Переговоры, которые американские войска и иракское правительство вели с некоторыми отрядами иракского сопротивления до и после последних парламентских выборов, имели два результата: заключение перемирия на время выборов и возникновение кризиса между отрядами вооруженного иракского сопротивления, действующими на западе Ирака, и "Аль-Каидой". Появились признаки кризиса в организации аз-Заркави в иракских суннитских городах. Этот кризис достиг своего апогея после операции, проведенной этой организацией против полицейских участков в Рамади, в результате чего погибли десятки жителей города. После этого произошел ряд стычек между группами сторонников аз-Заркави и племенами на западе и на севере Ирака. Предлагаем вашему вниманию две статьи, повествующие о начале формирования исламистских организаций в Ираке, их вовлечении в вооруженные действия, вступлении их в альянс с аз-Заркави и их разрыве с ним.
"Он услышал характерный звонок свого новенького мобильного телефона и сорвался с места. При себе у него были пульт дистанционного управления и прибор ночного видения. Добравшись до условленного места, он установил четыре самодельных бомбы на обочине пустынной дороги и стал ждать колонну с американскими военными..."
Абу Дуа аль-Кербелаи: так любили называть его соратники. Ведь он родился в священной Кербеле, хотя еще двадцать лет назад переехал из нее в Юсефию – один из городов знаменитого "треугольника смерти", расположенного к югу от Багдада. Там он работал на оборонных предприятиях. После американской оккупации Ирака он стал одним из командиров вооруженных групп, нападавших на американские войска. Специализировался он на установке фугасов, которые он взрывал на трассе, связывающей Юсефию с югом Ирака. Человек, близко знавший его, утверждает, что "с середины 2003 до середины 2005 года он один взорвал более двух сотен фугасов. Но в конце концов он был убит вместе с семьей вооруженной такфиритской [ваххабитской, здесь названа так по категории такфир – "обвинение в неверии" мусульман, не являющихся ваххабитами. ИРП] группой, осуществлявшей в этой неспокойной местности конфессиональную чистку".
История аль-Кербелаи, шиита, принадлежавшего к вооруженной группировке, которой руководили офицеры из провинции Анбар, отчасти проливает свет на тайны деятельности вооруженных группировок в оккупированном Ираке.
Испытание для арабских боевиков
9 апреля 2003 года произошло землетрясение, но результатом его стало испытание для арабских боевиков, пошедших добровольцами на иракский "джихад". События 10–11 апреля в Багдаде, как их описывает Аднан аль-Кайси, житель квартала Эль-Хадра на западе Багдада, свидетельствовали о том, что для сотен арабских боевиков (сирийцев, палестинцев, египтян, суданцев, саудовцев и марокканцев) пути к выходу из города оказались отрезаны, и они бродили по улицам Багдада, не имея возможности укрыться, когда баасистские отряды рассеялись, а армия, части Республиканской гвардии и "Фидаины Саддама" куда-то "испарились".
Каким путем арабские боевики проникли в Анбар, откуда некоторые из них вернулись потом на родину, а остальные решили остаться? Раид – бывший офицер иракских спецслужб, один из тех, кто координировал контакты с арабскими добровольцами, говорит: "Вызов арабских добровольцев осуществлялся во взаимодействии с местными разведывательными структурами и религиозными организациями, которые участвовали в салафитском движении и являлись связующим звеном в контактах с организациями "Аль-Каиды" в Ираке". Однако он утверждает, что прямых контактов с "Аль-Каидой" в Афганистане не было. Тем не менее, он не исключает, что такие контакты существовали с организациями "Воинов Аш-Шама" [Аш-Шам – этим названием арабы традиционно обозначают регион, совпадающий с границами Сирии, Ливана и Иордании], от которых впоследствии произошла организация "Единобожие и джихад" под руководством иорданца Абу Мусаба аз-Заркави. Раид продолжает: "Выход этих людей (от 4 до 7 тыс. боевиков) из Багдада, а именно в провинцию Анбар не был совсем уж стихийным. Мы с большой группой офицеров разведки и членов организации "Фидаины Саддама" по альтернативной линии отвечали за руководство арабскими боевиками и обеспечение для них укрытия в случае оккупации Багдада". Однако план, по словам Раида, предусматривал, что боевики останутся в Багдаде для участия в операциях типа "атака – отход". Между тем многие из тех, кто отвечал за эту операцию, отказались от выполнения своих обязанностей и скрылись.
Из общего числа боевиков, отметил он, воевать в Багдаде решило не более 25 %; большинство же было перевезено в лагеря в Салаха-эд-Дине и Анбаре и не участвовало в войне.
Кто же перевозил боевиков из Багдада в Анбар? Самые достоверные источники указывают на иракские исламистские организации, близкие к идеям "джихадистского салафизма", возникшие еще в начале 90-х годов и занимавшиеся подпольной деятельности в годы правления Саддама: после падения Багдада именно они вывезли арабских боевиков в Анбар – под крыло одного из местных племенных лидеров.
Абу Мааз, член руководства одной из иракских вооруженных группировок, утверждает, что некоторые арабские боевики отказались выполнять решение об отходе и продолжали сражаться, пока не были убиты и похоронены в различных уголках Багдада. Другие же решили вернуться в свои страны и не оставаться в Анбаре: они были сердиты на унизительное отношение к ним некоторых местных жителей, которые выгоняли их из жилых кварталов и не пускали их в свои дома, боясь подвергнуться обстрелу.
"Армия Мухаммада"
Люди, знающие, в каких условиях шло формирование иракских вооруженных группировок, в один голос говорят, что в первые месяцы после вторжения в Ирак все пребывали в "общем шоке", и, возможно, это дает ответ на самый важный вопрос – о присутствии в эти месяцы в Ираке "Аль-Каиды".
