Вчера на Смоленском кладбище, где находится часовня святой блаженной Ксении Петербургской, как всегда, было многолюдно. Люди шли в храм, потом в часовню, оставляли записки. Молились. Просили у Ксении помощи и защиты. После чего направлялись вглубь кладбища, к группе дореволюционных надгробий, одно из которых испокон веку украшает мозаичный лик Спасителя... И в ужасе замирали: глаза Иисуса Христа были безжалостно выцарапаны.
Святотатцы надругались над одной из самых почитаемых петербуржцами икон! Священный образ Христа был изготовлен из цветной смальты в конце XIX века, и, после того как безбожная советская власть закрыла на Васильевском острове все церкви, это была единственная икона для поклонения. Для многих поколений воцерковленных петербуржцев лик Христа на надгробии Смоленского кладбища самая настоящая православная святыня, к которой в иные времена совершались паломничества. И сейчас возле мозаичного лика всегда горят свечи, лежат букетики цветов. А тут такое!
Даже коммунисты-христопродавцы такого варварства себе не позволяли! со слезами в голосе поделилась своей болью прихожанка храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище Нина Прокофьева.
А ведь в "Вечёрке" еще весной 2004 года был опубликован ночной репортаж, живописующий безобразия, творящиеся на Смоленском кладбище. Некрополь открыт круглые сутки. Аллеи, ведущие к храму и часовне, ярко освещены лампами дневного света. Молодежь то ли от невеликого ума, то ли в поисках острых ощущений учиняет здесь попойки. Возле храма. Прямо на могилах. Закутавшись в черные одеяния, под громкую, странную музыку из переносного магнитофона юношество учиняет оргии. После чего на вытоптанных, оплеванных могилах находят бутылки, окурки, презервативы... Какова была реакция на тот материал? Никакой. Репортаж на аналогичную тему все с того же Смоленского кладбища выходил в нашей газете и весной 2005 года. И снова тишина.
Отец Роман, отслужив вечерню в храме Смоленской иконы Божией Матери, не скрывал своих чувств по поводу произошедшего: "Церковь оценивает это как акт вандализма! Церковь против вандализма во всех его проявлениях, тем более в местах захоронения. Здесь же лежат люди разного вероисповедания, атеисты... Нельзя так! Но что мы можем поделать? Церковь владеет лишь той территорией, на которой стоит храм. Даже когда проводим крестный ход вокруг храма, мы уже идем не по своей земле, а по земле, принадлежащей кладбищу. А им ведает администрация. Конечно, мне бы хотелось, чтобы здесь была круглосуточная охрана, собак спускали на ночь, контролировали территорию. Чтобы на кладбище не пили и не курили! Я же каждый день иду на работу через кладбище и вижу все, что осталось от ночных "гостей". Но этот вопрос не к церкви, а к светскому начальству".
Господин из кладбищенской администрации, не пожелавший афишировать свою персону, заявил, что нужны и хороший забор, а не то недоразумение, которое сейчас окружает кладбище, и охрана с собаками, и много чего еще. Однако это забота властей Петербурга. Ведь вопрос охраны Еврейского кладбища, на котором неоднократно случались бесчинства, решал город, а не администрация кладбища. Такая вот логика.
Обезображенный лик Христа, конечно, восстановят. Отец Роман заверил твердо, что, как только станет немного потеплее и можно будет работать с мозаикой, икона примет свой прежний вид.
А пока возле Христа-страдальца все так же горят свечи и лежат букетики цветов. Да одинокая бабушка, глядя в его пустые глазницы, роняет слезы, негромко читая молитву...
27.02.2006
Источник: Вечерний Петербург (Санкт-Петербург)