Я принадлежу к арабской нации нации рабов. У нас особая разновидность рабства-рабство духа. На заре XXI века мы, арабы, все еще остаемся рабами средневековой ментальности. Только не надо делать недоуменную политкорректную мину: это правда. Нам, арабам, следовало бы взять зеркало, хорошенько отполировать его и пристально вглядеться в самих себя. И тогда нас охватили бы ужас и паника: мы увидели бы самую террористически одержимую и кровавую из всех современных наций; ту, что во исполнение своих требований, не задумываясь, пускает чужую кровь, в то время как другие нации решают проблемы с помощью диалога, дипломатии, компромисса, общественного мнения, наконец. Мы нация, испытывающая острую нехватку ума. Что случилось с нами египтянами, алжирцами, саудовцами, палестинцами, марокканцами?.. Как умудрились мы растерять рациональное сознание, благодаря которому нам удавалось править половиной мира в X веке? Когда, в какой исторический момент мы окончательно сдались на милость ложной религиозной культуры, определившей в качестве решающего фактора всех сфер жизни политической, социальной, образовательной, культурной пятничный намаз и тюрбан? Мечети стали трибуной вооруженных политиканов, низменное перемешалось со святым. Явилось ли это следствием глобализации, расширяющейся пропасти между богатыми и бедными? Или виной всему всеобъемлющая коррупция институтов власти в арабском мире, не готовых и не способных кардинально его реформировать? Или, может, нам следует решительно осудить нашу интеллектуальную и культурную элиту, самоустранившуюся от своей политической роли, отдавшую все на откуп улемам? Никто не даст сейчас твердого однозначного ответа. Но чтобы бороться с терроризмом, надо что-то делать, а не только говорить.
На счету у шейха Аль-Карадхави, одного из проповедников терроризма в арабском мире, десятки миллионов долларов. После того как американцы закрыли у себя банк "Аль-Такваа", состояние шейха уменьшилось сразу на несколько миллионов, и он примолк. Это одна мера воздействия на терроризм экономическая.
После того как глава ХАМАС Халед Мешаль вернулся из Москвы, политический лексикон организации не то чтобы заметно обновился стал более рациональным. Это другая мера воздействия дипломатическая. Эффект от нее не смогла смазать даже очевидная и досадная ошибка Москвы: от Мешаля фазу же потребовали признать Израиль, то есть начали с того, чем следовало бы заканчивать переговорный процесс.
Приглашение лидеров ХАМАС в Москву эффективно потому, что мгновенно наделило эту организацию колоссальной международной ответственностью: из движения, где тон, как правило, задают радикалы, оно превратилось в системную структуру, где вперед, как правило, выдвигаются умеренные. ХАМАС, которая до этого даже в арабском мире пользовалась поддержкой разве что "Хезболлы", "Братьев-мусульман", "Аль-Каиды" и еще нескольких СМИ, уже почувствовала: отныне она лицом к лицу не только с Израилем, но и с мировым сообществом. И что отныне ни популистских лозунгов, ни душещипательных посланий недостаточно для сохранения своего авторитета в массах. Перестав быть оппозицией, ХАМАС вынуждена теперь доказывать право на существование. Ее судьба станет наглядным уроком и для других радикальных движений. И в этом смысле победа ХАМАС настоящий подарок и для Палестины, и для всего арабского мира. Арабы наконец-то получили шанс на вскрытие гнойного политико-религиозного абсцесса, терзающего их дух.
Мнение авторов "МН"
не обязательно совпадает
с позицией газеты
10.03.2006
Источник: Московские новости