ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Луперкалий, он же Громница

Кого встречают на Сретение

Валерий Каджая :: 20 февраля 2006

Сретение – последний из зимних православных праздников, входящих в число "двунадесятых", то есть двенадцати самых главных. Однако, несмотря на официальное свое величие, он за 70 лет насильственной атеизации, в отличие от, скажем, Рождества или Пасхи, совершенно стерся из сознания, и сегодня никто, кроме священнослужителей, толком не объяснит, в чем смысл торжества.

В старину в деревнях убежденно верили, что в "Стречань" встречается зима с летом, чтобы побороться, кому идти вперед, кому возвращаться назад. Известный исследователь древнерусских обычаев Н. Степанов записал в высшей степени лиричное народное поверье: "Лето говорит: "Помогай тебе Бог, зима!" – "Дай Бог тебе здоровья!" – отвечает зима. "Ты видишь, – говорит лето, – что я уже наделало и наготовило, – довольно ты попила и поела".

В наши дни слово "сретать" в смысле "встречать", да и вообще в любом смысле, исчезло из современного русского языка. Умерло. А ведь еще совсем недавно по историческим меркам, в середине XIX века, оно было широкоупотребительным. Читаем у В. Даля: "Архиерея колокольным звоном сретают и провожают; Мы вышли крестный ход сретить; Не срелись мы, стало быть, разминулись" и так далее. Широко употреблялось это слово в большой литературе тех времен: "Бегут – и в тьме ночной их глад и смерть сретают..." (А. Пушкин "Воспоминания в Царском Селе"); "Феб лучезарный из морей поднялся. Казалось, что с собой он в жизнь принес весну,/ И в Сретенье ему хор громких соловьев в густых лесах раздался". (И. Крылов "Чиж и еж").

На самом же деле истоки этого христианского праздника – всего лишь освященный новой религией старый иудейский обряд, согласно которому каждая мать должна на 40-й день после рождения принести своего младенца-сына – только первенца – в синагогу и совершить молитву очищения, представить ребенка Богу и выкупить его у Него, так как каждый первенец мужского пола принадлежит Ему. Цена выкупа составляла по Библии пять сиклей.

Так трансформировался у древних евреев первобытный обычай человеческих жертвоприношений. Смутная память о нем и послужила основой для библейской легенды об Аврааме и сыне его – первенце Исааке, которого Бог потребовал принести Ему в жертву, но затем смилостивился и удовлетворился ягненком, случайно оказавшимся в кустах и заблеявшим в тот миг, когда Авраам уже занес нож над Исааком. В дальнейшем, в воспоминании об исходе евреев из Египта и об избавлении от рабства каждый первый сын в иудейской семье посвящался Богу.

Иисус Христос родился, как стало принято считать с IV века, 25 декабря. Сороковой день от этой даты приходится, следовательно, на 2 февраля. Поскольку Дева Мария была правоверной иудейкой, а Иисус родился у нее первым, то на сороковой день она с мужем своим Иосифом понесла ребенка в Храм.

"А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа...

И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных" (Лука: 2-22, 24).

Как видите, событие это в жизни Христа было совершенно обыденным и заурядным. Поэтому первые христиане никак его не выделяли. И лишь в 496 году Папа Римский внес Сретение в реестр особо важных. Причиной же послужили соображения не столько теологического, а, как бы сейчас выразились, конкурентного характера. Дело в том, что в начале февраля римляне испокон веков отмечали праздник Луперкалий с жертвоприношениями в честь бога Фавна, одно из прозвищ которого как охранителя стад от волков было Луперк. То был разгульный праздник очищения и плодородия. Жрецы-луперки в шкурах закланных на алтаре козлов обегали вокруг Палатинского холма, после чего в Луперкале, святилище фавна Луперка, начинались народные игрища с обильным возлиянием вина и любовными утехами. Давно разрушили языческое капище, но разрушить привычку всеобщего разгула в этот день никак не удавалось.

В Византии же Сретение утвердилось лишь полвека спустя, в 541 году. В Константинополе тогда три месяца свирепствовала моровая язва, и к ней добавилось страшное землетрясение в Антиохии, унесшее множество жизней. Поскольку подоспело 15 февраля, то в избавление от кар небесных было совершено всенародное торжественное моление. Землетрясение, естественно, больше не повторилось, а чума пошла на убыль, видимо исчерпав себя. Но в сознании людей это связалось с Божественным Провидением, и Сретение стало с тех пор считаться великим праздником. Обряд этот на иврите носит название "пидион хабен", что означает "выкуп первенца". Первые христиане, точнее иудеохристиане, были евреями, говорившими на арамейском языке, а в рассеянии – на койне, "общем языке", употребляемом по всей территории Римской империи, этаком вульгарном греческом. Выговорить на койне "пидион хабен" было трудновато, поэтому он трансформировался в греческое "ипапанди", что означает всего лишь набор звуков, но и по сей день в Греции праздник, называемый у нас Сретением, звучит именно так.

Поскольку христианство пришло на Русь в самом конце X века, никакого "ипапанди" не потребовалось, да и резало оно русский слух своим неблагозвучием. Но к этому времени в самой Византии уже утвердился догмат о том, что встреча Симеоном Младенца Христа знаменовала собой встречу Ветхого и Нового Заветов, Закона Божия, данного еврейскому народу, и нового Закона, принесенного миру Иисусом Христом. Сцена эта поэтично описана в Евангелии от Луки: "Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон... Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа твоего Израиля"". (2:25-32).

Именно в таком значении и восприняла Русь православная Сретение, потому и назвала так этот праздник, и почитает его гораздо глубже, чем католики. А протестанты его вообще не отмечают, хотя Лютер и внес его в свой список важнейших дат жизни Христа.

Если у римлян Сретение вытеснило собой Луперкалий, то в Киевской Руси оно совпало по времени с языческим праздником Громницей, пришедшим с тех далеких времен, когда всесильный огонь признавался древними славянами божеством. Вот почему главным в этом празднике было изготовление и чествование Свечи.

Громничная, или, как ее стали затем называть, сретенская, свеча должна была оберегать всякий дом, где она хранилась, от грома и молнии, отсюда и название. Раз заделанная, она ежегодно увеличивалась прибавкой нового воска, а когда доходила весом до пуда, ее сдавали в церковь, а взамен начинали растить новую. В языческие же времена громничную свечу крутили из воска, собранного всей деревней, и принадлежала она тоже всему миру. Отсюда и средневековый церковный обычай сретенскую пудовую свечу давать на дом в связи с каким-либо особым событием в семье, причем очередь соблюдалась очень строго, а перед принятием ее в дом (обычно это происходило вечером) обязательно весь день семья постилась.

На Сретение в церкви освящались также малые свечи. К ним от громничных времен перешли многие поверья. Например, считалось, что если по пути из церкви домой огонь не погаснет и если к тому же воск упадет на руку тремя каплями, то это обязательно к счастью. Придя домой, огнем громницы подпаливали себе волосы. Потушенную свечу разламывали на кусочки и разбрасывали по хлеву, дабы уберечь скотину от падежа. Свечу брали на поле при начале сева и жатвы. И вы не поленитесь на Сретение зайти в церковь, купить свечу и принести домой. В грустную минуту зажгите свечу и поведайте ей, что томит вашу душу.

Источник: Новое время

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама