Сегодня во Всероссийском выставочном центре закрывается крупная ярмарка "Книги России". На ней впервые попытались официально запретить националистическую литературу. Федерация еврейских общин России выразила протест против участия в выставке-ярмарке антисемитских издательств. Организаторы в ответ заверили, что готовы досрочно разорвать с ними контракты и закрыть стенды.
До сих пор, когда заходила речь о контроле над экспозициями, организаторы выставок на ВВЦ отказывались быть цензорами. И о терроризме, и об исламе каждый год выставляется множество изданий. Но после "карикатурного скандала" в вопросах религиозной нетерпимости все стали осторожнее. И даже в столь святых для любого литератора вещах, как свобода слова, приходится иногда идти на попятную. Впрочем, большинство посетителей искали на выставке не решения "национального вопроса", а чисто художественные достижения, в коих тоже недостатка не было.
В лабиринте книжной выставки возникает большой соблазн систематизировать происходящее. Уже при разделе территории писателей делят на разряды. На самых дорогих квадратных метрах, при входе, обычно выступают авторы детективов и экранизированной фантастики. У них же самые громкие динамики и самые длинные очереди за автографами. До уголков, где выступают серьезные писатели, добредают единицы.
Популярен Василий Аксенов, звезда сразу двух издательств. Имена писателей старшего поколения вообще начали часто мелькать в издательских планах, это радует уже потому, что хоть какое-то прошлое мы признали своей историей. Один за другим вышли роман "Москва-ква-ква" Василия Аксенова, сборники "Персональное дело" Владимира Войновича и "Опера нищих" Евгения Попова. Удивительно: книги шестидесятников издаются чаще, чем сами мэтры успевают их писать. Фокус в том, что под одной обложкой собирают старые и новые рассказы, эссе, публицистику, интервью. Жанр уже опробован и зарекомендовал себя.
Специально к выставке "Книги России" сногсшибательных новинок, как обычно, никто не напечатал (другое дело более статусная сентябрьская Международная ярмарка, которая проходит здесь же, на ВВЦ). Но и недавние новинки показывают срез литературного процесса. По контрасту с воспоминаниями отечественных писателей самые яркие зарубежные книги сверхактуальны. "Уникальный роман" серба Милорада Павича и "Романтический эгоист" француза Фредерика Бегбедера романы новой эпохи, когда, забыв дома сотовый, чувствуешь себя на улице голым, когда компьютер почти часть тела, а компьютерные программы способ мышления. Роман Павича гипертекст со ста разными финалами, построенный по принципу игры-стрелялки: на развилке персонажу предлагается несколько запрограммированных вариантов действия. Каждый финал по идее автора так же уникален, как его читатель, и заглядывать в иной финал можно, только если это финал книги, принадлежащей вашему другу, тогда вы как бы разделяете кусочек его уникальной жизни. Роман Бегбедера интерактивен как телевизионное ток-шоу. Главы из него издавались в популярном французском еженедельнике. Действующие лица звонили альтер эго писателя, общались с ним при встречах, просили убрать их имена из романа. Получилось исследование одиночества, любви и популярности, похожей на жизнь "за стеклом" в нескончаемом "реалити-шоу".
Отечественный издательский рынок снова нарастил мощности (за год вышло 95 тыс. наименований книг общим тиражом 680 млн. экземпляров), почти догнав США, Великобританию и Китай. Правда, достижения книжного дела могут несколько померкнуть в глазах читателя, если учесть, что гвоздем программы на выставке стала премия "Абзац" за ужасающие примеры книгопечатания. Статуэтки присудили Игорю Бойко худшему переводчику стихов (он работал над книгой Гийома Аполлинера) и неназванному редактору романов Юлии Латыниной. Главный антиприз "Полный абзац" получило произведение Габриэля Гарсия Маркеса "Вспоминая моих грустных шлюх", изданный с нарушением прав и автора, и переводчика. Специальным призом "Почетная безграмота" с размаху заклеймили молодого режиссера Ульяну Шилкину и ее сериал "Золотой теленок". Откровенно говоря, сериал по роману Александра Солженицына "В круге первом" тоже не шедевр, но журить его создателей, вероятно, и тема, и статус не позволяют.
20.03.2006
Источник: Новые известия