Презентация монографии Татьяны Владышевской "Музыкальная культура Древней Руси" состоялась 17 марта в Культурном центре "Духовная библиотека". Автор доктор искусствоведения, профессор МГУ, в прошлом – заведующая отделом древнерусской музыки Центрального музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, автор более 120 публикаций по истории и теории русской музыки, музыкальной медиевистики, палеографии и фольклористики. В основу своего фундаментального, многопланового исследования она положила значительный фонограмм-архив народных песен и церковных песнопений в исполнении старообрядчества Архангельской, Нижегородской, Костромской областей, Прибалтики и Поволжья, Рогожской старообрядческой общины Москвы. Песнопения собирались Т. Владышевской начиная с конца 60-х гг.
Монография "Музыкальная культура Древней Руси" (М.: Знак, 2006) посвящена одной из ярких и малоизученных страниц отечественной музыкальной культуры. Свидетельством высокой степени развития музыкальной куль туры Древней Руси является множество певческих рукописей, которые хранятся в архивах. В них содержатся песнопения, записанные знаменной, кондакарной, демественной, путевой и др. нотациями, многие из которых по сей день не расшифрованы. Большая часть этих источников также послужила основой для исследования Т. Владышевской. И в аннотации к изданию, и в своем вступительном слове автор утверждает, что, несмотря на значительное влияние Византии, на Руси сформировался свой оригинальный тип музыкального интонирования, специфический музыкальный язык, который совершенствовался вплоть до XVII в. Исследовательница отметила особую роль старообрядчества в сохранении традиций музыкальной культуры; она воспринимает старообрядчество как "оазис древней культуры, изучая который, можно воспроизвести древние формы интонирования музыкальных произведений".
Первая часть книги посвящена самому раннему периоду складывания древнерусской музыкальной культуры – Киевской Руси и времени феодальной раздробленности (здесь говорится об особенностях церковного пения Новгородской земли). Вторая глава раскрывает место музыки в синтезе церковных искусств в Древней Руси. Здесь рассмотрена эволюция идеи "богодухновенного, ангелогласного пения в системе средневековой музыкальной культуры". Особая глава посвящена древнерусским колоколам и звонам. В разделе "Древнерусская певческая культуры и старообрядчество" рассказывается о результатах многочисленных экспедиций, предпринятых автором в районы компактного проживания старообрядцев, об изучении традиций древнерусского певческого искусства в старообрядческой среде. Приведены фотографии старообрядцев – собеседников исследовательницы, знатоков древнего пения, а также воспроизведены старообрядческие крюковые рукописи. Об этом сообщает "Благовест-инфо"