На днях пермский муфтият во главе с Мухаммедгали Хузином провел прием по случаю перерегистрации духовного управления мусульман (ДУМ) Пермского края. С этим событием совпало еще одно постановлением главы города Перми пермским мусульманам выделен земельный участок в районе Южной дамбы для строительства соборной мечети.
На фоне конфликта пермского муфтия с руководством Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), которое своим указом отправило М. Хузина в отставку, эти события выглядят как явная победа последнего. И, по идее, в скандале можно было бы поставить точку, если бы не вечное восточное многоточие...
Принципы управления мусульманской общиной, как выяснилось, очень тонкий и специфический вопрос. Здесь, в отличие от христианства, все построено на демократии. Мусульмане не назначают, а выбирают себе лидера с учетом мнения лица, имеющего первенство чести (чисто духовную, а не административную власть). Такой порядок существует в исламе со времен пророка Мухаммеда. В России подобные процедуры были официально узаконены в 1789 году, когда указом императрицы Екатерины II был учрежден вышеупомянутый ЦДУМ. Сегодня эта организация распространяет свою духовную юрисдикцию на всю территорию России, кроме Северного Кавказа. Высшим органом управления ЦДУМ является меджлис (съезд), который выбирает Верховного муфтия. В перерывах между съездами работу ведут президиум и совет муфтиев. На территории субъектов Федерации действуют региональные духовные управления, входящие в состав центрального управления. В свою очередь, региональные организации объединяют местные мухтасибаты. Региональные организации живут по своим уставам и имеют собственные выборные органы управления. Местные организации не имеют прямого административного подчинения ЦДУМу. Все отношения строятся на духовной, демократической основе.
Так вот. Весь сыр-бор между пермским и Верховным муфтиями разгорелся именно из-за властных полномочий. Мухаммедгали Хузин возглавляет ДУМ Прикамья с 1997 года. Его тогда выбрал съезд пермской общины по представлению Верховного муфтия Талгата Таджуддина. За девять лет служения пермский муфтий проявил себя как весьма активный, просвещенный лидер. Благодаря этим качествам ему удалось выдвинуться на руководящие посты в Уфе. Два года назад он стал первым заместителем председателя ЦДУМ и одновременно возглавил исполнительный комитет этой организации, созданный, чтобы отделить чисто духовную миссию ЦДУМ, лежащую на Верховном муфтии, от текущей работы.
Как говорит Мухаммедгили Хузин, за работу он взялся с воодушевлением. Поставил перед исполкомом задачу (ни больше, ни меньше!) создать в Уфе мощный исламский центр, где было бы свое издательство, радио с вещанием на Федерацию, а также Институт богословия. При этом начал открыто критиковать исламское духовенство за консервативность. Амбиции пермского духовного лидера, по всей вероятности, сильно напугали руководство ЦДУМ и некоторых муфтием из регионов. В Хузине увидели явного претендента на пост Верховного муфтия России. Масло в огонь подлил и скандал вокруг книги бывшего исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России Романа Силантьева "Новейшая история исламского сообщества России 1989-2004". В книге, в частности, распространены достаточно тенденциозные сведения о Талгате Таджуддине. Пермский муфтий, будучи активным участником Межрелигиозного совета, как выяснилось, поддерживал дружеские отношения с Романом Силантьевым.
В общем, тучи над пермским муфтием неумолимо сгущались. Вокруг его личности начались нешуточные интриги. 21 ноября прошлого года центральное управление созвало пленум без участия пермского муфтия и распустило исполком, заодно освободив М. Хузина от должности заместителя председателя. Следующим шагом был указ Верховного муфтия о снятии Мухаммедгали Хузина с поста председателя ДУМ Пермской области. На его место назначили гражданина Казахстана Маулюдина Мустозяпа, который с августа по октябрь 2001 года был имамом в Добрянке и, как говорят, приобрел там неоднозначную репутацию.
И вот тут-то на помощь опальному пермскому муфтию пришел сам ислам. Вернее, его демократические традиции. Каким бы всесильным ни был Верховный муфтий, без одобрения региональной общины его указы не имеют силы. А региональная пермская община, как известно, 28 января на очередном отчетном съезде подтвердила полномочия Хузина. Тогда же был принята новая редакция устава ДУМ. Теперь эта духовная организация имеет статус краевой. Новые документы прошли юридическую экспертизу и, как положено, зарегистрированы в органах юстиции и налоговой службе. Больше того, пермскому муфтию, наконец, удалось сделать то, чего он так долго добивался получить землю под соборную мечеть. Все это говорит лишь об одном Мухаммедгали Хузин имеет поддержку не только у своей паствы, но и у краевой власти. Духовно-административный альянс явно выгоден обеим сторонам. И, надо полагать, с такими козырями пермский муфтий должен чувствовать себя уверенно.
Кстати, сейчас он не высказывает каких-либо амбиций по поводу карьеры в центральных органах. Считает, что нужно сосредоточиться на работе со своей общиной. А еще он всерьез занялся устройством личной жизни. Духовные посредники подыскивают ему невесту. Летом пройдут смотрины, а к осени муфтий, скорее всего, сыграет свадьбу.Он вполне серьезно намерен основать свой род в Пермском крае.
Но если бы на этом можно было поставить точку. Нет. Ее не собирается ставить в первую очередь Верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Руководитель его пресс-службы Закий Галиакбаров сказал по телефону, что в качестве муфтия Мухаммедгали Хузин не числится, что снят он с должности по исламским законам и теперь вообще не фигурирует как религиозное лицо. Комментарии тут излишни. Скажем одно: светские интриги и борьба за власть порой кажутся детским лепетом по сравнению с духовными подковерными войнами.
10.03.2006
Источник: Звезда (Пермь)