Саад ад-Дулейми (один из нотаблей провинции Анбар) говорит, что с первого же дня оккупации во всех уголках Анбара и в остальных провинциях Ирака началась активнейшая религиозная мобилизация. На авансцену вышли салафитски настроенные религиозные деятели, которые оттеснили религиозных лидеров, лояльных к власти. Однако этот поворот произошел не вдруг: в эти месяцы, когда в стране еще не было никакой вооруженной организации, связанной с "Аль-Каидой", определенную роль сыграли басисты и люди Саддама.
Все свидетельства описывают обстоятельства появления в Ираке первой вооруженной группировки под названием "Армия Мухаммада" (Джайш Мухаммад). Состояла она из членов партии "Баас", армейских офицеров, сотрудников спецслужб, бывших сотрудников охраны иракского президента, а также арабских боевиков, находившихся в Анбаре.
Рассказывает генерал иракской армии, командовавший так называемыми "полками бойцов иракской армии", которые оставались с Саддамом Хусейном до его ареста: "Президент Саддам Хусейн очнулся от шока, вызванного страшной катастрофой, которая постигла иракские системы обороны. Он чувствовал, что совершил большую ошибку, не прислушавшись к советам военных руководителей – специалистов своего дела, и всерьез взялся – пусть и с запозданием – за организацию "народного сопротивления" вместе с теми, кто оставался с ним, на деньги, которые были спрятаны в разных местах. С этой целью он провел первое совещание с теми, с кем ему удалось связаться и кого он смог объединить. Это были разные люди: баасистские кадры среднего и низшего звеньев, офицеры различных званий и представители некоторых племен".
"В тот период, – добавляет он, – Саддам отказался от толпы льстецов из числа гражданских и военных руководителей, которые раньше его окружали". Совещание прошло в провинции Анбар летом 2003 года в палатках шейха С. К. в присутствии представителей племен, нотаблей и религиозных деятелей.
Генерал категорически отрицает, что первое совещание имело своей целью развернуть иракское сопротивление в городе Эд-Дур (в 196 км к северу от Багдада). Он также отрицает, что существовал план по проведению боевых операций после оккупации страны. "Неопровержимые факты, – говорит он, – указывают на то, что не существовало никакого заранее составленного плана относительно действий в условиях оккупации". Он подчеркивает, что в тот период он лично вместе с группой офицеров иракской армии обеспечивали охрану Саддама Хусейна вплоть до его ареста по доносу одного из членов его окружения. По его словам, доказательством отсутствия предварительно составленного плана действий служит неспособность иракского руководства спрятать миллиарды долларов, которые можно было использовать для финансирования сопротивления, что в дальнейшем привело к истощению всех источников его финансирования и вступления его в полосу серьезных кризисов.
Абу Мусаб, один из нотаблей Анбара, командовавший военными операциями в Ираке, утверждает, что он присутствовал на совещании в Рамади, итогом которого было появление организации "Армия Мухаммада". Поначалу она включала в себя всех противников оккупации и в нее входило несколько отрядов, в том числе "Батальон возвращения" (баасисты), "Батальон фидаинов" ("Фидаины Саддама"), "Верховное командование Вооруженными силами" (офицеры иракской армии) и "Батальоны моджахедов", основу которых составляли арабские боевики. Впоследствии эти отряды разделились на роты, каждая из которых именовалась в зависимости от своей специализации или направленности. Так, имелась ракетная рота, рота соглядатаев (спецслужбы), рота полевой разведки, рота фидаинов [по-видимому, имеются в виду, остатки "Фидаинов Саддама", ополчения, созданного накануне вторжения войск коалиции в Ирак; фидаин – готовый умереть в борьбе. ИРП], рота ансаров [ансары – первоначально ансарами назывались новообращенные мусульмане, которые примкнули к пророку Мухаммаду после его хиджры из Мекки в Медину; в настоящее время ансарами называют иностранных моджахедов, воюющих на какой-либо чужой для себя территории; по-видимому, здесь подразумеваются моджахеды-иностранцы. ИРП] и др.
Однако такое положение сохранялось не долго. Вскоре "Армия Мухаммада" распалась, и "Аль-Каида" пришла в Ирак как сила более организованная, более мощная в финансовом отношении и в большей степени способная изменить соотношение сил, сложившееся в октябре 2003 года, а через месяц с небольшим был арестован Саддам...
Аз-Заркави, хозяин оружия и смертников
Объявление об аресте Саддама, сделанное на пресс-конференции главой американской гражданской администрации Полом Бремером 13 декабря 2003 года, также может считаться началом изменения соотношения сил на карте иракских вооруженных группировок. Эти перемены не были связаны с арестом Саддама, но они стали свидетельством начавшейся борьбы между различными течениями, существовавшими в названных группировках.
В декабре 2003 года о боевых операциях в Ираке и стоявших за ними силах говорили разное. Господствовало мнение, что никто иной, как басисты и сторонники Саддама проводят эти операции, в то время как в Америке непосредственным руководителем и виновником террора в Ираке стали называть Ахмада аль-Халяиле, известного также как Абу Мусаб аз-Заркави.
С. С. был одним из доверенных лиц Саддама Хусейна, отвечавшим за его пребывание в укрытии и передвижения по стране. Сегодня он находится в американском плену, и о его аресте было объявлено лишь через год после его вывоза из Арабской Республики Египет, куда он прибыл с целью перебраться в Ливию. Как показал С. С., "в июле 2003 года финансирование боевых операций осуществлялось по различным каналам, и главным из них были деньги, которые сам Саддам выделил для поддержки группировки "Армия Мухаммада" и создания "Верховного командования сопротивления и освобождения". В последнюю, наряду с "Армией Мухаммада", костяк которой составляли арабские боевики, входили "Батальоны Фарука" (Ката’иб Фарук), отряды Особой гвардии, "фидаины Саддама" и подразделения военной разведки".
