В этнографическом музее во вторник открылась первая в истории России выставка, посвященная старообрядчеству. Общины старообрядцев возникли после раскола Православной церкви в 1660 году и не одно столетие подвергались гонениям. Сейчас в нашей стране осталось не более пятисот тысяч староверов. Несмотря ни на что, они продолжают хранить свои традиции и обряды.
Чистота это святое
Выставка "Хранители древнего благочестия" рассказывает о бытовой культуре старообрядцев, их реликвиях и обрядах. На ее открытии в Этнографическом музее можно было увидеть представителей старообрядческих общин Петербурга и Ленобласти и пожилых, и совсем юных.
Все они были одеты в традиционные костюмы: вышитые рубахи, длинные сарафаны ярких цветов и платки, скрепленные булавкой под подбородком (старообрядческая традиция не признает узлов, символизирующих цепи). По этой же причине вместо узлов на молитвенных четках делались зарубки.
Но в одежде старообрядцы все же не смогли обойтись без поясов. На выставке представлены некоторые из них, с вышитыми молитвами и надписями вроде: "Сей пояс носить, не терять, в печали не унывать, при напасти не ослабевать, при радости Бога не забывать". В музее можно увидеть резные и медные кресты, книги и другие предметы культа, а также орудия охоты лук со стрелами, дубинку и кремневое ружье.
Узнать, чем жизнь сторонников древлеправославия отличается от нашей, на выставке можно было из первых уст. "У каждого в доме была своя ложка, своя тарелка, вспоминает представительница старшего поколения старообрядцев. Мама всегда носила их с собой, если шла в гости. Старообрядец никогда не ел из чужой посуды".
Чистота как духовная, так и физическая для членов общины была важнейшей частью веры. Возможно, поэтому они выживали во времена различных эпидемий. Ни одна трапеза в доме старообрядцев не начиналась без молитвы. Греховным у старообрядцев считался и такой привычный для нас предмет, как зеркало. Чтобы лишний раз не видеть своего отражения, зеркало старались вешать подальше от глаз либо занавешивали тканью. К священным книгам относились с особым трепетом. Их запрещалось класть на стул или колени.
С репутацией изгоев
Церковная реформа, разделившая православную Русь на два лагеря, была проведена в XVII веке патриархом Никоном. Ориентируясь на греческую церковь, он внес изменения в установившиеся за несколько веков обряды и традиции. До реформы православные на Руси осеняли себя двоеперстным знамением: три сложенных пальца мизинец, безымянный и большой символизировали Святую троицу, а указательный и средний, которыми люди крестились обозначали божественную и человеческую природу Христа. После никоновской реформы верующие были обязаны креститься тремя пальцами. Многие истинно верующие люди посчитали, что троеперстие не отражает двойственную сущность Сына Божьего, и отказались принять реформу. Нововведения также коснулись правил произношения слов во время богослужений и ряда других обрядов. Такие, казалось бы, несущественные разногласия между сторонниками реформ и их противниками привели к расколу в обществе. Те, кто не пожелал отказаться от правил, усвоенных с детства, обрекли себя на страдания и заслужили репутацию изгоев и преступников. С подачи церкви и государства раскольников сжигали заживо, били кнутом, в лучшем случае ссылали в отдаленные монастыри. Лишь в 1905 году согласно царскому указу старообрядцы были признаны полноценными членами общества. Им разрешили занимать государственные должности, создавать свои приходы и собираться в молитвенных домах.
Но и внутри старообрядчества изначально существовал раскол. Отношение к священникам у разных групп старообрядцев не было одинаковым, и это привело к появлению "поповцев" и "беспоповцев". Первые были готовы признать тех представителей духовенства, которые все же отвергли нововведения Никона. "Беспоповцы" вообще не желали иметь дело со священниками "пособниками антихриста" и никогда не принимали их в свои ряды.
"Освящать рестораны это святотатство"
Большинство старообрядцев живет в Коми, Карелии, Нижегородской области, Бурятии и даже Прибалтике. "Постоянные гонения превратили старообрядцев в очень мобильных людей, говорит отец Владимир Шамарин, духовный наставник российского Совета древлеправославной Поморской церкви. Как только у общины возникают проблемы в какой-то местности, она мгновенно перемещается в другой конец страны". По словам отца Владимира, сейчас старообрядцы не подвергаются гонениям, однако большинство понимает, что в стране установилось господство одной церкви Православной. Отличия старообрядческой веры от официальной довольно существенные. "Мы не приемлем лукавства церковной жизни, говорит Владимир Шамарин. Болезнь или преклонный возраст, по нашему мнению, не могут оправдать человека, не соблюдающего пост. Русская православная церковь благословляет немощных на отказ от поста, а старообрядцы никогда этого не делают". Не устраивает сторонников древлеправославия и ориентация Русской церкви на западный мир. "Мы против того, чтобы церковные праздники в России отмечались по новому, "европейскому" стилю", подчеркнул отец Владимир. Старообрядцы особенно критикуют служителей Православной церкви за освящение дорогих автомобилей и прочих предметов роскоши. "В самом деле, не освящал же крестьянин свою телегу, возмущается наставник староверов. Мы освящаем только жилище, а не рестораны и олимпиады".
К старообрядцам можно относиться по-разному, но нельзя не уважать людей, совершивших духовный подвиг и отстоявших свою веру вопреки всему. Главный урок, который следует извлечь из истории старообрядчества, вера не должна насаждаться огнем и мечом. Каждый из нас имеет право выбрать, как служить Богу.
02.03.2006
Источник: Смена (Санкт-Петербург)