ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Доклад епископа Егорьевского Марка на конференции "Церковь и секуляризм в современном обществе: позиция Православной и Римско-католической церквей"

29 марта 2006

Церковь и секуляризм: православный взгляд

В последние годы в российском обществе все чаще употребляется когда-то мало знакомое, иностранное слово секуляризм. Звучание этого слова, в зависимости от среды, воспринимается по-разному: положительно в одной среде, отрицательно в другой. В сознании современного религиозного человека, и на Западе, и на Востоке секуляризм, как правило, воспринимается как один из главных оппонентов религиозного мировоззрения.

Для верующего человека, выросшего в Советском Союзе, казалось, что единственным, что может противостоять религии, является атеизм. Размах гонений на веру в нашей стране был таков, что на ум невольно приходили сравнения с первохристианской эпохой. Здесь, в Риме, городе, видевшем Нерона, Диоклетиана и прочих императоров – гонителей, особенно близко воспринимаются жизнеописания христианских мучеников первых веков. То, что происходило в нашей стране, была настоящая война с религией.

В советскую эпоху нам больше приходилось слышать об атеизме и материализме. Причем не только слышать, но и чувствовать на себе давление воинствующего атеизма. Временами из-за железного занавеса до нас доносились свидетельства наших братьев – западных христиан о новой угрозе – секуляризме. Эта угроза религиозному образу жизни, тогда еще не осознаваемая, теперь видна большинству верующих в полной мере.

В то же время многие из наших современников искренне считают нормальным господство секуляризма в современном обществе. В чем мы, представители христианства, видим неправду секуляризма? Неправда секулярного подхода заключается, прежде всего, в его агрессивности. Главная черта современного секуляризма в его стремлении захватить все пространство общественной жизни, оставив для веры область частной жизни.

Обсуждая тему секуляризма, мы неизбежно приходим к вопросу о его истоках. В чем причина популярности в обществе в наше время секулярных идей?

В качестве одного из объяснений можно услышать ссылку на так называемый клерикализм. Проявления клерикализма, имевшие место в истории, считают одной из причин нынешнего господства секуляризма. Как ранее, говорят, Церковь пыталась подчинить себе все поле общественной жизни, активно вторгалась в частную жизнь людей, так и теперь секуляризм делает то же самое. Да, в истории западной Церкви была инквизиция, казни еретиков, Крестовые походы. В истории Православной Церкви в России были попытки копировать эти силовые методы. Однако, на самом деле, то, что часто подается как клерикализм, является ничем иным, как привнесением в Церковь духа мира сего, начал, несовместимых с Евангелием.

Говоря иными словами, то, что люди привыкли называть клерикализмом, на самом деле есть секуляризм, только секуляризм внутренний, секуляризм наоборот. Христос в Своей проповеди возвестил истины, далекие от того, что иногда возглашали с церковных амвонов как церковную позицию. "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю", – читаем мы в Евангелии (Мф.5,5). Христос не называет блаженными сильных и напористых. Не говорит, что благодаря их натиску будущее будет за ними. Не их инициативой и настойчивостью христианская вера покорила себе народы. Любовь, милосердие, кротость, – вот те принципы, которыми должна жить Церковь. Вот те начала, благодаря которым христианство не мечем и насилием, а силой духа и истины обратило мир.

В истории нашей страны мы видим много примеров, когда Церковь выступала не с позиций силы и власти, но как воплощение "кроткой силы Христовой". Стремление же проявить насилие ради благого дела в своей внутренней сути противоречит духу евангельского благовестия. В этом также состоит привнесение в Церковь духа мира сего, то есть секуляризма, как и в попытках современных адептов секуляризма.

Вся разница между проявлениями секуляризма состоит лишь в образе его подачи. Если ранее секуляризм проявлял себя скрытым образом, рядился в одежду добровольного помощника религии и Церкви, то теперь он открыто противостоит религии. Более того, секуляризм в наше время и есть некая религия. Причем религия фанатичная, часто не терпящая возражений.

Где же выход из конфликта между Церковью и секуляризмом? У ряда христианских Церквей протестантского направления мы видим готовность идти на уступки секуляризму. Во многих случаях это выражается в откровенной капитуляции перед духом мира сего. Поэтому в наше время мы слышим о христианах, которые не веруют в Воскресение Христово, считают возможными однополые браки, воспринимают христианство лишь средство для обустройства земной жизни.

Всякий раз, когда мы говорим о чем-то в терминах борьбы, то подразумеваем результат: кто победит? Когда речь идет о взаимоотношениях христианства и секуляризма, то целью, с нашей точки зрения, является не победа в обычном смысле слова, а гармонизация отношений. По нашему мнению, жизнь должна строиться на отношениях гармонии светского и духовного начала.

В традициях православного Востока это называлось симфонией, то есть согласием между двумя началами. Восточные отцы и учители Церкви говорили о необходимости меры во всем: все, что сверх меры, то от лукавого. Каждое начало должно иметь свои границы. В жизни современной Европы и современной России мы видим в большей степени посягательства секулярного подхода на область религиозной жизни. В качестве примера можно указать на тот факт, что сейчас понятие светский часто понимается как синоним слова атеистический. Нередко приходится сталкиваться с тем, что в головах у людей существует путаница, которую нужно преодолевать. И средство для этого – диалог.

Но в диалоге всегда важно свидетельство. И это свидетельство об общих ценностях легче нести сообща. Православная и Католическая Церкви как Церкви традиции, сохранили в себе дух христианства. Наши Церкви понимают, что истины веры и нравственного учения Церкви не подлежат коррекции в духе времени. Вместе с тем, в эпоху современности, голос одной Церкви, бывает, остается не услышанным. Один из примеров – вопрос о европейской конституции. Несмотря на многочисленность христиан в Европе, в проекте европейской конституции христианство даже не упоминается. Похоже обстоит дело и на Востоке Европы.

В странах, народы которых окормляет Русская Православная Церковь, мы видим примеры, когда голос Церкви не воспринимается так, как мы ожидаем. Сейчас, когда наступление секуляризма в мире усиливается, наши Церкви призваны вместе, одним голосом, возвещать миру о вечных евангельских ценностях. Это наше свидетельство важно нести не ради нас самих, но ради мира, готового утратить свою идентичность, свое христианское и человеческое лицо.

29 марта 2006 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама