С момента выхода предыдущего номера "Власти" с материалом об Адыгее ситуация в республике изменилась: бывший замглавы МВД Адыгеи Юрий Томчак отправлен на повышение в Кабардино-Балкарию. Похоже, в Кремле считают, что опыт адыгейских силовиков нужно применить и в Нальчике. Однако в самой Адыгее, как убедилась специальный корреспондент ИД "КоммерсантЪ" Ольга Алленова, не исключено повторение нальчикского опыта.
"События у нас развивались, как в Нальчике"
В конце февраля на коллегии прокуратуры Адыгеи прокурор республики Михаил Прихленко сделал заявление: "Благодаря слаженной работе прокуратуры, ФСБ и МВД удалось предотвратить развитие событий по такому же варианту, который был испробован экстремистами в Нальчике". Прокурор рассказал, что в республике активизировались религиозные экстремисты, которых поддерживали некоторые религиозные деятели республики. Например, имам мечети города Адыгейска Абази Наджмедин, беженец из Косово, пытавшийся, по мнению прокуратуры, создать в городе ваххабитское подполье. Имам был своевременно смещен с должности, и против него возбуждено уголовное дело.
События у нас действительно развивались, как в Нальчике, заявил мне помощник прокурора Адыгеи Василий Гук.
Сначала, по его словам, была драка между студентами из Чечни и местными. (В Нальчике тоже все начиналось со студенческой драки.) Расследуя драку, силовики решили проверить мечеть в Майкопе было подозрение, что там укрывают раненых боевиков. Имам мечети Хакиров во время облавы оказал сопротивление. В мечети никого не нашли, но в близлежащих районах нашли двух раненых ваххабитов из Нальчика. Их этапировали в КБР. Действия правоохранительных органов были признаны законными.
Заинтересовались и Духовным управлением мусульман (ДУМ). Выяснилось, что при этом управлении был зарегистрирован фонд Всемирного исламского призыва организации из Ливии, которая в некоторых странах, по словам помощника прокурора, запрещена как террористическая. По линии этой организации в Адыгею поступило $500 тыс. Сейчас этим дел ом занимаются ФСБ и Росфинмониторинг выясняют, куда и зачем были направлены средства. "Возможно, деньги шли экстремистам", говорят в прокуратуре.
На Северном Кавказе последнее время стало модным приводить в пример нальчикские события: глава МВД Дагестана Адильгерей Магомедтагиров, например, недавно заявил, что сумел предотвратить нападение боевиков на Каспийск. А теперь вот и в Адыгее отличились. Я решил а встретиться с местными имамами и выяснить, что они думают о раскрытом ФСБ заговоре.
"Я знаю, что этих людей Аллах накажет"
Соборная мечеть, построенная еще при первом президенте Адыгеи Джаримове на средства спонсоров из Саудовской Аравии, находится в центре Майкопа. Вокруг сносят ветхие дома, на их месте будет то ли парк, то ли медресе. В республике, где проживает около 40% мусульман и где до начала 90-х не было мечетей, настоящий религиозный бум: молодежь активно ходит в мечети, а религиозные лидеры пользуются большим авторитетом.
Какой толк мне от того, что вы напишете? спрашивает меня имам мечети Руслан Хакиров. Я уже не верю в справедливость.
После того как имама и его помощника задержали и избили сотрудники РУБОП, за него вступился муфтий Емиж. Главе МВД Адыгеи Василию Смирнову пришлось прилюдно извиниться в мечети. Но через несколько дней Хакиров снова был избит и предупрежден: будет жаловаться на рубоповцев посадят. Руслан не испугался и подал на милиционеров в суд, но рассмотрение дела затягивается.
В глазах молодого имама жгучая обида. В Нальчике мусульман несколько лет били и унижали, после чего они взяли в руки автоматы. Руслан автомата не возьмет, потому что он знает нормы ислама.
Я стерплю, говорит он. Даже если нет справедливости, моя вера не позволяет мне мстить. Я знаю, что этих людей Аллах накажет.
После избиения имама многие прихожане хотели выйти на демонстрацию. Они спрашивали у Руслана: "Разве можно такое терпеть?" "Будет суд, отвечал Руслан. Это дело светских властей. Мы не должны допустить волнений, это будет против нас".
"Мы понимаем, что Россия сейчас находится в сложном положении"
В ассоциации "Всемирный исламский призыв" меня встречают настороженно.
Сюда уже приезжала журналистка центрального телеканала, после чего показали сюжет, что эта ливийская организация помогает боевикам лечиться за границей и вербует ваххабитов. То есть ровно то, на что мне намекали в прокуратуре Адыгеи. Но представитель ассоциации доктор Абдусалям соглашается поговорить со мной. Мы называемся "Всемирный исламский призыв" не потому, что призываем к насаждению ислама, как это иногда хотят представить, а потому, что призываем мусульман оказывать гуманитарную помощь нуждающимся, говорит помощник и переводчик доктора Абдусаляма Мухамед.
Доктор Абдусалям, маленький седой ливиец, рассказывает, что офис ассоциации в Майкопе был открыт после того, как в 1999 году в Ливии побывал а делегация во главе с тогдашним премьером Адыгеи Тхаркаковым и встретилась с лидером Ливийской Джамахирии Муамаром Каддафи. "Но почему именно в Адыгее?" спрашиваю я. Вместо ливийца отвечает Мухамед. В Ливии живет большая адыгская диаспора, они не знают родного языка, но они знают, что они адыги.
"Отношения Ливии с Россией стабильные, поэтому наша организация была официально зарегистрирована в России, продолжает доктор Абдусалям. В 2004 году генсек нашей ассоциации Мухаммед Шериф встречался с чиновниками МИДа, мэром Лужковым. Майкопский офис один из 35 офисов нашей организации, открытых в мире. Большинство в Латинской Америке и Африке, но есть и европейские. Многие люди в Европе хотят изучать ислам, арабский язык, и мы им помогаем. А отстающим странам мы оказываем гуманитарную помощь".
В Адыгее, под Майкопом, "Исламский призыв" построил медицинскую амбулаторию за $ 100 тыс. Выделил средства Майкопской мечети и православной Майкопской епархии на строительство собора.
Я спрашиваю про $500 тыс., которые, по версии прокуратуры, "Исламский призыв" мог направить экстремистам.
У нас нет другой цели, кроме помощи людям, говорит ливиец. Но мы работаем в другой стране и уважаем ее законы. К нам часто с проверками приходят представители прокуратуры, ФСБ, МВД. Все наши банковские счета прозрачны.
Во всех странах вас так проверяют? спрашиваю я.
Нет. Но мы понимаем, что Россия и ее Северо-Кавказский регион сейчас находятся в сложном положении.
В конце концов, если бы наша организация была замешана в криминале, нас бы давно закрыли, резюмирует Муха-мед.
Он один из 120 репатриантов, приехавших в Адыгею из Косово. Репатрианты живут в ауле Мафехабль, где фонд построил амбулаторию. В силовых структурах подозревают, что беженцы-мусульмане несут с собой в Адыгею радикальный ислам. Одного из беженцев уже выслали в Турцию. Может быть, поэтому беженцы до сих пор не сняли пленку с окон новых домов и сидят на чемоданах.
"Имам объяснял, что в исламе такого требования нет"
Имам мечети в Адыгейске Наджмедин Абази тоже репатриант из Косово. В середине 90-х он приехал на родину своих предков. Женился, получил гражданство. У Абази родилось трое детей, а в мечети Адыгейска появилось огромное количество прихожан, которые раньше в нее вообще не ходили. За десять лет у имама не возникло проблем с правоохранительными органами и официальными властями. Но в конце прошлого года сотрудники РУБОПа обыскали его дом, а самого Абази увезли в Майкоп, где продержали до утра. В доме Абази нашли "Книгу единобожия" Мухаммада ибн Сулейман ат-Тамими, основоположника ваххабизма, которую Савеловский суд Москвы признал экстремистской литературой. На имама возбудили дело по 282-й статье УК разжигание ненависти либо вражды по признакам отношения к религии и организация экстремистского сообщества и с должности его сняли.
Чтобы найти прихожан, я пошла в мечеть, где проповедовал Абази, но она была закрыта на замок. Знакомый бизнесмен Али помог найти Аслана и Рамзана молодых людей, близких к имаму.
Ислам в Адыгее, как и везде на Северном Кавказе, оброс местными традициями и обрядами, говорит Рамзан. Например, после похорон отмечают семь и 40 дней, почти как в христианстве. Но если в России это отмечают среди близких людей, то на Кавказе собирается весь аул и всех надо накормить и одарить. Люди из-за этого влезают в огромные дол ги. А не накрыть столы стыдно, потому что все считают, что так положено по исламу. Вот Наджмедин и объяснял, что это делать необязательно, что в исламе такого требования нет.
Еще имам проповедовал, что необязательно ходить на похороны в шапке и с закрытыми руками, если, к примеру, на улице жара. Против такой позиции также выступали старики-эфенди, по традиции проводящие похоронные обряды.
Эфенди у нас как жрецы: никто не смеет им возразить, говорят парни. А многие из них не знают элементарных норм ислама. Вот на похоронах стоит эфенди и кричит кому-то: "Ты пришел без шапки, не подходи к покойнику!" А какое он имеет право распоряжаться в чужом доме? Он нарушает нормы ислама, понимаете?
Вы против стариков выступаете? спрашиваю я. Парни объясняют, что они стариков уважают. Но имам Абази эфенди возражал. За это его и невзлюбили. Но главная причина неприязни эфенди к имаму оказалась в том, что Абази выступил против услуг, за которые они получали деньги.
У нас повелось, что за омовение покойника эфенди берет тысячу рублей, за одевание 500, говорит Рамзан. А есть семьи, где еле концы с концами сводят. Когда Наджмедин узнал об этом, он сказал, что мусульманин не может брать за это деньги. Если у человека есть возможность, он сам отблагодарит эфенди, но если нет, он не обязан это делать. Люди были Наджмедину за это очень благодарны. А наши эфенди, получалось, теряли солидный заработок.
Растущее недовольство эфенди использовал мэр города Ким Мамиек. На выборах мэра имам Абази поддержал другого кандидата, которого, кстати, поддерживал и президент республики Хазрет Совмен. Общественность города даже устроила митинг в поддержку второго кандидата, но прошел Ким Мамиек. Мэр Мамиек бывший начальник ОВД города, имеющий связи в правоохранительных органах, не простил своим оппонентам этого. "Митинг записали на пленку и потом всех, кто туда пришел, поснимали с должностей", говорит Рамзан.
"Тут вся бородатая диаспора собиралась!"
В кабинете у мэра Адыгейска Кима Мамиека на одной книжной полке Коран и Библия. Сам мэр коммунист с сорокалетним стажем, глава регионального отделения компартии.
Если мы будем потакать тем, кто сюда приезжает из-за границы с Кораном, мы можем потерять свои корни, говорит мэр. Мы всю жизнь хоронили покойников по своим обрядам, и необязательно было делать все точно по Корану.
Я спрашиваю мэра, неужели теологические споры стали причиной того, что мэр собрал эфенди, глав администраций и депутатов и без согласования с ДУМ отправил в отставку имама.
Этот попик когда-то прибежал к нам из-за границы грязный и оборванный, говорит Мамиек о Абази. А потом молодежь стала вокруг него собираться. Поэтому я собрал стариков, они и решили, что попик этот Адыгейску не нужен. Если мы будем отмалчиваться, мы получим результат, как в Нальчике, где красивые и положительные мальчики с бородками в один день взяли автоматы и стали стрелять.
Говорят, вы запретили приезжим мусульманам посещать мечеть в Адыгейске, но и местные туда уже не ходят?
Да тут вся бородатая диаспора собиралась из Краснодарского края, объясняет Мамиек. Арабы на иномарках приезжали. Вот я пригласил ФСБ и прокуратуру и сказал: "Будете молча на это смотреть, потом не остановите их". Сейчас в мечети наши эфенди как знают, так и обучают. Ну и что, что не по правилам? Мы сто лет жили со своими правилами, и никто не учил нас жить.
"Это ошибка, следователь поймет и отпустит"
Имам Абази живет в обычной пятиэтажке. Маленький, с аккуратной бородкой и в шапочке, он встречает меня в дверях подъезда. В комнате кроме меня адвокат Марины Лепшоковой, член ДУМ Адыгеи Султан Магадов и жена Наджмедина Оксана. Для нее Абази и купил "Книгу единобожия" сам он по-русски не читает, поэтому использовать книгу в проповедях не мог.
Чтобы жена знала основы ислама, ей надо было прочесть хотя бы одну книгу, говорит Наджмедин. Я купил первую, что мне попалась в магазине. Я понятия не имел, что она запрещенная.
Я спрашиваю имама, не жалеет ли он о спорах с эфенди.
Я просто объяснял, что есть народные традиции, а есть ислам, говорит Наджмедин. В Европе мусульмане не надевают на похороны шапки и с коротким рукавом ходят на похороны. Там не уделяют такого внимания внешним проявлениям, потому что это не главное.
Вас пытаются причислить к ваххабитам, говорю я. Они ведь тоже выступают против сложного похоронного обряда.
Я не знаю о ваххабизме, отвечает Наджмедин. Мы себя считаем ханафитами.
Султан объясняет, что ваххабизм официальная религия Саудовской Аравии считается радикальным исламом, его приверженцы называются салафитами. Ханафизм традиционный ислам. В попрании его основ и обвиняют Абази.
Я не думал, что после десяти лет жизни в Адыгее меня обвинят в экстремизме, говорит Наджмедин. Я жду суда, потому что обвинение меня оскорбляет как мусульманина. В исламе есть шесть столпов веры. Третий столп говорит: мусульманин должен верить всем святым книгам, то есть Торе, Библии и Корану. И тот мусульманин, кто не верит в одну из этих книг, не может считать себя мусульманином. Я никак не мог разжигать религиозную рознь, мне пришлось бы тогда отойти от столпов своей религии.
К сожалению, Наджмедин наивный чел овек, говорит Марина. Его предупреждали: "Ничего не говори следователям без адвоката!" Аон отвечал: "Это ошибка, следователь поймет и меня отпустит".
Наджмедину в РУБОПе устроили перекрестный допрос на тему религии, а он начал с ними спорить, что-то объяснять, говорит Марина. Всю эту беседу они записали, но несколько предложений изменили. Например, в протокол вписали фразу "чистый ислам" якобы Наджмудин так сказал. А он на самом деле говорил, что ислам один, что нет традиционного и нетрадиционного ислама, а есть люди, которые понимают его так или иначе.
"Если нас будут проверять, то нам же лучше"
Муфтий Адыгеи и Краснодарского края Нурбий Емиж заявил Ольге Алленовой, что будет отстаивать права адыгейских имамов в суде.
Бывшего имама Абази обвиняют в создании экстремистской организации, у него нашли запрещенную "Книгу единобожия". Почему вы заступились за него?
Скажите, пожалуйста, кто нам сегодня дал список запрещенной литературы? Прокуратура? ФСБ? Я муфтием работаю уже четвертый год, за все это время мы не получали ни одной бумаги от госструктур, что такая-то литература запрещена. Почему я должен верить в запрещение, если сегодня московские магазины свободно продают эту литературу? О том, что эта "Книга единобожия" запрещена, мы узнали в декабре прошлого года, когда имам Адыгейска уже был снят и против него возбудили уголовное дело. Но сегодня все, что на арабском языке написано, запрещено; все, что выпущено за границей, запрещено. И вообще все, что сегодня мы, мусульмане, делаем, все запрещено. На запрещениях воспитать человека невозможно. И нельзя воспитать человека палкой или автоматом. Мы воспитываем молодежь уважать родителей, жену свою, детей, и у нас появляются имамы, к которым тянутся люди. А выходит, мы обучаем ваххабизму и экстремизму.
Имама мечети Майкопа Хакирова тоже задерживали, но он продолжает работать. Выходит, против него ничего нет?
Там будет суд, мы будем добиваться справедливости. Если кто-то распускает слухи и на этом основании милиция приезжает и забирает имама это незаконно. Но в Адыгее есть силы, которые хотят искусственно создать здесь зону экстремизма и терроризма, устроить здесь нальчикский вариант. Эти люди надеются, что, если в Адыгее поднимется шум, они смогут занять какие-то важные кресла.
В мечетях сейчас часто появляются сотрудники правоохранительных органов. Как реагируют мусульмане?
Пусть проверяют. Я сам написал несколько писем в ФСБ и прокуратуру, мы эти письма одобрили на совете Духовного управления мусульман и отправили. Я не могу ручаться за всех мусульман Адыгеи и Краснодарского края, проверять надо. Если кто-то из мусульман будет призывать к экстремизму, то мы вместе с федеральными органами будем бороться с ними. А если нас будут проверять, то нам же лучше чистоту мусульман покажут. Нам надоели уже слухи, которые распускают: то в мечети оружие нашли, машинами вывезли, то наркотики. Нам нечего бояться.
Прокуратура утверждала, что при вас работает международная общественная исламская организация, которая якобы финансирует боевиков.
Эта организация очень большую помощь Адыгее оказала. Но если они что-то делают не так, есть налоговая инспекция, есть ФСБ, есть другие органы пусть следят за ними. Насколько я понимаю, эта организация работает и сегодня, а значит, ничего на нее нет.
Вы вступились за имама Абази, а местные старейшины обвиняют его в ваххабизме.
Там главный, кто обвиняет, считает себя богословом, хотя он вчерашний атеист. Он и писал в газетах: если человек пришел на похороны без головного убора, это ваххабит. Что, я не имею права без головного убора прийти? И если я не соблюдаю 40 дней, я ваххабит? В исламе эти нормы не прописаны. Эти "богословы" путают термины. Говорят, что джихад это война. Но они обманывают! Самый большой джихад то, что человек языком совершает, а самый маленький когда оружие берет в руки. Сегодня из-за того, что ислама не знают, в обществе проблемы.
Что такое "Всемирный исламский призыв"
Неправительственная организация "Всемирное общество исламского призыва" (ВОИП) была создана в Ливии в 1972 году в соответствии с законом совета революционного командования Ливийской Джамахирии. Целями организации объявлены распространение ислама по всему миру, пропаганда исламского вероучения, моральных норм и образа жизни, объяснение Корана, распространение исламской литературы и арабского языка как языка Корана, призыв к мусульманским странам принять Коран как источник законодательства и изменить законодательство в соответствии с принципами ислама. Штаб-квартира находится в Триполи, отделения созданы в 17 странах. ВОИП имеет собственное учебное заведение Колледж исламского призыва. Финансируется общество за счет базирующейся в Лондоне международной неправительственной организации "Фонд джихада" и пожертвований. С начала 1980-х годов общество сотрудничает с ЮНЕСКО, участвуя в различных проектах организации. Генсек ВОИП Мухаммед Ахмед Шериф. В феврале 2004 года Совет муфтиев России подписал с ВОИП соглашение о сотрудничестве. Никакой информации о том, что ВОИП где-либо запрещена как террористическая организация, "Власти" обнаружить не удалось.
27.03.2006
Источник: Коммерсантъ-Власть