентом инстинкта национального самосохранения. К сожалению, мы забыли известную мысль Достоевского, который считал, что русский, отказавшийся от православия, перестает быть русским. Введение уроков православия, конечно, не может быть панацеей от всех наших бед, но то, что это будет шаг в правильном направлении, лично у меня сомнений не вызывает. И лучше этот шаг не откладывать на завтра.
15.02.2006
Источник: Вечерний Красноярск (Красноярск)