Как говорит С. С., Саддам поручил командирам этих группировок создание "ниточной" системы финансирования и бухгалтерской структуры. Опираясь на эту систему, он распределил миллиард долларов на пять частей. Каждый из верховных командиров группировок получил по 200 миллионов долларов, которые он распределил между командирами подчинявшихся ему подразделений в долях по 25 млн. долларов. Эти деньги предназначались для продолжения сопротивления в случае захвата Саддама или командиров этих группировок.
"После ареста Саддама, – продолжает он, – мы обнаружили, что четверо из пяти командиров, получивших денежные суммы, сбежали с ними и осели в Сирии, где обещали поддерживать подчинявшиеся им группировки. Это было подобно катастрофе, поскольку организации, созданы Саддамом, остались без финансового прикрытия. Случившееся произвело эффект настоящего землетрясения в рядах боевиков, которые вскоре порвали с этими командирами (большинство из них были людьми из окружения Саддама, высшими руководителями спецслужб, командирами Особой гвардии и личными сопровождающими).
Именно в этом месте С. С. подробно рассказывает о связи между баасистскими и военными организациями с одной стороны, и "Аль-Каидой" с другой. "Саддам Хусейн, – говорит он, – советовал этим подразделениям воздерживаться от идеологической и практической координации с исламистскими группировками, звезда которых начала всходить в Ираке после оккупации, особенно с организацией "Аль-Каида" и группировкой "Единобожие и джихад"". Однако временная координация действий с ними с целью изгнания оккупантов продолжалась. С. С. продолжает: "Я сам был одним из тех, кто обеспечивал взаимодействие между иракскими вооруженными группировками, вплоть до ареста Саддама продолжавшими считать его своим командующим – а в первую очередь это были офицеры иракской армии и республиканской гвардии, лидеры иракских племен и их дети, суннитские религиозные деятели, – и организациями фанатичной идейной направленности, в том числе организацией "Единобожие и джихад" (Ат-Таухид ва-ль-джихад), которую возглавлял Абу Мусаб аз-Заркави".
С. С. не рассказал, встречался ли он с аз-Заркави в Ираке. Однако он упоминает один исключительно важный факт, заслуживающий нашего внимания: "В сентябре 2003 года было заключено соглашение между командирами вооруженных группировок и организации "Единобожие и джихад" о принятии предложения последней предоставить деньги и смертников в порядке поддержки этих группировок в проведении боевых операций". Хотя в этой информации нет ничего неожиданного, она проливает свет на организацию "Единобожие и джихад", которая впоследствии была переименована в "Аль-Каиду в Двуречье" (Аль-Ка‘ида фи биляд ар-рафидейн).
Аз-Заркави и большой секрет!
До 2004 года "Единобожие и джихад" не был, по сути, иракской организацией. Скорее всего, аз-Заркави и его люди из организаций "Воинов Шама", подчиненных "Аль-Каиде", до начала года находились в Иракском Курдистане. Оттуда они перебрались в город Эль-Каим на границе с Сирией. Там они создали свои первые структуры, обособленные от остальных группировок, и уже оттуда их шупальца постепенно дотянулись до Анбара, Мосула, Багдада, Самарры и Бабиля. Делали они это поэтапно, через эмиссаров, которые привозили деньги, шедшие на закупку оружия на иракских рынках, снаряжение начиненных взрывчаткой автомобилей. С этого времени осуществлялась координация в доставке смертников-добровольцев из арабских и мусульманских стран. Некоторые арабские коммерсанты наладили поставки импортных автомобилей, которые использовались для устройства ловушек.
Люди, близкие к организации аз-Заркави, утверждают, что он использовал сеть "Аль-Каиды" в странах Залива, Магрибе и Сирии для финансирования боевых операций. Позже выяснилось, что ряд организаций, помогавших "Аль-Каиде" – таких, как "Сторонники сунны" (Ансар ас-сунна), "Сторонники ислама" (Ансар аль-ислам), "Отряды исламского джихада" (Сарайя аль-джихад аль-ислами), "Салафитская группа" (Аль-Маджму‘а ас-салафия) и "Армия победоносной общины" (Джайш ат-та’ифа аль-мансура), – аз-Заркави успешно перетянул к себе вместе с их деньгами, хотя прежде они находились в прямом контакте с организацией "Аль-Каида".
Люди, близкие к организации "Аль-Каиды" в странах Залива говорят, что значительным событием, впоследствии изменившим жизненный путь аз-Заркави в этот период, было послание, направленное финансовым структурам организации в регионе от имени самого Усамы бен Ладена. В нем он просил прекратить финансирование аз-Заркави (который, как ему казалось, в своей деятельности и своей политике перестал взаимодействовать с "Аль-Каидой"), а вместо этого наладить финансирование других иракских вооруженных группировок с тем, чтобы они были связаны с организацией "Аль-Каидой" и ее представителями в Ираке, а не с аз-Заркави.
Лидеры "Аль-Каиды" чувствовали, что аз-Заркави для них опасен, так как последний избрал для борьбы площадку, абсолютно непохожую на Афганистан, а следовательно, он будет ближе, во-первых, к источникам финансирования, а во-вторых – к сети добровольцев. К тому же организация аз-Заркави пользовалась повышенным вниманием местных и мировых СМИ и политических кругов, что в перспективе могло сделать его лидером "джихадистского" движения и оттеснить классических лидеров на второй план.
Новый поворот
Аз-Заркави знал, что конфликт с руководителями "Аль-Каиды" пойдет не на пользу его организации, прежде всего потому, что он лишит ее двух главных условий самого ее присутствия в Ираке: смертников и денег. И он быстро выправил положение: он присягнул на верность Бен Ладену как имаму и переименовал свою организацию в "Организацию Аль-Каиды в Двуречье", поставив ее под командование лидеров "Аль-Каиды".
