Церковь и секуляризм: православный взгляд
В последние годы в российском обществе все чаще употребляется когда-то мало знакомое, иностранное слово секуляризм. Звучание этого слова, в зависимости от среды, воспринимается по-разному: положительно в одной среде, отрицательно в другой. В сознании современного религиозного человека, и на Западе, и на Востоке секуляризм, как правило, воспринимается как один из главных оппонентов религиозного мировоззрения.
Для верующего человека, выросшего в Советском Союзе, казалось, что единственным, что может противостоять религии, является атеизм. Размах гонений на веру в нашей стране был таков, что на ум невольно приходили сравнения с первохристианской эпохой. Здесь, в Риме, городе, видевшем Нерона, Диоклетиана и прочих императоров гонителей, особенно близко воспринимаются жизнеописания христианских мучеников первых веков. То, что происходило в нашей стране, была настоящая война с религией.
В советскую эпоху нам больше приходилось слышать об атеизме и материализме. Причем не только слышать, но и чувствовать на себе давление воинствующего атеизма. Временами из-за железного занавеса до нас доносились свидетельства наших братьев западных христиан о новой угрозе секуляризме. Эта угроза религиозному образу жизни, тогда еще не осознаваемая, теперь видна большинству верующих в полной мере.
В то же время многие из наших современников искренне считают нормальным господство секуляризма в современном обществе. В чем мы, представители христианства, видим неправду секуляризма? Неправда секулярного подхода заключается, прежде всего, в его агрессивности. Главная черта современного секуляризма в его стремлении захватить все пространство общественной жизни, оставив для веры область частной жизни.
Обсуждая тему секуляризма, мы неизбежно приходим к вопросу о его истоках. В чем причина популярности в обществе в наше время секулярных идей?
В качестве одного из объяснений можно услышать ссылку на так называемый клерикализм. Проявления клерикализма, имевшие место в истории, считают одной из причин нынешнего господства секуляризма. Как ранее, говорят, Церковь пыталась подчинить себе все поле общественной жизни, активно вторгалась в частную жизнь людей, так и теперь секуляризм делает то же самое. Да, в истории западной Церкви была инквизиция, казни еретиков, Крестовые походы. В истории Православной Церкви в России были попытки копировать эти силовые методы. Однако, на самом деле, то, что часто подается как клерикализм, является ничем иным, как привнесением в Церковь духа мира сего, начал, несовместимых с Евангелием.
Говоря иными словами, то, что люди привыкли называть клерикализмом, на самом деле есть секуляризм, только секуляризм внутренний, секуляризм наоборот. Христос в Своей проповеди возвестил истины, далекие от того, что иногда возглашали с церковных амвонов как церковную позицию. "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю", читаем мы в Евангелии (Мф.5,5). Христос не называет блаженными сильных и напористых. Не говорит, что благодаря их натиску будущее будет за ними. Не их инициативой и настойчивостью христианская вера покорила себе народы. Любовь, милосердие, кротость, вот те принципы, которыми должна жить Церковь. Вот те начала, благодаря которым христианство не мечем и насилием, а силой духа и истины обратило мир.
В истории нашей страны мы видим много примеров, когда Церковь выступала не с позиций силы и власти, но как воплощение "кроткой силы Христовой". Стремление же проявить насилие ради благого дела в своей внутренней сути противоречит духу евангельского благовестия. В этом также состоит привнесение в Церковь духа мира сего, то есть секуляризма, как и в попытках современных адептов секуляризма.
Вся разница между проявлениями секуляризма состоит лишь в образе его подачи. Если ранее секуляризм проявлял себя скрытым образом, рядился в одежду добровольного помощника религии и Церкви, то теперь он открыто противостоит религии. Более того, секуляризм в наше время и есть некая религия. Причем религия фанатичная, часто не терпящая возражений.
Где же выход из конфликта между Церковью и секуляризмом? У ряда христианских Церквей протестантского направления мы видим готовность идти на уступки секуляризму. Во многих случаях это выражается в откровенной капитуляции перед духом мира сего. Поэтому в наше время мы слышим о христианах, которые не веруют в Воскресение Христово, считают возможными однополые браки, воспринимают христианство лишь средство для обустройства земной жизни.
Всякий раз, когда мы говорим о чем-то в терминах борьбы, то подразумеваем результат: кто победит? Когда речь идет о взаимоотношениях христианства и секуляризма, то целью, с нашей точки зрения, является не победа в обычном смысле слова, а гармонизация отношений. По нашему мнению, жизнь должна строиться на отношениях гармонии светского и духовного начала.
В традициях православного Востока это называлось симфонией, то есть согласием между двумя началами. Восточные отцы и учители Церкви говорили о необходимости меры во всем: все, что сверх меры, то от лукавого. Каждое начало должно иметь свои границы. В жизни современной Европы и современной России мы видим в большей степени посягательства секулярного подхода на область религиозной жизни. В качестве примера можно указать на тот факт, что сейчас понятие светский часто понимается как синоним слова атеистический. Нередко приходится сталкиваться с тем, что в головах у людей существует путаница, которую нужно преодолевать. И средство для этого диалог.
Но в диалоге всегда важно свидетельство. И это свидетельство об общих ценностях легче нести сообща. Православная и Католическая Церкви как Церкви традиции, сохранили в себе дух христианства. Наши Церкви понимают, что истины веры и нравственного учения Церкви не подлежат коррекции в духе времени. Вместе с тем, в эпоху современности, голос одной Церкви, бывает, остается не услышанным. Один из примеров вопрос о европейской конституции. Несмотря на многочисленность христиан в Европе, в проекте европейской конституции христианство даже не упоминается. Похоже обстоит дело и на Востоке Европы.
В странах, народы которых окормляет Русская Православная Церковь, мы видим примеры, когда голос Церкви не воспринимается так, как мы ожидаем. Сейчас, когда наступление секуляризма в мире усиливается, наши Церкви призваны вместе, одним голосом, возвещать миру о вечных евангельских ценностях. Это наше свидетельство важно нести не ради нас самих, но ради мира, готового утратить свою идентичность, свое христианское и человеческое лицо.
29 марта 2006 г.
Источник: Интерфакс-Религия