ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Каббала для всех

Вплоть до начала XXI века учение каббалы было скрыто от непосвященных

Василий Дятлов :: 06 марта 2006

Сегодня, по мнению его адептов, настало время сделать тайные знания доступными для всего человечества.


О каббалистах до недавнего времени я знал не так много. Например, то, что они привлекли в свои ряды народную артистку Америки Мадонну, отчего эти парни мне сразу стали симпатичны. То, что якобы некими страшными проклятиями они свалили на больничную койку Ариэля Шарона, правда, этот слух с самого начала походил на полнейшую чушь. Ну и, наконец, то, что человек, желающий выучиться каббале, должен пить непосредственно из источника знаний, бьющего только в одном месте на планете, а именно – в Израиле, там, где, собственно, каббала и зародилась в незапамятные времена. Вплоть до начала XXI века каббала оставалась закрытым учением. Ее адептами могли стать только люди, прошедшие специальный отбор и по возрасту, и по знаниям. Так было, пока в мире каббалы не появился человек по имени Михаэль Лайтман. Выходец из Советского Союза, он родился в 1946 году в Витебске, закончил Политехнический институт, а в 70-х годах уехал жить в Израиль, где и обучился каббале. И именно Лайтман заявил, что получил откровение: теперь каббала должна быть доступна всем. На сегодняшний день Лайтман – один из самых влиятельных каббалистов в мире, основатель Международной академии каббалы.

Нам удалось побывать на лекции Михаэля Лайтмана в Тель-Авиве. На часах было около трех ночи. Накрапывал противный дождик. К неприметному зданию на улице Жаботинского стекались люди: по одному, по двое они возникали из темноты и исчезали затем за входной дверью офиса Всемирного центра по изучению каббалы "Бней Барух". У дверей мок дежурный, он следил за тем, чтобы никто из посторонних не попытался проникнуть внутрь. Хотя чужаку и так сделать это непросто – у каждого гостя была специальная металлическая пластинка, которую он прикладывал к электронному замку. Едва мой коллега извлек фотоаппарат, как нами заинтересовался страж. Услышав, что мы приехали по приглашению рава Лайтмана, нас провели на второй этаж, и мы оказались в зале, напоминавшем студенческую аудиторию. Свободных мест почти не было – в зале в ту ночь присутствовало не менее сотни слушателей. Мы устроились ближе к выходу, нам любезно предложили стакан чая и снабдили наушниками, чтобы слушать перевод лекции на русский. Разговор велся на иврите, хотя у меня сложилось впечатление, что большинство из присутствовавших были русскоязычными. Рамлан (сокращенное имя рава Михаэля Лайтмана) поднялся на кафедру, зазвучала легкая музыка, лекция началась. Если честно, то воспринять каббалистическую премудрость без предварительной подготовки мне было трудновато, и я попросил аудиенции у Михаэля Лайтмана.

– Рав Михаэль, почему именно сейчас вы решили открыть миру каббалу?

– Потому что человечество достигло такого состояния, когда без четкого знания о мире может дойти до самоуничтожения. Мы ощущаем, с одной стороны, огромную зависимость друг от друга, а с другой стороны, наш эгоизм настолько велик, что мы не выносим друг друга. Получается, что люди вынуждены жить в одной комнате, но не могут вместе ужиться. Главная каббалистическая книга "Зоар", написанная во II веке нашей эры, была скрыта почти двадцать веков. И именно в ней сказано, что в конце XX века, а именно с 1995 года, каббалу можно будет постепенно раскрывать.

– Вы считаете, что человечество готово к этому?

– Да. Мы дошли до предела и просто незнаем, куда дальше развиваться. Впереди нет ни коммунизма, ни капитализма, вообще ничего. Природа давит на нас настолько, что мы не в состоянии больше выжидать, мы прошли критическую точку и ставим под угрозу свое физическое существование.

– И что, каббала спасет мир?

– Давно было понятно, что придет такое время, когда каббала покажет человеку, в чем заключается его природа, природа окружающего мира и как воспользоваться этими знаниями.