В свою очередь, иракские вооруженные группировки почувствовали, как сильно выросло влияние группы аз-Заркави. Появление идеи атак против шиитов в Кербеле и Казымии с использованием "живых бомб" стало причиной конфликта с людьми аз-Заркави – конфликта, который впоследствии разовьется в открытую войну между сторонами. Однако умение находить деньги и добровольцев, которым славилась группировка "Единобожие и джихад", в дальнейшем сыграло огромную роль в размежевании между сторонами – размежевании, признаки которого обозначились после первого кризиса в Эль-Фаллудже в апреле 2004 года.
Один из членов группировки "Исламская армия в Ираке" (в нее входили иракские офицеры-ракетчики, и впоследствии она стала одной из крупнейших иракских вооруженных группировок) говорит, что "смута, сопутствовавшая в начале 2004 года распаду вооруженных группировок и появлению таких крупных группировок, таких, как "Исламская армия", "Армия моджахедов" и "Батальоны Революции 1920 года", сопровождалась также сокращением финансирования, ослаблением организации и уменьшением внимания со стороны СМИ. Это позволило организации "Единобожие и джихад" взять на себя ответственность за большую часть операций, проводившихся и планировавшихся членами этих организаций". Он добавляет: "Аз-Заркави взял на себя ответственность за 85 % операций, совершенных крупнейшими иракскими группировками, что обеспечило повышенное внимание СМИ к его личности и потенциалу его группы". То, что иракские группировки согласились с таким положением вещей, он объясняет недостатком у них возможностей для саморекламы. "Аз-Заркави и его люди, – говорит он, – были выходцами из социальных слоев, прекрасно знакомых с современными методами рекламы, прежде всего с Интернетом. Они воспользовались связью с электронными сетями "Аль-Каиды" для распространения своих заявлений, идей и выступлений, в то время как в Ираке Интернет появился лишь после оккупации, а в Анбаре – только в начале 2004 года".
Однако другой источник, также близкий к организации аз-Заркави, рассматривает эту проблему в ином аспекте. "До сих пор, – говорит он, – группа аз-Заркави дает деньги на покупку оружия и машин для минирования. Она же поставляет смертников для совершения той или иной операции, в то время как прочие группы заняты только планированием".
Из всего этого можно сделать вывод, что группировки, которые были вынуждены принять деньги аз-Заркави, когда их собственные источники финансирования истощились или оказались недостаточны для продолжения их деятельности, с первых дней своего сотрудничества с аз-Заркави чувствовали, что тот "ворует" их усилия и использует их успехи в собственных интересах. И здесь мы должны учитывать идейные и программные расхождения между сторонами. Большинство иракских группировок состояло из офицеров иракской армии, баасистов и представителей племен, идеология которых неизбежно несла на себе местный социальный, политический и культурный отпечаток. В отличие от них программа аз-Заркави опирается на концепцию глобального конфликта и ставит своей целью "возрождение халифата" в Ираке.
Новый реестр вооруженных группировок
В начале первого кризиса в Эль-Фаллудже (апрель 2004 года) этот город являлся оплотом новых группировок, состоявших из остатков "Армии Мухаммада" и баасистских организаций. Многие офицеры, баасисты и представители племен входили в "исламистско-патриотические" организации, независимые как от курса партии "Баас", так и от экстремистских исламистских организаций. Кризис в Эль-Фаллудже был урегулирован усилиями лидера "Совещательного собрания моджахедов" Абдаллаха аль-Джанаби, одного из авторитетных имамов города. Перед этим он был отпущен из тюрьмы, в которой находился с конца 2003 года. Аль-Джанаби возглавил переговоры, итогом которых стали образование из разрозненных групп "иракского сопротивления" "Фаллуджской бригады" и уход из города американских войск. Это указывало на появление новой карты деятельности иракских вооруженных группировок. Основываясь на показаниях самих боевиков, ее можно представить себе следующим образом:
"Исламская армия" (Аль-Джайш аль-ислами). Ее основу составляет распущенная иракская армии и ее офицерские кадры. Созданная по инициативе отдельных лиц и при объединяющей роли офицеров, религиозных лидеров и представителей племен, она принадлежит к умеренному исламистскому направлению и придерживается Корана и сунны, сохраняя общую патриотическую ориентацию. К ней примкнули отдельные батальоны и отряды. "Исламская армия" является одним из крупнейших боевых формирований.
"Джамаат сторонников сунны" (Джама‘ат ансар ас-сунна). Это салафитская группировка, связанная с организацией "Аль-Каида" в лице ее афганской части.
"Сторонники ислама" (Ансар аль-ислам). Это еще один салафитский джамаат, состоящий в основном из курдов.
"Батальоны революции 1920 года" (Ката’иб саурат аль-ишрин). Созданы группой религиозных деятелей, выступающих за вооруженную борьбу против оккупантов. Эти люди так или иначе связаны с Комитетом мусульманских улемов (Хайат аль-улама’ аль-муслимин) либо являются имамами мечетей, связанных с упомянутым Комитетом или с Комитетом миссионерского призыва, наставничества и фетв (Хай’ат ад-да‘ва ва-ль-иршад ва-ль-ифта’), который возглавляет шейх Махди ас-Сумайдаи, в настоящее время находящийся в заключении. Этот шейх толкнул сотни молодых людей на вступление в группы сопротивления различного толка.
"Армия моджахедов" (Джайш аль-муджахидин). Создана группой исламистов, идущих по пути "праведных предков" [т.е. салафитами. ИРП]. К ней примкнула часть сторонников панарабизма, националистов, представителей племен и офицеров иракской армии.
"Совещательное собрание моджахедов" (Маджлис шура аль-муджахидин). Это не одно, а целый ряд "собраний", действующих в различных районах страны в координации друг с другом. Одним из них, например, является "Совещательное собрание моджахедов Эль-Фаллуджи", которым руководит шейх Абдаллах аль-Джанаби и которому, как считают, подчиняется "Армия моджахедов"; аналогичные организации имеются в Мосуле, Самарре, Эль-Каиме, Хите, Рамади и других городах. Это исламистские и салафитские группировки, в ряды которых периодически вливаются некоторые арабские добровольцы.
"Организация Аль-Каиды в Двуречье" (Танзим аль-Ка‘ида фи Билад ар-Рафидайн). Это самый организованный и обеспеченный в финансовом отношении джамаат, объединяющий в своих рядах часть арабских добровольцев. С этой организацией связаны "Отряды исламского джихада", "Единобожие и джихад", "Армия победоносной общины", "Львы единобожия" (Усуд ат-таухид) и "Батальоны ужаса" (Ката’иб аль-ахваль).
"Исламское сопротивление" (Аль-Мукавама аль-исламийя). Эта группировка создана "Братьями-мусульманами", не входящими в Исламскую партию, хотя некоторые из них поддерживали отношения с религиозными деятелями, близкими к Исламской партии.
Клановые, племенные и религиозные группировки отдельных районов, существующие в каждой провинции. К таковым относятся, например, "Армия праведных халифов" (Джайш ар-Рашидин), "Исламское движение моджахедов Ирака" (Аль-Харака аль-исламийя ли-муджахиди-ль-Ирак), "Батальоны Хусейна" (Катаиб аль-Хусайн) и "Отряды Истинного" (Сарайя аль-Хакк).
"Баасистские отряды". Они представляют собой остатки "Армии Мухаммада". Группировка была создана партией "Баас" перед падением Багдада. Некоторое время опиралась на арабских добровольцев; после оккупации к ней примкнули группы баасистов. Финансирование организации осуществляет баасистское руководство за пределами Ирака, в частности, сирийское.
"Документальные материалы" о переговорах между американцами и иракскими исламистскими группировками, более умеренными, чем группировка аз-Заркави
Контакты американцев с иракскими вооруженными группировками, обстановка, в которой проходили эти контакты, место и способы их осуществления играли очень важную роль в эволюции ситуации в Ираке. Однако эти переговоры (если можно о них говорить) прошли через ряд этапов. Во второй части нашего исследования мы расскажем о взаимоотношениях между относительно умеренными иракскими группировками и "Аль-Каидой", о причинах напряженности, возникавшей между сторонами, о каналах американских контактов, о серьезных политических проблемах, которые до сих пор препятствуют этим контактам, а также о действующих вооруженных иракских группировках.
После первой битвы за Эль-Фаллуджу общий ход событий указывал на возможность нахождения "почетного" выхода из кризиса, при котором местные силы принимали бразды правления в регионе, свободном от американских войск. Местные силы смотрели на результаты переговоров как на свою "победу". Однако аз-Заркави придерживался совершенно другого мнения. Появление "Фаллуджской бригады" под местным командованием в лице нескольких сотен офицеров и представителей племен означало конец мечты о контроле над городом, находящимся недалеко от Багдада и имевшим редкую возможность скрытного проведения боевых операций (к тому же в этом городе находилось большое количество боевиков).
По словам Али ан-Нимрави, одного из нотаблей города, план аз-Заркави состоял в том, чтобы сорвать условия соглашения, достигнутого с американцами. Согласно его условиям, "Фаллуджская бригада" обязывалась не атаковать американские войска при их передвижении по международной трассе в направлении Рамади, а оттуда – в сторону Иордании и Сирии. С июня по ноябрь 2004 года "Джамаат единобожия" (Джамаат ат-таухид), который с этого времени стал прибегать к помощи "наемников", совершил от 2000 до 2500 нападений на американские войска. Это поставило в неловкое положение лидеров, которые вели переговоры с американцами, и в первую очередь шейха Абдаллаха аль-Джанаби, который выражал недовольство поведением людей аз-Заркави, но не решался противодействовать им, опасаясь, что это поставит его в ситуацию, когда он должен будет защищать американские войска от моджахедов.
Еще больше осложнило ситуацию появление конфликтов внутри "Фаллуджской бригады" между исламистами и баасистами. Исламисты требовали расширение зоны действия соглашения на провинцию Анбар и хотели воспользоваться перемирием для получения оружие и переноса вооруженного сопротивления на другие территории, чтобы добиться там заключения аналогичных соглашений и вынудить американские войска уйти. Что касается баасистов, то они пытались проводить политику, направленную на восстановление власти Саддама. Они сотрудничали с джамаатом "Единобожие и джихад", который в то время относился к баасистам благосклонно и пытался использовать их в своих интересах.
Похищения и убийства
Распри в стане иракских боевиков помогли аз-Заркави вторично взять под контроль Эль-Фаллуджу, однако вскоре он обнаружил, что операции против американских войск здесь не приносили результатов. Поэтому он приказал расширить практику похищений и убийств. Он начал широкомасштабная кампанию убийств, направленную против местной полиции, созданной после заключения соглашения, и против бойцов "Фаллуджской бригады", которому правительство Ияда Аллави отказало тогда в предоставлении финансовой автономии. Как отмечает генерал Р. А., один из командиров вышеупомянутой "бригады", американцы хотели установить прямой контакт между офицерами и солдатами "бригады" и американским командованием, что позволило бы выполнить задачи по поддержанию порядка в зоне и защитить американские колонны. Однако эти командиры отказались не только сотрудничать с войсками, но даже прекратить боевые операции против них. Было ясно, что все идет к краху, когда многие офицеры ушли из "бригады" и вступили в новые вооруженные группировки, предоставлявшие им щедрое денежное вознаграждение.
В это время аз-Заркави превратил Эль-Фаллуджу в место содержания людей, захваченных в других районах Ирака. При этом он пользовался выгодным географическим положением Эль-Фаллуджи как открытого города с сетью дорог, связывающих его с Багдадом на востоке, провинцией Бабиль на юге и Салах-эд-Дином на севере. К тому же Эль-Фаллуджа была связана со стратегическим "тылом" группировки аз-Заркави, доходившим до городов Саада и Хасыба (запад Ирака), где, по слухам, аз-Заркави провел несколько месяцев. За эти месяцы было совершено от 100 до 120 похищений граждан арабских стран, иностранцев и иракцев. Многие из них были казнены: им отрезали головы.
Источник, близкий к иракским вооруженным группировкам, описывает и другую тактику, использовавшуюся людьми аз-Заркави для обострения ситуации: "Мы заметили, что за период с апреля по ноябрь 2004 года в Эль-Фаллудже появились десятки организаций, выступавших под разными названиями. Они утверждали, что преследуют исключительно местные интересы и никак не связаны с людьми аз-Заркави, приводя доказательства своих связей с арабскими организациями. В основном их цель состояла в привлечении в свои ряды боевиков. Но впоследствии выяснилось, что все их названия были вымышленными, что они были непосредственно связаны с "Организацией Аль-Каиды в Двуречье" и за тот период совершили десятки похищений, убийств и грабежей. Это вновь взорвало ситуацию в Эль-Фаллудже и заставило американские войска провести крупнейшую за время оккупации страны военную операцию против группировок, которые в основном состояли из иракцев после бегства "Аль-Каиды" из города".
"Эль-Фаллуджа-2" и возвращение аз-Заркави
Однако второе сражение за Эль-Фаллуджу и жестокость, проявленная американскими войсками ходе штурма города, заставили аз-Заркави перенести свою активность на другие районы, прежде всего – на провинцию Дияла, расположенную к востоку от Багдада.
Один из жителей города рассказывает: жестокость и "варварство", проявленные американцами при штурме Эль-Фаллуджи, стали реализацией целей аз-Заркави, который вновь призвал всех боевиков сплотиться вокруг него. Перед этим он предоставил оставившим Эль-Фаллуджу повстанцам и их семьям убежище и пропитание в других районах, прежде всего в Багдаде, который с тех пор превратился в крупнейшую арену конфликта в Ираке". Ситуацию осложнило проведение выборов в условиях их бойкота суннитами, а затем – формирование правительства, в котором сунниты не были представлены. Период с января 2005 по июль 2006 года был "заркавийским": в этот период аз-Заркави был хозяином ситуации. После перерыва, наступившего после второй битвы за Эль-Фаллуджу, крупные вооруженные группировки вновь начали операции против американских войск. Они отказались от предложения аз-Заркави возобновить сотрудничество с ним, однако, нуждаясь в финансировании, они стали похищать иностранных и иракских официальных представителей и журналистов, чтобы на полученный выкуп покупать оружие. Кроме того, с этого времени они открыли каналы связи с другими арабскими странами для обеспечения притока смертников и материальной помощи.
"Исламская армия" в Ираке, ответственная за большую часть достаточно "спорных" операций по похищению иностранцев, оправдывала эти похищения необходимостью получения денег. Однако ряд стратегических ошибок, совершенных командованием этой "армии", не раз облегчал "Аль-Каиде" задачу проникновения в ее ряды. В середине 2005 года в Рамади состоялось крупное совещание с участием командиров таких вооруженных формирований, как "Исламская армия", "Батальоны революции 1920 года" и "Армия моджахедов". Его участники договорились о координации усилий.
"Исламская армия" – ведущая сила на новом этапе
Совещание в Рамади, целью которого было налаживание координации между тремя группировками, привело к еще большей военной ошибке, способствовавшей уходу многих боевиков из рядов "Базы джихада" (Каи‘да аль-джихад): они стали чувствовать, что эта организация опасна, что она делает своей мишенью мирное население и стремится разжечь гражданскую войну с иракскими шиитами. Но еще более важным событием было появление руководства, прислушивавшегося к сигналам, поступавшим от "арабских лидеров", которые говорили о необходимости определить характер иракского сопротивления и его цели, отмежеваться от движения аз-Заркави и организации "Аль-Каида".
Эти сигналы, прежде не доходившие до лидеров иракских вооруженных группировок, недвусмысленно указывали на то, что Ирак ожидают важные события, которые подготовят почву для вывода американских войск.
Обмен посланиями
Летом 2005 года доминирующим желанием американцев стал пересмотр приоритетов в Ираке и в регионе в целом. Они стали прислушиваться к "арабскому" совету, смысл которого сводился к констатации: "вы сражаетесь не на том фронте". Официальные арабские круги считали, что перетасовка карт в Ираке не служит стабилизации страны и региона в целом, а зачисление всех, кто носит оружие, в террористы, противоречит логике и реальным фактам. На этой почве в "арабском кругу" состоялись первые контакты с представителями племен и политическими лидерами Анбара, Багдада, Мосула, Диялы и Салах-эд-Дина. Их целью была попытка лучше понять устремления иракских вооруженных группировок и привлечь их к поиску путей политического урегулирования.
На данном этапе вооруженные группировки в Ираке делятся на два основных лагеря, которые хорошо известны. Первый из них составляет организация "База джихада" со всеми ее ответвлениями и сторонниками. Эти силы сосредоточены в провинциях Анбар и Мосул; они также имеют соглашения с баасистами, действующими в провинции Дияла.
Второй лагерь составляет альянс группировок, объединенных "Анбарским соглашением": это "Исламская армия", "Батальоны революции 1920 года" и "Армия моджахедов", к которым примыкает ряд других группировок, а также десятки боевиков, ранее входивших в организации, подчинявшиеся аз-Заркави.
Этот расклад сложился в ходе перемен, произошедших за три года насилия, но он не обладает запасом прочности, и всегда сохраняется возможность для перехода из одного лагеря в другой, иногда – под влиянием политической риторики, иногда – вследствие денежных "вливаний". Однако новым фактором для иракских вооруженных группировок стало согласие американцев на контакты с вооруженными людьми в Ираке и открытие соответствующих каналов.
Арабские инициативы, предпринимавшиеся с середины 2005 года, были обставлены секретностью и включали в себя отправление посланий боевикам через местных руководителей суннитской общины. Все это указывало на стремление "арабов" взять под контроль "иракское сопротивление", оказать ему материальную и политическую поддержку в обмен на его готовность ограничить свой проект рамками иракского патриотизма и порвать все связи с "Аль-Каидой" или с аз-Заркави. Всего за месяц "арабские" пожертвования доходили до руководителей вооруженных группировок.
Переговоры в тюрьме Абу-Грейб
Процесс установления взаимопонимания с политиками из таких суннитских партий, как Исламская партия (аль-Хизб аль-ислами), "Жители Ирака" (Ахль аль-Ирак) и "Совет диалога" (Маджлис аль-хивар) был открытым, и этапы его были всем понятны. Но никому не известно, каким образом был установлен контакт с боевиками. Один из руководителей "Армии моджахедов", арестованных в Эль-Фаллудже, но позже отпущенных на свободу, утверждает, что диалог с американцами начался в знаменитой тюрьме Абу-Грейб, где находятся в заключении тысячи боевиков или людей, близких к ним.
"Американские спецслужбы, – добавляет он, – установили с нами прямые контакты и разрешили заключенным без контроля, но при соблюдении строгих мер безопасности вступить в контакты с некоторыми джамаатами, чтобы прощупать их отношение к предложениям Соединенных Штатов". По словам свидетеля, американцы выдвинули два условия вступления в переговоры в ответ на условия, выдвинутые боевиками. Американскими условиями были:
1) изгнание сторонников такфира из рядов иракской вооруженной оппозиции и привлечение местных сил к борьбе против них (в рамках осуществления фундаментального американского проекта – войны с терроризмом);
2) изгнание саддамовцев и предание забвению программ, предполагающих помилование Саддама или восстановление прежнего режима (в соответствии с пожеланиями местных иракских сил – курдов и шиитов).
"Когда нас пригласили на встречу с американцами в тюрьму Абу-Грейб, – добавляет он, – мы подумали, что сотрудники американских спецслужб, которые с нами беседовали, были скорее политиками из американского Совета национальной безопасности, чем военными. На встрече они общались с нами как с коллегами. Они сказали: Белый дом хочет вывести войска из Ирака не позднее 2007 года, но ни один политик не может говорить о графике вывода войск, и мы хотим прийти к негласному соглашению, которое соблюдали бы обе стороны, и в соответствии с которым вооруженные группировки гарантировали бы безопасность и политическую стабильность в Ираке".
Американские послания передавались командирам боевиков по разным каналам: иногда – через суннитских политиков, иногда – через заключенных, выходивших на свободу, иногда – через племенных лидеров.
В ответ на эти послания боевики выдвигали следующие условия: установление графика вывода войск; освобождение заключенных; уход американцев из городов; восстановление иракской армии и невмешательство в ее дела политических сил; возмещение ущерба пострадавшим районам страны и выплата "платы за кровь" жертвам американской оккупации Ирака; подготовка условий для проведения свободных и честных выборов, которые обеспечивали бы участие в них всех сил и мирную сменяемость власти с гарантией, что США не допустят вмешательства Ирана и связанных с ним сил в Ираке во внутрииракские дела.
В ответ на американские послания боевики предложили возможность "выхода", который позволил бы обеим сторонам "сохранить лицо". Иракские, арабские и американские политики чувствовали, что появилась возможность изучить эти условия и прийти к общему мнению.
Каирское совещание
Американцы хотели, так сказать, привести позиции местных политических сил в соответствие с требованиями момента. Они решили сказать боевикам: "С вами отказываются вести переговоры ваши иракские коллеги, а не американцы", которые с середины 2005 года выражали полную готовность сесть за стол с боевиками и начать диалог с ними. Послание с таким содержанием американцы направили представителям вооруженных группировок, которые прибыли на Каирскую конференцию, но не участвовали в ней, а вели беседы в кулуарах конференции и излагали свою точку зрения. Однако, как утверждают близкие к ним лица, "обычно они не вели прямых переговоров".
Чего хотели американцы? Ведь американцам едва ли мог понравиться Ирак после декабрьских выборов 2005 года, когда шиитские фанатики прорвались к власти. Да и с военной точки зрения ситуация в Ираке осталась такой же сложной. "Насилие, продолжавшееся два с половиной года, сделало десятки тысяч офицеров и представителей племен и баасистов в полуофициальных "участников" вооруженных группировок. Они постепенно приспособились к деятельности действия этих группировок, к устанавливавшемуся ими порядку. В своей повседневной жизни они стали зависеть от денег, которые они получали в виде пожертвований или заработка. Сами они считают себя лидерами "освободительного движения" в Ираке, борцами, которые жертвуют жизнью и имуществом во имя освобождения Ирака и никогда не согласятся на то, что их усилия будут забыты, а при достижении политического урегулирования с ними не посчитаются".
В общих чертах точку зрения неэкстремистской части боевиков сводилась к следующему: они хотели политического урегулирования, которое предусматривало бы их разоружение и вхождение в полицейские или армейские структуры в обмен на получение моральной и общественной поддержки.
В свою очередь, американцы склонялись к тому, что открытое признание вооруженного иракского сопротивления заведет американскую политику в очередной тупик, который обеспечит возвращение контроля этих группировок над иракскими силовыми структурами под лозунгом борьбы с оккупантами. К тому же, считали они, политически поддерживающая их значительная часть населения (шииты и курды) заявит о своем неповиновении, отвергнет такое соглашение и не остановится перед объявлением об отделении от Ирака.
Американская администрация решила действовать осторожно. Постепенно она начала прощупывать возможность достижения официально объявленной задачи в Ираке, т.е. "победы над терроризмом", даже если при этом она будет вынуждена перенести эту борьбу на другие страны.
Иракские наблюдатели утверждают, что американская разведка и Совет национальной безопасности взяли на себя осуществление плана примирения с иракским сопротивлением еще в начале 2005 года, и с этой целью периодически вели диалог с его представителями в иракских тюрьмах Абу-Грейб и Бука, а также в Каире, Аммане, Москве, ОАЭ и Бейруте. Не все эти контакты были серьезными и плодотворными, так как иногда диалог велся с лицами, не пользовавшимися влиянием в вооруженных группировках. Так, в совещании, состоявшемся в июле 2005 года в Ливане, участвовали представители иракских исламистских и баасистских движений, проживавшие за границей. На совещание в Москву поехали бывшие представители саддамовского режима, а на Амманском совещании присутствовали шейхи племен из провинции Анбар. Лица, пользовавшиеся наибольшим влиянием на вооруженные группировки, встречались с представителями американского правительства на совещаниях, проводившихся под эгидой Египта в Каире и Шарм-эш-Шейхе.
Остается отметить, что все эти контакты США с иракскими боевиками не опирались на какой-то цельный "фундамент". Как утверждает один из участников этих встреч, предполагалось, что конкретные меры будут осуществлены не раньше достижения окончательного урегулирования. Он отмечает, что боевики отвергли американское предложение – о "перемирии", сопровождающемся периодическими переговорами, – и обещали лишь "перемирие" на период декабрьских выборов 2005 года. И свое обещание боевики сдержали свое обещание, хотя взамен получили лишь освобождение из тюрем после выборов пяти человек из состава своего руководства.
Остается последний вопрос: какую роль играли в этих маневрах иракские руководители? Ограничимся здесь указанием лишь на факт, который отмечают многие: иракский президент Джалал Талабани неоднократно предлагал содействовать американским усилиям по налаживанию диалога с боевиками, однако его усилия плодов пока не увенчались особым успехом: переговоры между боевиками и американцами велись по другим каналам.
Новый расклад сил среди вооруженных группировок в "суннитском треугольнике"
Экстремистские исламистские группировки салафитского толка
Они возникли в Ираке в начале 90-х годов, а в 1992 году они совершили первое восстание против саддамовского режима – так называемое "восстание шейха ас-Саади" (по имени шейха Махмуда ас-Саади, имама мечети "Саада" в местечке Заафарания к югу от Багдада). В нем участвовали тысячи молодых людей из Багдада, Анбара и Мосула. С середины 80-х годов прошлого столетия они были связаны с "сетями финансирования" (которые в то время назывались "поддержкой мусульманской молодежи"). Большинство из них окончило университет и основало мелкие предприятия и жило на месячную зарплату, выплачивавшуюся неизвестными лицами.
Полковник саддамовской разведки Удэй Рашед, участвовавший в подавлении восстания шейха Махмуда и частичной ликвидации таинственной сети финансирования, говорит: "В начале 90-х годов иракские спецслужбы обнаружили, что сеть финансирования иракской молодежи была той же сетью, которая финансировала организацию "Аль-Каида" и арабских моджахедов в Афганистане". "Аль-Каида", по его словам, активизировала эту сеть, убедившись, что после захвата Кувейта режим Саддама стал двигаться к своему концу, а потому необходимо подготовиться к приходу "Аль-Каиды" в Ирак.
Саддам приказал казнить шейха Махмуда ас-Саади в камере номер 7 тюрьмы "органов безопасности", где его сторонники находились в заключении, подвергались уничтожению и пыткам до 1995 года. С этого времени "сеть" превратилась в "спящие ячейки", которые ни разу не выходили на сцену вплоть до вступления в Ирак американских войск в 2003 году.
После падения саддамовского режима эти группы активизировали свою деятельность и вступили в контакт с организациями "Аль-Каиды" в различных странах. В конце концов они оказались в организации "База джихада в Двуречье", которой руководил Абу Мусаб аз-Заркави.
Точных данных об этих группировках не существует, однако их участников можно разделить на следующие категории:
а) арабские и иностранные добровольцы – "Отряды странников" (Сарайя аль-гураба’), "Армия победоносной общины" и "Отряды ужаса" (Сарайя аль-ахваль);
б) бывшие офицеры и некоторые представители иракских племен – "Армия сторонников сунны", "Львы единобожия", "Единобожие и джихад";
в) баасисты – остатки баасистских организаций "Армия Мухаммада" и "Фидаины Саддама", вступившие в сотрудничество с организациями аз-Заркави.
Следует отметить, что "Совещательное собрание моджахедов", в свое время созданное аз-Заркави, стало сегодня главной витриной всех экстремистских организаций в Ираке, костяк которых составляют арабские боевики.
Исламистско-патриотические группировки
Эти группировки были созданы с 2003 году иракскими офицерами, владевшими ракетной техникой и тактикой уличного боя. К ним примкнули также офицеры Республиканской гвардии и Особой гвардии, полиции и разведки. Однако после падения Багдада они сменили политическую ориентацию. Они возложили на Саддама Хусейна и высшее офицерство бывшего режима ответственность за военное поражение и решили перейти к исламистской риторике – правда, менее экстремистской, чем риторика "Аль-Каиды". Это "Исламская армия", "Батальоны революции 1920 года", "Армия моджахедов" и "Моджахеды иракских Вооруженных сил".
Именно эта категория, как рассчитывает Америка, может откликнуться на ее призыв к диалогу, руководствуясь рядом соображений, главное из которых – наличие племенных, религиозных и политических уз, связывающих их с "суннитским" религиозным и политическим истеблишментом.
Хаммам Хасан, Багдад
Перевод Института религии и политики, 11 марта 2006 г.
Источник: Институт религии и политики