Воспитание религиозной терпимости одна из главнейших задач для значительной части государств членов СНГ.
Координация усилий в этой сфере становится для Содружества все более необходимой, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Ахмед Билалов. С ним и встретился корреспондент "Российской газеты".
"Российская газета" | Ахмед Гаджиевич, события последних недель показывают, что вопросы межрелигиозных отношений являются крайне непростыми не только для Европы, но и для российского общества. У нас случились свои, пусть и не такие громкие скандалы, ной они пробудили зачастую противоположные мнения. С учетом того, что в спор сначала вокруг карикатур, а потом вокруг взаимоотношений религий вообще, втянулись уже почти все страны мира, не стоит ли опасаться, что к уже имеющимся многочисленным противоречиям внутри СНГ добавятся еще и религиозные?
Ахмед Билалов | Думаю, что раскалывать Содружество еще и по религиозному признаку никто не станет. Если один раз выпустить из бутылки джина религиозной нетерпимости, то загнать его назад уже не удастся. А сугубо международными вопросами он не ограничится. Конфликты на религиозной почве, если их раздуть, не будут знать границ. И на то, чтобы их погасить, потребуется не один десяток лет. Поэтому я считаю, что в отношении религиозного вопроса странам СНГ необходимо как можно скорее приступать к сотрудничеству.
У нас единые исходные позиции. Все страны пережили длительный период насаждаемого государством воинствующего атеизма, который сопровождался подавлением любых проявлений религиозной жизни. Во всех теперь уже независимых республиках в последние годы большое количество людей обратилось к религии. Но почти нигде это обращение не проходит гладко, так как длительный период советской власти, к сожалению, деформировал религиозную жизнь. И сегодня всем нам надо учиться жить в условиях уважительного отношения к мировоззрениям друг друга. Это важно для всех стран СНГ как с точки зрения внутренней политики, так и в связи с активно идущими миграционными процессами внутри Содружества.
РГ | И вы верите, что в столь сложном вопросе удастся добиться успеха?
Билалов | Во-первых, у нас нет другого выхода. Не научим людей религиозной терпимости поставим под вопрос политическую стабильность собственных государств. И не случайно, что, находясь в Баку, Владимир Путин поддержал идею проведения в июле в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров. Представители стран СНГ сыграют весомую роль в его подготовке. Во-вторых, на нас работает наш общий исторический опыт. Ведущие конфессии вполне уживались в Российской империи. Положительные плоды должно приносить и интернациональное воспитание периода СССР. Конечно, и в Российской империи, и в Советском Союзе был и негативный опыт. Но и он должен быть использован для того, чтобы сделать правильные выводы и не повторять ошибок.
РГ | А в чем, на ваш взгляд, главная ошибка?
Билалов | В попытке навязать людям идеологию. В стремлении задействовать государство для решения сугубо религиозных, мировоззренческих вопросов. Надо признать, что слияние государства с церковью не приносило в конечном итоге ничего хорошего ни тому, ни другому. Религиозное возрождение это прежде всего возрождение духовное. Оно должно опираться на душу человека, а не на административные механизмы. А государство должно создавать условия для того, чтобы это духовное возрождение происходило.
РГ | А можно конкретный пример? Билалов | Пожалуйста. Российское государство оказывает активную помощь и содействие нашим мусульманским паломникам, совершающим хадж. Это и решение визовых вопросов, и помощь в организации их отправки. В этом году, когда из-за эпидемии птичьего гриппа в Турции сухопутный маршрут возвращения в страну стал небезопасен (а большинство паломников было из Дагестана и выезжало именно наземным путем), правительство России выделило средства для срочной организации воздушного моста, и люди были вывезены самолетами. Как руководитель российской хадж-миссии могу сказать, что мы работали в самом тесном контакте с МИДом, Советом безопасности, "Аэрофлотом" и руководством Южного федерального округа. Благодаря их активной и слаженной работе всех людей удалось благополучно вернуть на родину.
РГ | Не могу в этой связи не спросить вашего мнения про ситуацию вокруг карикатур... Билалов | Я не думаю, что это вопрос религии. Лично для меня это вопрос воспитания. Воспитанный человек никогда не сделает (или не опубликует) вещей, которые оскорбят его знакомых или соседей. И здесь как раз я считаю, что в силу того, что представители разных религий в России уже давно спокойно живут бок о бок, воспитание у наших людей оказалось лучше, чем в Европе. Я уверен, что наши издатели не боялись предупреждений министерств или прокурорских проверок. Они просто подумали о своих знакомых или друзьях мусульманах. И человеческие чувства взяли вверх. Но я также знаю, что воспитанный человек не пойдет жечь чужие дома или посольства. Я вообще уверен, что любые проявления религиозной нетерпимости идут сегодня во вред религии. Ведь выходки радикалов и фундаменталистов могут создать негативное представление об исламе в целом. И здесь возможны двойные провокации. И со стороны тех, кто хочет представить всех мусульман в негативном свете и после этого, разыграть в Европе карту национализма и ксенофобии. И со стороны экстремистов и фундаменталистов, которым выгодно выставить всех вокруг заклятыми врагами своей религии. И тем и другим выгодна религиозная нетерпимость. Те же, кто хочет, чтобы его религия пользовалась уважением со стороны других, должны проявлять такт и уважение к людям, исповедующим другую веру.
И здесь надо быть очень аккуратным и выдержанным в отношении разговоров и практики, чтобы не оскорбить чувств верующих. Ибо чем больше требований вы будете предъявлять к окружающим, тем больше встречных требований вы будете получать с других сторон. И это может завести ситуацию в тупик. Мы должны помнить, что Бог прежде всего находится внутри каждого из нас. И истинная религиозность должна быть направлена на самосовершенствование человека, а не на то, чтобы заставить окружающих жить так, как ему кажется необходимым. Настоящий религиозный подъем начнется только тогда, когда мы сосредоточимся прежде всего на исправлении собственных грехов и ошибок.
РГ | И какова должна бытъ роль государства в этом процессе? Билалов | Прежде всего дать возможность людям исповедовать свою религию и изучать свою религиозную культуру. Помогать в открытии храмов, церквей, мечетей, синагог. Создать условия для выпуска и распространения религиозной литературы. Сохранять культурное и духовное наследие. Ограждать людей от экстремистов и радикалов всех мастей. Но при этом необходимо четко понимать, что религиозная жизнь прежде всего должна проявляться в семье и в церкви. Государство не должно навязывать ее своим гражданам, ибо получит прямо противоположный результат. Очень опасно нести религию в школу, армию, другие государственные институты. Мы многоконфессиональная страна и не сможем унифицировать людей. Тогда придется подчеркивать то, что нас разнит, вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что нас объединяет. Уже не говоря о том, что мы никогда не сможем создать равных условий для всех, а, значит, породим обиженных и заложим комплексы, которые затем обязательно проявят себя в будущем. Прочная вера возможна только тогда, когда вы сами пришли к Богу, а не вас насильно привели к нему за руку. И поэтому я уверен, что чем меньше будет огосударствления религии, тем лучше будет и для религии, и для государства.
Стремление к внутреннему совершенствованию, уважение к вере и идеологии других, образование, воспитание и патриотизм вот, на мой взгляд, необходимая формула современной духовной жизни.
27.02.2006
Источник: Российская газета