– А вам еще никто не говорил: "Ребята, вы стремитесь перевернуть мир, но оглянитесь, сколько вокруг агрессии, насилия, жестокости"?

– А мы не идеализируем окружающее. Мы видим проявление злых сил в мире и видим в этом приближающееся прозрение человечества. Мы смотрим как на отрицательные, так и на положительные силы в мире как на взаимно необходимые, дополняющие друг друга. Нет ничего, что надо было бы исключить, уничтожить, надо просто правильно все между собой скомбинировать.

– Каких сил, по-вашему, сейчас в мире больше – злых или добрых?

– Мир полон злых сил, но на сегодня около миллиарда человек относят себя к тому направлению, которое называется "разумное изменение мира". Я думаю, что в ближайшие месяцы мы все-таки услышим о том, что мы начали меняться. Я в этом плане оптимист.

– Успеем ли? Говорят, третья мировая война уже на пороге.

– Третья мировая война, затопление планеты, вспышки на Солнце, озоновые дыры – все это нам уготовано для того, чтобы нас же подогнать палкой к счастью.

– А в древних каббалистических книгах что написано о нашем будущем?

– Если человек не возьмет в руки себя и свою судьбу, то человечеству могут предстоять еще два мировых атомных катаклизма. Кроме того, теоретически могут быть четыре мировые войны, и две из них уже прошли. Если будут еще две, то на планете останется небольшое количество людей, но именно они будут представителями всех душ в мироздании, они все равно выполнят программу Творения и достигнут вечности и совершенства. Вопрос только в том, что до XXI века у нас не было свободы воли, мы поневоле развивались с помощью всевозможных эгоистических побуждений. А сейчас у нас появляется свобода воли. Если будем управлять собой правильно, то пойдем нужным путем. Если нет, программа природы все равно будет выполнена, но очень жесткими методами. Природа не знает прощения или жалости.

– А нужен ли вообще человек на этой планете?

– Дело не в планете, дело в человеке. Мы – единственные разумные существа во Вселенной. Все создано для нас, поэтому задание у нас очень серьезное, а цель – изумительна. Сегодняшнее состояние вынуждает нас к поиску.

– Но для этого, наверное, все человечество должно поумнеть. Не какая-то отдельная нация, не какая-то отдельная страна...

– Сегодня все умнеют. Какой тогда смысл был в тысячелетиях существования человека на земле? Я думаю, мы находимся сейчас не в конце пути, а в начале.

– А как же проявления терроризма – чеченского, арабского? Это тоже повышение человеческого интеллекта? Эти люди тоже умнеют и ищут себя?

– Да, это поиск. Они ищут себя и заставляют других искать.

– А долго экстремисты всех мастей будут себя искать?

– Вы говорите о частной проблеме.

– Она считается глобальной. – Если какое-то явление есть в истории, в нашей жизни, значит, надо понять проблему. И тогда, быть может, мы увидим, что мы в этом виноваты, а террористы – просто исполнительные механизмы. Они идут на это дело совершенно фанатически, под воздействием вызывающих это сил. Кто эти силы вызывает? Может быть, мы сами на себя? Каббала так и говорит: измените свое поведение, и эти люди станут вам друзьями и братьями. И так будет по всему миру. Сказано в книге "Зоар", что в этот переломный момент сыны Ишмаэля – праотца арабов будут властвовать над миром. Так и получается. Я сначала думал, что это говорится, может быть, только аллегорически – про нефть, оказывается, это говорится о власти.

– Недавно Владимир Путин пригласил в Москву представителей ХАМАС. Может быть, он пытается понять природу этой силы?

– Я не думаю, что ваш президент действует как каббалист.

– Вернемся к одному отдельно взятому человеку. Верно ли, что судьба каждого из нас закодирована или зашифрована в каббалистических книгах?

– Это так, но человек может на свою судьбу воздействовать. Он может корректировать ее, чтобы идти к намеченной цели путем добра или зла.

– Смысл жизни именно в этом?

– До этого должен дойти каждый человек – в этой жизни или в следующей. А чтобы сделать это быстрее, проще, завлекательнее, что ли, мы сегодня раскрываем каббалу. И многие люди уже начинают чувствовать, что действительно, только в этом их спасение от бренности, ничтожности, безысходности.

– Сколько в мире на сегодняшний день каббалистов?

– Серьезных – несколько десятков. А учеников – где-то 700-800 тысяч.

– Есть ли среди них люди известные?

– Не все так известны, как Мадонна, но среди них огромное количество ученых, людей театра, искусства. Но в основном это, как ни странно, люди невысокого полета. Это может быть и какой-нибудь человек с бензоколонки.

– Вокруг каббалы ходит большое количество легенд, слухов...

– Что же вы хотите, она столько времени была скрыта.

– Пару месяцев назад мировая пресса нарасхват растиражировала сообщение о том, что в случившемся с Шароном виноваты именно каббалисты.

– Дорогой мой, когда есть желание чем-то попугать, то любой надевает на себя черную или белую накидку, начинает водить руками. Нет таких сил у каббалистов, которыми они могли бы вызвать зло на какого-то человека. Я не могу никого убить или сделать зло, потому что каждый человек является в этом мире посланником и представителем высших сил, которые за ним стоят и определяют его судьбу. Если убивать друг друга – это ничего не даст. Мы часто видим, что победители оказываются в итоге побежденными.

– Немного расскажите о том, когда и почему вы сами начали изучать каббалу.

– Я начал изучать каббалу в 1975 году. Тогда я уже жил в Израиле и искал ответ на вопрос о смысле жизни. Заниматься поисками богатства, власти мне не хотелось. Мне говорили: иди к религиозным, они помогут тебе найти ответ. Но я всегда был далек от религии и на сегодня абсолютный атеист. Не верю ни в бога, ни в черта. Пока я добрался до каббалы, прошло несколько лет, и только в 1979 году я нашел своего учителя и занимался с ним до 1991 года. Занятия были очень напряженными, с трех ночи до шести утра ежедневно и потом где-то с пяти до девяти вечера. В промежутке между занятиями приходилось еще работать. Так у нас в принципе строится обучение и сегодня. Когда учителя не стало, уже я в свою очередь собрал большую группу учеников, из которых выросла огромная организация, называющая себя Международной академией каббалы. Каббала – это наука. Наука о человеке, об окружающем его мире, о цели нашего существования. Главное ее назначение – раскрыть целостную картину мира и поднять все человечество на совершенный уровень существования.

Михаэль Лайтман, основатель Международной Академии Кабаллы

История

Изъяны хрустального шара

Жил во втором веке нашей эры иудейский мудрец рабби Шимон бар Йохай (Раш-би). Исповедовал антиримские настроения и был приговорен за это к смерти. Скрылся от гонителей и ушел жить в пещеру, где, по преданию, провел тринадцать лет. Там-то якобы и получил откровение, позволившее ему четко различить, что есть дело рук Бога, а что – Сатаны. К теоретической части Рашби приложил огромный инструментарий. Главное его изобретение – нумерология. У древних евреев числа обозначались не только цифрами, но и буквами. Какая-то буква означала единицы, какая-то – десятки, какая-то – сотни. Рашби сообразил, что таким образом у каждого слова есть свое числовое значение. И, соответственно, играя со словами как с математическими выражениями, можно делать весьма необычные выводы. И первое, что бар Йохай нумерологически выяснил, что слово "сатана" имеет числовое значение – 666. Со временем у Рашби появились ученики, основавшие рядом с пещерой своего наставника город Цфат, который стал на многие века центром разработки каббалистической традиции. Идеи Рашби были собраны в своего рода каббалистической энциклопедии под названием "Зоар". Основная идея, заложенная в этом труде, заключалась в том, что, когда Всевышний творил мир, он, разумеется, построил структуру идеальную, которую сам бар Йохай сравнил с хрустальным шаром. Но дьявол сделал так, что в этом хрустальном шаре появились "червоточины", – выражаясь по-современному, запустил в систему "компьютерные вирусы".

Большой приток новых сил Цфат получил после изгнания евреев из Испании. Сюда приехало много философов. В XVI веке в городе объявился рабби Ицхак Лурия Ашкенази (Ари), который заявил: того, что сделал Рашби, недостаточно. Его учение требует продолжения, и в этот момент возникает вторая ступень каббалы – лурианская, которая основывается на том, что судьбы мира в человеческих руках, поскольку человек создан по образу и подобию Всевышнего. В еврейском контексте имеется в виду не внешнее подобие, а то, что Бог создал человека, обладающего божественной способностью творить. Ари утверждал, что раз человек создан по образу и подобию Творца, значит, ему дана возможность исправлять "вирусы", занесенные в этот мир. И тогда же он предложил способы улучшения мира, которые были закрыты от непосвященных вплоть до наших дней.

Современные каббалисты утверждают, что человек не только способен отличить добро от зла, но и может исправлять зло. И если взяться за эту работу всем миром, то когда-нибудь удастся завершить идеальную структуру, убрав из нее все "программы-вирусы", и тогда наступит всеобщее благоденствие. И во времена Рашби, и во времена Ари эта задача возлагалась исключительно на "посвященных". Так, "исправлением мира" могли заниматься только евреи старше 40 лет, не получившие классического еврейского образования, не являющиеся знатоками Торы (существует серьезное противоречие между Торой и каббалой, на которое, кстати, сегодняшняя еврейская традиция закрывает глаза: Тора запрещает гадание, определение судьбы). Сегодня эти условности соблюдаются формально. Например, существу ют даже детские группы по изучению каббалы.

Взгляд со стороны

"Интересненькое для души"

Чем можно объяснить все возрастающую роль каббалы в современном мире? С этим вопросом "Итоги" обратились к экспертам. Владимир Аршинов, доктор философских наук, заведующий сектором философских проблем междисциплинарных исследований Института философии РАН:

– Сегодня в мире происходят сложные и противоречивые процессы – глобализация, конфронтация культур. Осознается критическая ситуация в развитии всего человечества. Выйти из этого кризиса можно только путем изменения ценностного сознания человека. Необходим переход от эгоистической, потребительской модели к новой морали, которая помогла бы человечеству справиться с этими ужасающими конфронтациями. И в такой ситуации обращение к каббале весьма характерно. Современная наука выходит на новый диалог с прошлым – идет переоткрытие традиций. Это не вторжение мистики в научное поле, как кому-то покажется, а как раз наоборот – посредством науки мы открываем заново пласты культуры. Например, буддизм в прошлом веке вошел в европейскую цивилизацию усилиями Юнга. Теперь пришла очередь каббалы. Она дает шанс на преодоление индивидуального и коллективного эгоизма, на основе которого развивалась западная цивилизация последнее тысячелетие. Конечно, есть и некая мода на каббалу. Людей привлекают эзотерика, мистика, и поэтому многие хотят продемонстрировать свою причастность к каким-то тайнам. Каббала также служит инструментом консолидации общества. Например, в Израиле каббала является инструментом диалога правых и левых частей политического спектра. Она дает людям возможность найти общий язык и примириться, и это очень важно.

Александр Никонов, председатель Атеистического общества Москвы:

– Распространение каббалы – совершенно естественный процесс, который лежит в русле общего процесса размывания религиозного сознания, характерного для постиндустриальной эпохи. Времена религиозной монополии, когда одна идеологическая контора "окучивала" все население страны, прошли. Такое было возможно только в условиях сельскохозяйственной цивилизации с преимущественно деревенским населением. Население же современного мегаполиса со всем его невероятным образовательным, профессиональным, структурным, информационным и товарным многообразием просто невозможно накрыть шапкой одной идеологии! Люди разнообразны, и они ищут "что-нибудь интересненькое для души". И рынок им это интересненькое тут же предлагает. Неповоротливые дредноуты традиционных конфессий проигрывают конкуренцию мелким и динамичным организациям, как когда-то динозавры проиграли мелким и юрким млекопитающим.

06.03.2006

Источник: www.itogi.ru Итоги

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама