ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Пост людской

О конфессиональных различиях постов

Мария Свешникова :: 06 марта 2006

У православных христиан с понедельника начинается Великий пост, предваряющий праздник Пасхи. Но религиозные посты присущи практически всем религиям, вплоть до языческих культов. Единственные, кто отвергают посты, это отдельные разновидности сектантов, считая себя безгрешными, праведниками, а потому принявших решение, что пост для них не нужен. В подтверждение своего учения они ссылаются на слова Христа: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека" (Мф. 15, II).

Не говоря о том, что иконописцы обязательно постились, очищаясь духовно и физически перед сотворением икон, известно, что охотники-поморы постятся перед тем, чтоб пойти на охоту. Следуя легендарной традиции, записанной в Сказании о том, как был выкован первый меч – катана "самый известный вид японского клинкового оружия), постятся и кузнецы до того, как взяться за сложную работу. В алхимическом "Великом делании" перед началом процесса алхимик должен несколько дней умерщвлять свою плоть и дух. В традициях учения культа "Вуду" нет собственного поста, однако, под влиянием католицизма, его последователи празднуют Рождество, а на время Великого поста закрывают свои святилища.

За несколько дней до начала православного Великого поста, в пепельную среду, начался одноименный пост у католиков. Пепел является символом покаяния и бренности человеческого бытия. Во время воскресной проповеди Папа Римский Бенедикт XVI объяснил своей пастве, что "в пост не следует входить со "старым" духом и видеть в нем тяжелую и обременительную обязанность, но – с духом новым, с духом человека, обретшего во Христе и Его таинстве Пасхи смысл жизни".

Пост в Католической Церкви понимается как "одно из дел покаяния, наряду с молитвой и милостыней", поэтому в эти дни католики призваны "задуматься над ценностями более высокого порядка и покаяться". Великий пост в Католической Церкви, как и в Православной, длится 7 недель. Однако ограничения на употребление пищи в пост у католиков весьма мягкие.

Католики с 14 лет обязаны в Великий пост воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60-го года жизни – обязаны соблюдать строгий пост, заключающийся в воздержании от мяса и в ограничении количества употребляемой пищи, в Пепельную среду и в Страстную пятницу. Во все остальные дни поста ограничений на пищу нет.

Однако во время Великого поста принято воздерживаться от увеселительных мероприятий, вредных привычек и прочих мирских удовольствий. В целом Великий пост преследует три цели: покаяние, подготовка кандидатов к крещению (для крещеных – воспоминание и осознание важности этого момента) и размышления о тайне страданий и смерти Иисуса Христа ради спасения человеческого рода. Все это необходимо для подготовки к празднованию Пасхи – Воскресения Христова

Протестанты (кроме англиканской Церкви) обязательных постов и вовсе не знают – постятся, только если сочтут нужным. Но пост у протестантов существует, только он имеет совершенно другой характер, они совершаются при возникновении личной необходимости – при болезнях верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, перед принятием ответственных решений в жизни, для укрепления в вере. Обычно посты длятся не более трех дней. Связано это с тем, что у протестантов пост – это не ограничение на употребление тех или иных продуктов, а полное воздержание от пищи. При этом всегда пост сопровождается усиленной молитвой, без которой он бессмысленнен.

Поститься у протестантов можно как в одиночку, так и группой. В последнем случае группа верующих, принявших решение совершить пост, собирается в молитвенном доме, в какой-нибудь небольшой комнате, либо у кого-нибудь на квартире. Не принято объявлять о том, что кто-то постится. Пост – сугубо личное дело человека или группы единоверцев и единомышленников. Так же принято поститься перед поставлением верующего во пресвитеры или проповедники.

Для мусульман пост, это один из пяти основополагающих принципов вероучения. В первый день месяца Рамадан начинается пост, который соблюдается мусульманами в течение месяца и обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей.

Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение при совершении религиозных обрядов, так как сводится не только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но и означает освобождение от всего оскверняющего. От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях, путешествует. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца Рамадан в счет потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах: раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам. Запрещается поститься в дни двух великих праздников и в случае опасности. Порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан). Пост, особенно в месяц Рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. Мусульманин без посредников сам отвечает перед Аллахом за свои грехи. Алимы трактуют пост как средство обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб), тем самым как бы облагораживается человеческая натура.

Соблюдение 30-дневного поста в месяце Рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран. Согласно Корану, важная особенность мусульманского поста состоит в том, что поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть, пить и приходить к женам разрешено. Но от зари и до заката, помимо принятия пищи и супружеской близости, запрещаются курение, вдыхание ароматных запахов. Вечером, после заката, постящийся должен принять легкую пищу – фитур, вторая еда – сахур – принимается перед возобновлением поста на заре. Вечерний обряд разговенья – ифтар – благословенное время, поэтому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей. Мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла или образованный человек, который может прочитать молитвы и знает рассказы о жизни пророка, членов его семьи и сподвижников, все мусульмане стараются в этот период предаваться размышлениям об Аллахе и его учении.

Пост у евреев является своего рода уроком скромности: они должны скромно одеваться, вести скромный образ жизни, отказываясь от развлечений. Это не скорбь, а знак смирения перед властью Законов Всевышнего. Постясь, они выражают свое согласие жить в соответствии с Высшей Волей. Пост, закон для того и даны, чтобы евреи стали подобными ангелам. Пост в иудаизме продолжается не менее 25 часов и включает в себя воздержание от питания и всего другого, что представляет собой какое-либо действие. Дни поста евреи проводят в синагогах за чтением Торы и размышлениями о прочитанном.

Если в аврамических религиях посты – это, прежде всего, память о событиях, как правило, драматических в истории этих религий, то для буддистов, индуистов и джайнов пост – это направленное на духовное очищение упражнение, дату которого волен выбирать сам верующий. Формы поста могут быть самыми разнообразными. Так, буддийские монахи в некоторых направлениях постятся вторую половину каждого дня, другие сидят только на воде от 18 до 72 дней. Пост в индуизме – только ограничения в питании. Так, целыми днями можно есть, но только фрукты и орехи.

В джайнизме пост предшествует главному религиозному празднику Парьюшан. В течение 8 дней джайны-вегетарианцы вообще не принимают пищи. 900 миллионов индуистов в отдельные дни воздерживаются совсем от пищи и воды, в другие едят только определенные продукты. А 376 миллионов буддистов могут поститься в двухдневный праздник Ньюнгнай. В первый день необходимо есть только определенную пищу, а во второй – полностью отказаться от пищи и питья. Адепты буддизма утверждают, что пост для них – это процесс очищения тела, речи и ума. Очищение речи и ума означает контроль над своими высказываниями и поступками, человек должен пребывать, что называется, в здравом, божественном уме.

Православный Великий пост – самый строгий и продолжительный в году. Общая продолжительность поста составляет 7 недель (49 дней). По церковному уставу в эти дни нельзя вкушать мясные и молочные продукты. Рыба разрашена только на праздник Благовещения 7 апреля и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу можно есть рыбную икру. В субботу и воскресенье разрешается готовить пищу на постном масле. В другие дни – сухоядение, то есть без масла.

И все же главное в посте – не сокращение или изменение рациона – в таком случае пост ничем не отличается от диеты, которую назначает врач при болезни. Поститься надо с мыслью о своих ближних, с которыми так трудно найти общий язык, с мыслью о несчастных и обездоленных людях, которые нуждаются в помощи и поддержке. По словам митрополита Сурожский Антоний, "в отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и, тем не менее, радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. Мы должны вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже из своих глубин, настолько оно нам чуждо, – состоянию радостного ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда.

До тех пор, пока мы не осознаем это, духовное напряжение не может быть радостью, оно непосильно и ставит нас перед лицом суда и ответственности – потому что мы сами должны осудить себя для того, чтобы перемениться и быть в состоянии встретить День Господень, славное Воскресение с открытым сердцем, не пряча лицо, готовые возрадоваться, что он пришел".

Источник: Страна.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама