С 6 марта наступит благодатное время, именуемое Великим постом или Святой Четыредесятницей. Накануне главного поста года Православная Церковь призывает своих чад вспомнить горестные страницы из жизни человечества, когда за нарушение заповеди Божьей первые люди были изгнаны из рая. Об этом повествуется в книге Бытия, глава 3, стихи 8-24. Первый человек Адам цель и венец творения Божия.
Он родоначальник всего человечества. По неизреченной любви Своей Бог создал человека по образу Своему и подобию, но стать богоподобным оставил произволению самого человека. И если образ Божий в самой природе души человеческой, то подобие Божие в совершенстве духовных сил человека. В сотворении человек получил возможность быть подобным Богу, но делателем богоподобия он должен стать сам
В состоянии бессмертия Адам и Ева имели райскую телесность, были оба наги и не стыдились, не чувствовали разделения полов и наличия животного начала, предполагающего размножение и смерть. Но человеческая природа пала человек изменил Создателю. Бессмертие, как и предупреждал людей Творец, было потеряно, потеряна благодать из-за греха. Зло вошло в мир через свободу воли. С тех пор человечество стенает от разлитого в мире зла и греха. Чтобы их было меньше, надо начать с себя.
Самоопределение свободной воли проявилось у первых людей в непослушании, в потере сыновней любви и в непроявлении самоотречения в эгоизме. Ум обратился к миру, к материальному, животному, ища самооправдания, и человек лишил себя дара общения с Богом, закрыл путь благодати, которая через него должна была изливаться на весь созданный мир, и грех ввел смерть в сотворенный мир.
После грехопадения в жизнь ворвались смерть, и опасность, и катастрофа, что человек может исчезнуть на земле. Падший ангел мог бы ликовать: он один обладатель земли, и он якобы помешал Промыслу Божию обожить человека, тварь и всю вселенную. Адам и Ева получили кожаные ризы эту нынешнюю нашу природу и закон рождения и смерти. Произошло не только разделение полов, но и разделение всего тварного мира, принявшего после грехопадения характер разлуки и смерти. Но Божественный план не изменился. Лишая человека возможности пребывать в раю, Творец не оставил людей без надежды вернуться в Его царство.
Человечество долго томилось и ожидало Избавителя, Спасителя, Христа Сына Божьего, принесшего Себя в страшную жертву, чтобы освободить людей из плена смерти. Наступило время исполнения Божьего обетования, и пришел на землю Искупитель. Сын Божий воспринял плоть человеческую, явился Новым Адамом. Исполняя волю Своего Отца, Иисус Христос был послушен Ему даже до смерти. Ради искупительных страданий Сына Божьего обновленному человечеству даруется рай небесный, куда входят новые люди христиане.
Слова "христиане" и "крестьяне" очень похожи между собой не только по звучанию и написанию. Обозначение необъятного людского племени, возделывающего землю, пасущего скот и питающего весь мир продуктами своих нелегких трудов, произошло от слова "крест". Человек, идущий с сельскохозяйственных работ, был привлечен римскими солдатами нести Крест Христа Спасителя на Голгофу. Священное Писание сохранило имя этого человека Симон Киринеянин.
Вся жизнь крестьянства, особенно многострадального русского крестьянства, это крестоношение. Люди русской деревни свято хранят веру. В первую очередь это относится, конечно же, к крестьянкам. "Белыми платочками", сохранившими веру, называли их отцы нашей Русской Православной Церкви.
...Время Великого поста для крестьян особое время. Крестьянство России в духовном смысле это основной оплот веры христианской. Так было всегда, так есть и сейчас. Хотя, разумеется, проблемы есть. Не будем говорить о негативах духовной жизни нынешней деревни. Оставим это в качестве предмета для исповеди во время Великого поста. Ведь вековая память народная и сегодня дает знать тем, в имени которых Крест Христов: благодать даруется за подвиг благочестия и воспринимается как мир, свет, радость, тепло, любовь, смирение, святость, тишина. Хочется, чтобы время Великого поста, как и раньше на Святой Руси, для нашего крестьянства было подобно прекрасной весне для пробуждения и расцвета веры и благочестия.
Утучняющая тело пища нашим крестьянам не грозит: многие сегодня постятся вынужденно. Но воздержание от скоромной еды это и не цель Великого поста, а лишь средство для достижения истинной его цели. Очищение, обновление человеческой души, соединение ее с Богом вот спасительное содержание святых дней духовной десятины года. Если, постясь телесно, человек не будет поститься духовно, то он к прежним грехам может добавить новые. Желаю читателям православной страницы "Крестьянской России", решившимся вступить на путь Великого поста, чтобы этот путь был для них приятным и принес ожидаемые результаты. Жду ваших писем с вопросами и пожеланиями.
22.02.2006
Источник: Крестьянская Россия