Главным событием недели для православных верующих стал Великий пост, который, по мнению ряда священников, идет вразрез с празднованием 8-го марта. Кроме того, появились данные о связи некоторых правозащитников с сектами.
Кому и зачем нужен Великий пост?
С чистого понедельника начался Великий пост. Всего у православных четыре поста. Великий пост, который заканчивается Пасхой, Пост Петра и Павла, который заканчивается памятью двух Первоверховных апостолов, Успенский пост завершается Успением Божьей Матери, Рождественский пост завершается празднеством Рождества Христова.
Кроме этого существуют однодневные посты. И, обычно, за исключением специально обозначенных недель, христиане постятся в среду и пятницу (в воспоминании о страданиях Спасителя).
Наиболее значимый из всех постов – Великий пост. Он самый протяженный, длится 40 дней плюс Страстная неделя, в течение которой вспоминают последние дни жизни Христа, его смерть и его Воскрешение, т.е. Пасха. Соответственно, он наиболее строгий и ответственный, поскольку готовит христианина к самому главному празднику. Далее по строгости Успенский, затем – Рождественский и Петровский.
Великий пост возводится к евангелиевскому событию: к 40-ка дневному пощению самого Христа, когда он, достигнув необходимого количества лет для выхода на проповедь, ушел в пустыню и постился 40 дней. Поэтому пост повторяет за Спасителем то, что произошло в его жизни.
Великий пост не имеет определенной постоянной даты. Если посмотреть на годовой круг богослужений, то он весь привязывается к празднованию Пасхи. Она отмечается по переходящему календарю (чтобы не совпадать с иудейской Пасхой), соответственно, на сколько смещается Пасха, на столько смещается и Великий пост.
Главным шагом к посту является Прощеное воскресение, когда все христиане просят друг у друга прощения, чтобы войти в пост с чистым сердцем, в котором нет ни обид, ни злости. Необходимо, чтоб простили не только вы, но, чтоб простили и вас.
Существует несколько уровней строгости соблюдения Великого поста. Все зависит от оцерквленности человека. Идеал пощения воплощают монахи. "Естественно, с такой строгостью поститься людям мирским и священнослужителям, которые живут в миру, фактически, невозможно. Особенно, учитывая, как тяжело пропитаться столько времени только овощами и фруктами", утверждает отец Олег, священник Покровского Кафедрального собора в Воронеже. По его словам, постится нужно настолько, насколько вам позволяет ваше здоровье и наличие опыта пощения. Если человек хочет впервые соблюдать Великий пост, можно начать с малого – отказом от мяса в среду и пятницу, в первую и последнюю недели.
Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост "курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого". Пост – это, прежде всего, духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле малая жертва Богу.
Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души.
"Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, говорит святитель Иоанн Златоуст, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти".
Смысл поста в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель.
8 марта – церковь против мирского праздника
Вполне возможно, что общей массе православных священников нравится этот праздник, только некоторые фигуры православия предпринимают попытки по пересмотру истории и светских традиций в угоду церковным и под прикрытием самой же истории.
Так, настоятель Богоявленского собора Благочиннического округа Казани профессор Международной славянской академии протоиерей Олег Соколов считает, что 8 марта праздник политический не праздник весны и женщин, в связи с чем хочет урегулировать ситуацию с общероссийскими празднованиями.
"8 марта был введён как политический праздник, связанный с борьбой, говорит отец Олег. Пусть в истории 8 марта останется праздником солидарности, борьбы женщин-социалисток, революционерок, лидеров пролетарского движения во главе с Розой Люксембург и Кларой Цеткин. Кто хочет, пусть празднует. Но этот день уже давно превратился в другой праздник: праздник женщин, праздник весны. А если весна начинается 1 марта, то давайте праздновать приход весны именно 1 марта".
Ему вторит профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. "Если мы сегодня по-настоящему обеспокоены "политическим и религиозным экстремизмом как серьезной глобальной угрозой", то хорошо бы, сказал собеседник агентства, отказаться от "воспевания террористов прошлых эпох", заявил Кураев.
Он, правда, не объяснил, почему борцов за свободу народа и права женщин теперь стали называть террористами. Таким же образом террористом можно назвать и партизана во время Великой Отечественной войны, подрывающего состав с фашистами. Все зависит от критерия оценки.
Церковь использует еще и тот факт, что 8 Марта в этом году приходится на начало поста. По словам заместителя главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, во время первой недели Великого поста для православного человека "никакие увеселения немыслимы".
"Для православного христианина церковный календарь важнее, чем традиция светского праздника, возникшего в советское время", подчеркнул он.
Православному духовенству вообще последнее время понравилось путать мирское с церковным. Особенно это касается истории России, часть времени которой (с 17-го по 91-й год) священники воспринимают исключительно в негативном плане. Если раньше Церковь ратовала за смену праздника 7 ноября на 4 ноября, то сейчас подобная ситуация и с 8-м марта.
Подобная позиция обусловлена тем, что в целом, как институт, Церковь в тот момент Октябрьской революции не приняла. По словам политолога Сергея Кара-Мурзы, возникновению гражданской войны в России способствовал и открытый конфликт РПЦ с Советской властью. Любое идеократическое государство, возникающее революционным путем, неминуемо вступает в конфликт с церковью, которая была важнейшей частью старой государственности. Сосуществование на равных двух структур, претендующих на статус высшего арбитра в вопросах жизнеустройства, невозможно. Конфликт власти с церковью был обострен из-за того, что общая в первые месяцы после Октября уверенность в недолговечности режима большевиков толкнула церковь на открытое выступление против советской власти.
Политолог считает, что в начале 1918 года, в момент массовых упований на мирное развитие революционного процесса, Церковь не встала над назревающим братоубийственным конфликтом как миротворческая сила, а заняла радикальную позицию на одной стороне, причем именно на той, которая не была поддержана народом.
Мусульмане к 8-му марта относятся по-другому. По словам муфтия Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина, мусульмане очень любят этот праздник, потому что это день чествования жен и матерей, дочерей и внучек. "Даже если бы этого праздника не было, его следовало придумать", отметил муфтий.
Председатель Совета муфтиев России (СМР) муфтий шейх Равиль Гайнутдин пожелал женщинам милости Всевышнего и Его благословения. По словам муфтия, семья, воспитание детей, высокий статус женщины-матери – это незыблемые ценности, призванные укрепить человека на его земном пути.
"Здешний мир это преходящее благо, а лучшее благо этого мира праведная женщина" привел слова хадиса муфтий шейх Равиль Гайнутдин.
Кому нужна Комиссия по исламо-христианскому диалогу – христианам или мусульманам?
На этой неделе получила продолжение идея о создании при Совете муфтиев России (СМР) комиссии по исламо-христианскому диалогу. Эту идею озвучил в прошлый четверг на пресс-конференции заместитель председателя Совета муфтиев Мухаммад Карачай. Предполагалось, что в состав комиссии войдут представители ислама и основных христианских конфессий, присутствующих как в России, так и за рубежом. При этом приоритет будет отдаваться Русской православной церкви.
Позицию РПЦ, которая не приветствует идею создания альтернативной Межрелигиозному совету организации по исламо-христианскому диалогу, выразил замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) епископ Егорьевский Марк.
Он назвал такое решение "непродуманной инициативой, которая, по сути, подрывает доверие к главе Совета муфтиев со стороны Русской православной церкви и лишает его того кредита ее доверия и уважения, которым он пользовался с начала нашего сотрудничества".
"Благодаря Межрелигиозному совету многое делалось и делается в России, он стал организацией, которая известна и пользуется заслуженным авторитетом не только у нас в стране, но и за ее пределами. Создавать альтернативную организацию это просто недальновидный и близорукий подход", заявил епископ.
Предложение Совета муфтиев включить в диалог, кроме представителей православной церкви, еще и католиков, пятидесятников и др. также не нашло поддержки у Московского патриархата.
"Нужно понимать, что христианские неправославные организации всегда были и остаются малочисленными общинами нашей страны, которые не имеют серьезного влияния на жизнь российского народа", сказал епископ Марк.
Он не исключил, что идея создать своего рода "параллельный" Межрелигиозный совет стала "просто болезненной реакцией" СМР на книгу Романа Силантьева о современном российском исламе.
В ответ Мухаммад Карачай заявил, что СМР на данном этапе не выходит с инициативой создания новых межконфессиональных органов, и выражает свою постоянную готовность к диалогу со всеми традиционными конфессиями России.
Между тем, как заявил зампред Совета муфтиев, в основе такой комиссии лежит идея регулярных встреч-диалогов в формате конференций и круглых столов, которая "находится как раз в русле той деятельности, которую призван выполнять Межрелигиозный совет".
"И уж тем более диалог религий в форме постановки и обсуждения проблем не может противопоставляться деятельности или заменять Межрелигиозный совет", отметил Карачай.
Как правозащитники превращаются в сектозащитников
В конце февраля ряд правозащитников решительно осудили действия прокуратуры г. Москвы, которая "предприняла новую атаку на всемирно известную правозащитную организацию" "Мемориал".
"Мы вынуждены отметить, говорится в документе, что обвинения российских правозащитников в экстремизме становятся стандартными. Эти обвинения носят надуманный, спекулятивный характер. Нелепые попытки "шить", а другой термин подобрать трудно, "Мемориалу" оправдание терроризму укладываются в схему выдвижения все новых пугающих и абсурдных обвинений в адрес правозащитных организаций, последовательно критикующих российские власти за грубые и массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина".
Обвинения со стороны правозащитников последовали после того, как 26 февраля прокуратура Москвы вынесла "предостережение о недопустимости нарушений закона" исполнительному директору правозащитного общества "Мемориал" Елене Жемковой и сопредседателю Совета муфтиев России шейху Нафигулле Аширову. Предупреждение связано с распространением пропагандистской информации о запрещенной в России террористической организации "Хизб ут-Тахрир".
Документ не канул в лету, так как на него в начале этой недели отреагировала Российская ассоциация центров изучения религий и сект (РАЦИРС), возглавляемая профессором Александром Дворкиным.
Заявление правозащитников подписали Лев Пономарев (Движение "За права человека"), Юрий Самодуров (Музей и Общественный центр имена А.Д.Сахарова), Эрнст Черный (Коалиция "Экология и права человека") и Глеб Якунин (Комитет защиты свободы совести). По данным РАЦИРС, Самодуров и Якунин объединены общей чертой – тесной связью с одной из опаснейших тоталитарных сект.
"Сам по себе этот факт ныне едва ли способен кого удивить, сообщили АНН в пресс-службе РАЦИРС. Хорошо известно, что многие правозащитники давно превратились в профессиональных сектозащитников. Это легко понять, если учесть, что диссиденты, имевшие в прошлом немалые реальные заслуги, на фоне кардинально изменившейся после 1991 г. российской социально-политической реальности рискуют стать "безработными" и окончательно превратиться в неких незначительных маргиналов".
Должно быть, подчеркнули в РАЦИРС, во избежание этого неизбежного скатывания в маргинальность "некоторые из диссидентов ныне почли за благо начать демонстративное братание с тоталитарными сектами, не говоря уже про выгодную грантополучательную сторону такого братания".
Юрий Самодуров и Глеб Якунин, по заявлению РАЦИРС, не чураются отношений с сектой Муна – она же "Церковь объединения", Федерация семей за мир во всем мире, Межрелигиозная межнациональная федерация за мир во всем мире" и т.д. – полный перечень проектов мунитской секты составляет около 200 наименований.
Определенная связь Самодурова с сектой Муна подтверждается получением диплома "Посла мира" от межнациональной межрелигиозной федерации за мир во всем мире (IIFWP), основанной Сан Мен Муном. Этого диплома Юрий Самодуров был удостоен во время проведения в Сахаровском центре-музее 28 января 2005 года международного круглого стола по вопросам миграции в СНГ, организованного IIFWP cовместно с рядом авторитетных российских общественных организаций.
Что касается Глеба Якунина, то, как сообщает пресс-служба РАЦИРС, при его поддержке в бытность депутатом Государственной думы муниты в середине 90-х годов осуществили целый ряд действий, зачастую направленных непосредственно против интересов РПЦ.
"Используя свой депутатский статус, он в те годы чем мог удружал мунитам, например, в деле придания выгодного для сектантов направления подготовке парламентских слушаний о свободе совести в феврале 1995 г. – отмечается в пресс-релизе РАЦИРС. В августе 1996 г. российское руководство мунитской секты приняло решение, что с января 1997 г. возьмет якунинский "Комитет защиты свободы совести" на долларовое содержание".
В РАЦИРС считают, что "подписанты" вышеуказанного заявления "способны видеть вдалеке все в розовом свете и потеря возможности отчетливо видеть происходящее под носом".
Отметим, что по информации американской газеты The Washington Post от 20 февраля, администрация Буша планирует в следующем году сократить "демократическую помощь" России деньги, выделяемые в соответствии с Законом о поддержке свободы (Freedom Support Act) от 1992 года с $44,2 до 31,6 млн. Эти деньги расходуются на поддержку правозащитных и прочих независимых организаций, а также на обучение журналистов и наблюдателей за выборами. Государственный департамент США объясняет эти сокращения не политическими, а финансовыми соображениями.
Источник: href= http://www.annews.ru Агентство национальных новостей