ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Хранители веры

В Петербурге открылась первая в России выставка, посвященная старообрядчеству

Ксения Янкович :: 03 марта 2006

В этнографическом музее во вторник открылась первая в истории России выставка, посвященная старообрядчеству. Общины старообрядцев возникли после раскола Православной церкви в 1660 году и не одно столетие подвергались гонениям. Сейчас в нашей стране осталось не более пятисот тысяч староверов. Несмотря ни на что, они продолжают хранить свои традиции и обряды.

Чистота – это святое

Выставка "Хранители древнего благочестия" рассказывает о бытовой культуре старообрядцев, их реликвиях и обрядах. На ее открытии в Этнографическом музее можно было увидеть представителей старообрядческих общин Петербурга и Ленобласти – и пожилых, и совсем юных.

Все они были одеты в традиционные костюмы: вышитые рубахи, длинные сарафаны ярких цветов и платки, скрепленные булавкой под подбородком (старообрядческая традиция не признает узлов, символизирующих цепи). По этой же причине вместо узлов на молитвенных четках делались зарубки.

Но в одежде старообрядцы все же не смогли обойтись без поясов. На выставке представлены некоторые из них, с вышитыми молитвами и надписями вроде: "Сей пояс носить, не терять, в печали не унывать, при напасти не ослабевать, при радости Бога не забывать". В музее можно увидеть резные и медные кресты, книги и другие предметы культа, а также орудия охоты – лук со стрелами, дубинку и кремневое ружье.

Узнать, чем жизнь сторонников древлеправославия отличается от нашей, на выставке можно было из первых уст. "У каждого в доме была своя ложка, своя тарелка, – вспоминает представительница старшего поколения старообрядцев. – Мама всегда носила их с собой, если шла в гости. Старообрядец никогда не ел из чужой посуды".

Чистота – как духовная, так и физическая – для членов общины была важнейшей частью веры. Возможно, поэтому они выживали во времена различных эпидемий. Ни одна трапеза в доме старообрядцев не начиналась без молитвы. Греховным у старообрядцев считался и такой привычный для нас предмет, как зеркало. Чтобы лишний раз не видеть своего отражения, зеркало старались вешать подальше от глаз либо занавешивали тканью. К священным книгам относились с особым трепетом. Их запрещалось класть на стул или колени.

С репутацией изгоев

Церковная реформа, разделившая православную Русь на два лагеря, была проведена в XVII веке патриархом Никоном. Ориентируясь на греческую церковь, он внес изменения в установившиеся за несколько веков обряды и традиции. До реформы православные на Руси осеняли себя двоеперстным знамением: три сложенных пальца – мизинец, безымянный и большой – символизировали Святую троицу, а указательный и средний, которыми люди крестились обозначали божественную и человеческую природу Христа. После никоновской реформы верующие были обязаны креститься тремя пальцами. Многие истинно верующие люди посчитали, что троеперстие не отражает двойственную сущность Сына Божьего, и отказались принять реформу. Нововведения также коснулись правил произношения слов во время богослужений и ряда других обрядов. Такие, казалось бы, несущественные разногласия между сторонниками реформ и их противниками привели к расколу в обществе. Те, кто не пожелал отказаться от правил, усвоенных с детства, обрекли себя на страдания и заслужили репутацию изгоев и преступников. С подачи церкви и государства раскольников сжигали заживо, били кнутом, в лучшем случае – ссылали в отдаленные монастыри. Лишь в 1905 году согласно царскому указу старообрядцы были признаны полноценными членами общества. Им разрешили занимать государственные должности, создавать свои приходы и собираться в молитвенных домах.

Но и внутри старообрядчества изначально существовал раскол. Отношение к священникам у разных групп старообрядцев не было одинаковым, и это привело к появлению "поповцев" и "беспоповцев". Первые были готовы признать тех представителей духовенства, которые все же отвергли нововведения Никона. "Беспоповцы" вообще не желали иметь дело со священниками – "пособниками антихриста" – и никогда не принимали их в свои ряды.

"Освящать рестораны это святотатство"

Большинство старообрядцев живет в Коми, Карелии, Нижегородской области, Бурятии и даже Прибалтике. "Постоянные гонения превратили старообрядцев в очень мобильных людей, – говорит отец Владимир Шамарин, духовный наставник российского Совета древлеправославной Поморской церкви. – Как только у общины возникают проблемы в какой-то местности, она мгновенно перемещается в другой конец страны". По словам отца Владимира, сейчас старообрядцы не подвергаются гонениям, однако большинство понимает, что в стране установилось господство одной церкви – Православной. Отличия старообрядческой веры от официальной довольно существенные. "Мы не приемлем лукавства церковной жизни, – говорит Владимир Шамарин. – Болезнь или преклонный возраст, по нашему мнению, не могут оправдать человека, не соблюдающего пост. Русская православная церковь благословляет немощных на отказ от поста, а старообрядцы никогда этого не делают". Не устраивает сторонников древлеправославия и ориентация Русской церкви на западный мир. "Мы против того, чтобы церковные праздники в России отмечались по новому, "европейскому" стилю", – подчеркнул отец Владимир. Старообрядцы особенно критикуют служителей Православной церкви за освящение дорогих автомобилей и прочих предметов роскоши. "В самом деле, не освящал же крестьянин свою телегу, – возмущается наставник староверов. – Мы освящаем только жилище, а не рестораны и олимпиады".

К старообрядцам можно относиться по-разному, но нельзя не уважать людей, совершивших духовный подвиг и отстоявших свою веру вопреки всему. Главный урок, который следует извлечь из истории старообрядчества, – вера не должна насаждаться огнем и мечом. Каждый из нас имеет право выбрать, как служить Богу.

02.03.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама