Как отличить кашерное животное? Каковы критерии «кашерного взгляда» на жизнь? Существует ли «Презумпция кашерности»?
В нашей недельной главе Торы, Шмини, говорится о животных «чистых» (разрешенных в пище) и «нечистых» (которых есть нельзя). Тора называет признаки кашерности: животное должно отрыгивать жвачку и иметь раздвоенные копыта. Мудрецы задаются вопросом: являются ли «жвачка» и «копыта» внешними признаками, указывающими на кашерность этого вида, или только от них зависит «да» или «нет»?..
В чем разница? Предположим, что корова или овца родила детеныша с нераздвоенными копытами (такое порой бывает). Если верна первая точка зрения (признаки — внешний, не определяющий фактор), тогда он годится в пищу. Как сказано в трактате «Брахот»: «То, что родилось от чистого, тоже чисто». Если верна вторая (признаки, а не порода определяют кашерность), его есть нельзя.
Не вникая сейчас в этот спор, можно заметить, что внешнее зачастую является отражением внутренней сути вещей и два признака кашерности помогают разобраться в чистом и нечистом — причем, не только по отношению к пище. В еврействе вещи материальные, плотские, подчинены решению духовных задач. Поскольку съеденная пища становится частью плоти и крови человека, Тора запретила нам есть животных, например, хищников, которые могут передать еврею вредные для его души качества.
Любая упомянутая в Торе деталь обладает свойством многогранности. Два признака кашерности, о которых мы говорим, могут подсказать не только что есть, но и как жить. Например, «копыта» учат нас, что лишь какая-то часть душевных сил, отвечающих за практические действия, должна быть погружена в суету и заботы этого мира. Известно, что сказал Ребе Шолом-Довбер, пятый глава хасидов ХАБАД, одному еврейскому бизнесмену, торговавшему модными тогда калошами: «Калоши на ногах я не раз видел. Однако впервые встречаю человека, вся голова которого залезла в калошу…».
У «чистых» животных копыта раздвоены. У евреев, следящих за кашерностью своих поступков, в их повседневной суете тоже должна быть щель, сквозь которую проходит свет Торы и добрых дел. Если бизнесмен в ходе деловой встречи найдет время, чтобы поделиться с партнером словами Торы или, если тот нееврей, рассказать ему о семи заповедях сыновей Ноаха, обязательных для всего человечества, тогда можно сказать, что он заработал «свидетельство о кашерности».
Второй признак кашерности намекает нам, что любое дело, особенно связанное с соблюдением Торы и ее заповедей, нужно как следует разжевать и подготовить. От людей часто приходится слышать, что если они начнут соблюдать заповеди Торы, то уж «все сразу», и лишь когда их помыслы будут святы и чисты. Если не спеша обдумать это утверждение, то станет видно, что в него вкралась ошибка. Б-жественная душа еврея и так чиста, ее не надо "кашеровать", чтобы приступить к соблюдению приказов Торы. Что касается животного начала, то оно всегда найдет место для личной выгоды или тщеславия. Но не надо сидеть и ждать, покуда твоя скотина очистится от грязи. Надо смело входить в гущу еврейских дел, помня слова наших мудрецов: «Еврей должен выполнять заповеди, пусть даже для личной выгоды, он потом научится думать о выгоде Творца…».
Ецер hа-ра, злое начало, живущее в нас, любит пугать еврея, крича: «Как ты, нечистый, смеешь касаться святых вещей?!». Ему надо напомнить, что мы являемся потомками Авраама, Ицхака и Яакова. Значит, на нас распространяется одно из правил кашрута: «То, что родилось от чистого — тоже чисто …»
Материал подготовил Эзра Ховкин
В основе материала лежит беседа Любавичского ребе (Реайонот ле паршийот hа-шавуа, 1, Шмини).