В Москве в ближайшее время построят еще 100 новых детских садов.
Согласно официальной статистике, в Москве затраты домохозяйств на образование детей больше, чем в других регионах. Причина общая для всех россиян недовольство качеством школьного образования. Но московские родители имеют больше возможностей для найма репетиторов. Говорят, ситуация с качеством изменится в лучшую сторону, если учителя будут получать больше. Когда это будет? Много ли в столице национальных школ? И будут ли московским школьникам рассказывать о мировых религиях? Об этом и других насущных проблемах мы говорим с руководителем Московского департамента образования Любовью Кезиной.
Любовь Петровна, как говорят сами разработчики национального проекта "Образование", его невозможно провести в жизнь, не изменив ситуацию с оплатой учительского труда. Предполагается, что многое будет зависеть от того, как быстро регион перейдет на отраслевую систему оплаты труда. Скажите, когда реально может осуществиться этот переход в столице?
Сегодня средняя заработная плата по Москве составляет 5700 рублей. В результате повышения надбавок учитель в Москве получает почти в два раза больше, чем в других регионах. Но это все равно низкие зарплаты. Сегодня ставится задача перехода на отраслевую систему оплаты труда, и каждый регион решает для себя задачу, как именно это осуществить. Пока всего два региона России уже перешли на такую систему. Это Тюменская и Ленинградская области. Их опыт мы внимательно изучаем. Министерство рекомендует для внедрения еще и свою модель, она схожа с санкт-петербургской. Москве год дается на то, чтобы разработать свою модель, и год на то, чтобы ее внедрить.
Если говорить об увеличении зарплаты, то она уже стала больше для одной категории педагогов классных руководителей. Однако при выплате этих денег Москва столкнулась с какими-то трудностями. Какими? И все ли классные руководители получили деньги?
Совершенно выпала из поля зрения тех, кто продумывал меры по поощрению классных руководителей, такая немаловажная деталь, что у нас есть не только гимназии, лицеи и общеобразовательные школы, а еще и общеобразовательные центры, вечерние школы, кадетские корпуса, школы для детей с девиантным поведением и многие другие учебные заведения. Получается, что эти учителя за классное руководство не поощряются, а ведь они зачастую ведут очень серьезную и кропотливую работу по воспитанию учащихся. Москва, конечно же, из этого сложного положения вышла и деньги для оплаты этой категории учительства нашла. Конечно, хотелось бы, чтобы видовое разнообразие школ было учтено при дальнейшей разработке документов на поддержку классного руководства. Эксперты считают, демографический спад приведет к сокращению числа учащихся и соответственно к сокращению школ. Сколько школ сократят в столице?
Я думаю, этот процесс коснется в первую очередь сельских школ. В Москве это вряд ли произойдет.
Москва город многонациональный. Как происходит интеграция детей мигрантов в школьный процесс? Часто ли открываются в столице национальные школы?
Мы не стимулируем этот процесс специально. Но когда к нам обращаются диаспоры по поводу открытия национальных школ, мы эти просьбы рассматриваем, но открываем не национальные, а этнокультурные школы. Пока новых предложений об открытии этнокультурных школ не поступало. А общие проблемы... Как вы знаете, мы принимаем в школы всех детей, независимо от того, есть ли у них московская прописка или нет. Проблемы у мигрантских семей сегодня больше языкового характера. Дети приходят в наши школы, зачастую не владея или плохо владея русским языком. Мы предлагаем им позаниматься дополнительно. Два часа в неделю ребята могут изучать в школе русский язык. Этот урок входит в школьный компонент.
Учитывая многонациональный и многоконфессиональный характер населения столицы, поступают ли предложения о введении предмета "Основы мировых религий"? Ваше отношение к этому?
Мы ждем, когда появится учебник по этому предмету, который разрабатывает группа авторов под управлением академика Чубарьяна. Затем еще этот учебник пройдет апробирование, методисты продумают методическую базу к нему. Нужно еще подготовить учителей для работы над этим предметом. А там будет видно.
Недавно вы на одном из совещаний говорили, что школам требуется банк данных учеников, но при составлении такой статистики у московских директоров вдруг появились проблемы...
Как вы знаете, раньше была госстатистика. Сегодня этого в той степени, в которой все проводилось ранее, просто нет. Недавно родители Юго-Восточного округа написали письмо в прокуратуру, что мы, составляя списки школьников, тем самым вторгаемся в сферу их личных интересов. Они против того, чтобы собирался банк данных. Но у нас ведь всегда сведения о родителях были в классных журналах. Так что же мы нарушаем в таком случае? Получается какая-то странная ситуация.
В столице в течение ряда лет закрывались ведомственные сады. Как с этим обстоят дела сегодня?
Ситуация с детскими садами взята под особый контроль столичного правительства, сейчас идет проверка, как используются помещения бывших детских учреждений. Кроме того, в Москве решено в самое ближайшее время построить еще и около 100 новых детских садов. Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин уже выделил площадки под них.
Насколько увеличена плата за содержание ребенка в детском саду? Посильна ли она для молодых родителей?
Мы рассчитывали плату за детский сад, исходя из минимальной заработной платы по стране, а не по Москве. Поэтому и повысилась плата за детский сад очень незначительно.
10.03.2006
Источник: Независимая газета