ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Духовный second-hand балтийского разлива

Святослав Хариков :: 10 марта 2006

После первой волны религиозной свободы быстро наступило отрезвление. Выяснилось, что под словом "религиозная организация" могут скрываться не только благочестивые подвижники и трезвенные евангелисты, но и вполне себе живодерствующие аферисты от веры, а в иных случаях и вовсе уголовники от мистики. Но возникла проблема. Традиционные конфессии и светские религиоведы оказались попросту не готовы к пассионарному взрыву на почве нетрадиционной религиозности. А там где разброд и шатания, там неизбежно появляются любители половить рыбку в мутной водице. Не обошлось без таковых и в нашем случае. Имя им "антикультисты".

Умело манипулируя общественными фобиями эти предприимчивые господа развернули бурную работу по спасению нас от всего, что выходило за рамки "легкого интереса к вопросам веры". Если молодая девушка решила, что пить водку во дворах с парнями и сопутствующими развлечениями ей противно, а в качестве альтернативы выбрала жизнь в кришнаитском ашраме со строгой дисциплиной и многочасовой молитвой – то ей наверняка "промыли мозги". Если студент начал читать Библию и ходить в церковь, где форма богослужения отличалась от культурно приемлемой на субъективный взгляд антикультиста – то наверняка он подвергся воздействию неких секретных психотехник. А уж, коли он прочитал в Писании, что делиться десятой частью своего дохода есть Божья воля, то тут негодованию новоявленных "экспертов" не было предела.

Взамен сектодавы получали каждый свое. Одни пиар и внимание прессы. Другие датские и шведские гранты. Все в кассу... Шло время. Морочить головы людям можно долго, но тем не менее не до бесконечности. Прошла мода и на антикультизм. В некоторых странах дело дошло даже до уголовных процессов по факту похищения людей для последующего "депрограммирования". В других просто перестали давать деньги, и все само собой заглохло. Появились новые проблемы и выяснилось, что танцующие кришнаиты, медитирующие на своего скандинавского ламу буддисты и шумные харизматы – это все цветочки по сравнению с исламистами и религиозным террором. Люди всегда будут тянуться к глубокому религиозному переживанию (пусть даже в чем-то ошибочными путями) и для любого вменяемого общества будет лучше, если это стремление найдет свое выражение в рамках, пусть нетрадиционных, новых церквей, чем под возгласы одноглазого лондонского имама с опытом практического террора.

Впрочем, оставалась еще одна страна, где до поры до времени антикультисты чувствовали себя вольготно и методично сеяли ложь и ненависть. Там им давали время на телеэкранах, приглашали читать лекции в университетах, а по их указкам чиновники прилежно учились "гнать и не пущать". Для этих сомнительных целей была придумана даже собственная терминология не имеющая аналогов в юриспруденции и религиоведении: "тоталитарная секта", "деструктивный культ". На благодатной почве державности проросла и собственная, аутентичная мифология: "секты-убийцы", "ритуальные жертвы кришнаитов", "неопятидесятники, грабящие старушек". Логичное завершение процесса. Ланселот стал драконом. Сектодавы выродились в банальную маргиальную сектантскую группировку. А кто-то разве сомневался, что так и случится рано или поздно?

К чему я все это пишу? А вот к чему. Латвия страна конечно европейская, но в некоторых случаях несколько медленная на разгон. Мы слишком долго наслаждались межконфессиональным миром и судя по всему подрасслабились. Первый звонок прозвенел, когда съемочная группа канала НТВ в своей заказной передаче, скажем прямо, облила грязью несколько тысяч прихожан протестантской церкви "Новое поколение". Не надо только кидать в меня камнями! Я прекрасно знаю, что эта община имеет неоднозначную репутацию в Латвии. Ну и что? Одно дело утверждение католического священника "мне не нравится их стиль богослужения", или высказывания преподавателя академии Лютера о теологических разногласиях. И совсем другое – брошенное в глаза обвинение: "Вы секта, которую интересует только нажива!" Каждый имеет право не соглашаться с вероубеждениями соседа, но никто не имеет права оскорблять и выдавать на-гора бессмысленные обвинения-страшилки.

Сюжет НТВ прошел, вызвал некоторый резонанс и канул в лету. Всем было ясно, что тут за версту видны уши одного липового "профессора", который по совместительству является теологом "церкви антикультистов". Но видать на Родине им стало уже не столь комфортно, и эта группировка решила пустить свои корни в Латвии. А может и местные любители дешевого пиара решили воспользоваться обкатанным приемом.

В начале этого года в некоторых русскоязычных СМИ прошла серия публикаций на "сектантсткую" тему, в которых вдруг всплыл небезызвестный эпигон господина Дворкина, но, в отличие от него, вполне себе натуральный профессор Игорь Кудрявцев. Читаешь его выступления и все знакомые приемчики. Серьезные и насыщенные научной терминологией рассуждения с анализом приемов проповеди в харизматических церквях. Да вот только копнешь поглубже, и понимаешь, что все это ничто иное, как идеологически окрашенное описалово... ораторских приемов и классических методов привлечения внимания большой аудитории. Странно, почему же тогда профессор не бросает свой пламенный глагол на разоблачение рекламной индустрии, или публичной политики? Может потому, что сам пытается найти свое место в этой самой политике?

Но вот незадача, выясняется, что Кудрявцев баллотировался в Рижскую думу по спискам Латвийской Первой Партии. Нынешний председатель которой, если верить заявлениям профессора в прессе, самый отъявленный "сектант" получается. Это мы понимаем, что Юрис Луянс – просто прихожанин крупной и уважаемой церкви (нет, не "Нового поколения" – как любят уколоть недруги, совсем другой). Странная позиция. Выходит для одной аудитории доктор Курявцев говорит одно (на партийных собраниях, к примеру), а для другой – нечто прямо противоположное. Это уже не христианская политика выходит, а кое-что "от лукавого".

Думается мне, что ему пора определиться с партийной принадлежностью и не мешать высокое звание христианского демократа с антикультистской эквилибристикой. Не сочетаются они, хоть ты тресни. Да и самой ЛПП неплохо было бы определиться. Стоит ли иметь в своих рядах человека, который вместо мира и согласия, сеет рознь и межконфессиональную вражду. Таково мое личное и крайне субъективное мнение. Уж простите меня за искренность, уважаемый доктор Игорь Кудрявцев.

Источник: Baznica

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама