ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мораторий на жалость

Подавляющее большинство наших сограждан выступают за возвращение смертной казни

Михаил Поздняев :: 27 февраля 2006

Десять лет назад в России был введен мораторий на применение исключительной меры наказания. Напомним: правительство пошло на этот шаг в связи со вступлением нашей страны в Совет Европы. Фактически мы были признаны цивилизованной нацией. Но в последние годы все чаще звучат призывы к отмене моратория. Опрос, проведенный на днях Фондом "Общественное мнение", показывает: подавляющее большинство россиян – за возвращение высшей меры наказания. том, что мораторий должен быть отменен, мы слышим едва ли не столько, сколько он в России действует. За скобки выносятся как мировая практика, так и наши национальные гуманистические традиции – та самая "милость к падшим", к которой, вслед за Пушкиным, призывали Достоевский, Толстой, Чехов. Зловещая фигура палача с топором начинает маячить на российском горизонте после каждого очередного теракта. С новой силой призывы отменить мораторий зазвучали после того, как Верховный суд Северной Осетии завершил прения сторон по делу Нурпаши Кулаева, участника захвата школы в Беслане, а прокурор Николай Шепель под аплодисменты и одобрительные возгласы потребовал от суда применить к единственному оставшемуся в живых террористу "исключительную меру наказания". Сразу после заседания лидеры комитета "Матери Беслана" заявили о намерении вынести на всенародный референдум вопрос об отмене моратория, дабы приговор Кулаеву был приведен в исполнение. Можно спорить, остановит ли кровь этого молодого человека, не признающего себя виновным, волну террора, но если референдум состоится – результаты его предсказуемы. Опрос, проведенный как раз в эти дни Фондом "Общественное мнение" (ФОМ), развеял миф о том, что мы народ незлобивый и сердобольный.

В целом за допустимость "исключительной меры" – три четверти населения. Реже остальных это мнение разделяют люди младше 35 лет (67 %), чаще всех (85 %) – пожилые сторонники КПРФ. Лишь 15% наших сограждан считают такую меру наказания недопустимой. Каждый десятый затруднился сформулировать свою позицию по данному вопросу.

Респондентам было предложено ответить на вопрос: "Почему вы считаете, что в принципе допустимо приговаривать преступников к смертной казни? "

Самый распространенный аргумент в пользу возвращения "вышки" – "всегда в России было: смерть за смерть". Такое ветхозаветное понимание возмездия за тяжкое преступление продемонстрировали 44% сторонников отмены моратория. В 9% случаев звучал довод о практической целесообразности использования этого инструмента в целях снижения уровня преступности в стране. По мнению 7%, "если будет смертная казнь, то преступники будут бояться хоть чего-то", "пока их не завалишь, они ничего не поймут".

Для 5% участников опроса доводом в пользу смертной казни стала экономия денег налогоплательщиков и государственных средств. Комментируя данный показатель, эксперт ФОМ Ирина Шмерлина замечает: "Характерно, что эти люди продемонстрировали не столько прагматичность ("зачем содержать преступников, если можно их убить? "), сколько озлобленность: "не должно на плечи налогоплательщиков ложиться бремя содержания зверей", "они губят людей невинных – а ты их корми".

Около 4% считают лишенным смысла длительное тюремное заключение: "Горбатого могила исправит", "они уже не смогут стать людьми, эти маньяки", "25 лет отсидит в тюрьме – и выходит головорезом".

Смертная казнь нужна, потому что "в стране царит безнаказанность, заключенных освобождают за взятки", – негодуют 3%. Еще для 2% отмена моратория аксиома: "Смертная казнь нужна" – и точка! Следующая цифра не менее показательна для представления об уровне правосознания россиян: только 2% жаждущих крови полагают, что "смертная казнь допустима, если вина преступника точно доказана". Затесались в ряды борцов с мораторием, как ни странно, и гуманисты: 1 % от общего числа высказались в том смысле, что "лучше пусть убивают, проще, чем если они будут страдать".

Крайности, как известно, смыкаются: мнение, что пожизненное заключение страшнее, чем смерть, разделяют и те, кто высказывался против смертных приговоров. Однако в этом случае респонденты руководствовались не милосердием, а, напротив, доводом о необходимости справедливого возмездия: "Лучше пожизненное заключение пусть получают, а смертная казнь – слишком легкая смерть", "его нужно не мгновенно убивать, а в мучительных каторжных работах уничтожать", "пускай намучаются в тюрьме" (4% опрошенных – наивысший показатель). Объясняя, почему сегодня, в принципе, недопустимо приговаривать людей к смерти, 3% исходили из веры в то, что "жизнь человека неприкосновенна", "Господь дал жизнь – пусть Господь и заберет ее". По 1% заявили, что "в России и так мало людей", что каждому "надо дать шанс одуматься, исправиться" и что, если даже это закоренелый преступник, "пусть живет, жалко человека"...

Выяснили социологи и отношение россиян не к смертной казни, а собственно к мораторию. Сегодня 55% называют решение, принятое 10 лет назад, неправильным (чаще других пожилые люди – 61 %). Правильным считают введение моратория 28% населения: такое мнение распространено больше всего среди людей с высшим образованием (36%), жителей мегаполисов (35%) и молодых граждан в возрасте до 35 лет (34%).Если же говорить о динамике мнений по этой касающейся всех проблеме, то пять лет назад, согласно результатам опроса ФОМ, положительно воспринимала мораторий такая же доля граждан, как сегодня, тогда как людей, не одобрявших его, было значительно больше (62%). Непонятно только, куда эти люди делись. И, положа руку на сердце, с трудом верится, что, случись референдум по вопросу о моратории завтра, гуманисты на нем одер – j жат верх.


Смертную казнь отменял даже Сталин

13 августа 1743 г. в России впервые была отменена смертная казнь. Решилась на это императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, при котором смертная казнь считалась основной мерой наказания и, например, в армии применялась за 123 воинских нарушения. Единственной, весьма сомнительной милостью императора стал указ о том, чтобы дворянам на плахе отрубали головы мечом, а не топором, как простым смертным. За все двадцать лет своего правления императрица Елизавета не подписала ни одного смертного указа. И хотя после ее кончины казнь снова была разрешена, Романовы старались держать эту меру наказания в узде ограничений. Так, при Николае II, правившем в 1894-1917 гг., было казнено около 200 человек. На этом фоне миллионные жертвы большевистского террора выглядят как катастрофа гуманности. Правда, Сталин в 1947 г. подписал указ об отмене смертной казни с заменой ее 25 годами лишения свободы. Но уже в 1950 г. исключительную меру вернули в практику суда над изменниками родины, шпионами и диверсантами. Смертная казнь стала считаться естественной формой защиты и государственных интересов, и личных.


Граждане многих стран думают, как россияне

Как показывают опросы населения в различных странах мира, большинство добропорядочных граждан высказываются за применение смертной казни. В Чехии в 2005 году 65 % населения высказались в поддержку исключительной меры наказания.

В Казахстане в 2003 году – 60 % населения.

В Польше в 2002 году поддержали смертную казнь 69 % граждан страны. В Венгрии в том же году за восстановление казни высказались 59, 8 % населения.

В Великобритании тогда же более половины граждан страны высказались за применение исключительной меры наказания в отношении убийц детей. В США в 2001 году за сохранение смертной казни выступили 65 % населения. В Литве в 1996 году – 75 % граждан. В Белоруссии в том же году за смертную казнь проголосовали 80, 5% населения. Стоит отметить, что в большинстве стран Европы смертную казнь отменяли вопреки желанию большинства за исключением, пожалуй, Швейцарии и Финляндии. Да еще в Ирландии в 2001 году 62, 08 % граждан страны, принявших участие в референдуме, проголосовали против смертной казни.

27.02.2006

Источник: Новые известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама