ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крещение Руси началось с армии

Владимир Малышев :: 30 марта 2006

Мы уже писали о состоявшейся пресс-конференции по поводу разработки законопроекта о введении института военного духовенства в Российской Армии. В ней приняли участие военные, священники, юристы, журналисты и правозащитники. Ввиду огромного интереса к данной теме, предлагаем более подробную информацию об этой пресс-конференции.

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов:

Процесс введения института военного духовенства будет постепенным и довольно трудным. Для создания полноценной структуры военного духовенства в Вооруженных Силах просто нет достаточного числа священников. С другой стороны, такая структура необходима. Во-первых, для осуществления прав верующих военнослужащих, оторванных от своих религиозных общин. Во-вторых, и для России, и для всей Европы службы военного духовенства традиционны. Их нет только в трех странах дальнего зарубежья: Китае, Северной Корее и Монголии. Если мы стремимся интегрироваться в Европейский Союз, то это совершенно необходимо. Некоторые страны, которые были когда-то нашими республиками, – страны Балтии, а теперь и Армения – уже имеют военное духовенство. У нас также уже есть большой опыт в этом вопросе, потому что исполненные энтузиазма священнослужители – примерно 2 тыс. человек – в настоящее время трудятся в войсках. Там, где священник активно действует, где у него есть возможность иметь дело с личным составом, уменьшается количество случаев суицидов, побегов и неуставных отношений, улучшается дисциплина. Я в течение девяти лет являюсь деканом факультета православной культуры в Академии Ракетных войск стратегического назначения. За это время около 500 курсантов получили образование на этом факультете, и, что характерно, ни одного нарушения дисциплины среди них не было ни за время прохождения обучения, ни за время службы в войсках. По данным социологических обследований, более 60 процентов опрошенных высказываются за возрождение института военного духовенства.

Заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ контр-адмирал Юрий Феликсович Нуждин:

Хочется выразить благодарность Русской Православной Церкви, Совету муфтиев за духовную поддержку, которую они оказывают воинам, служащим нашему Отечеству. Это большая помощь нам в работе с личным составом. Русская Православная Церковь активно откликнулась на требование времени: уже на протяжении 15 лет у нас налаживается конструктивное взаимодействие. В управлении воспитательной работы есть отдел, который осуществляет связь с общественными и религиозными организациями. Формы взаимодействия разнообразны. Например, во многих воинских подразделениях есть храмы или молельные комнаты, священники участвуют в морских походах в составах экипажей военных кораблей и подводных лодок. Планируется совместный выезд в Армению, где недавно введен институт военного духовенства. В Чечне действует полевой храм в честь иконы Божией Матери "Благодатное небо" и пять полевых часовен.

Каждый верующий военнослужащий имеет право на удовлетворение своих религиозных потребностей. В тех коллективах, где священники имеют возможность окормлять военнослужащих, намного меньше суицидальных случаев, улучшается моральный климат.

Старший помощник главного военного прокурора генерал-майор юстиции Валерий Константинович Кондратов:

6 февраля на заседании комитета Совета Федерации главный военный прокурор заявил, что военной прокуратурой будет подготовлен соответствующий законопроект о военных священниках. Эти предложения нами подготовлены, сформированы и 10 февраля направлены для проработки в Министерство обороны, Генеральный штаб Вооруженных Сил, комитеты Совета Федерации и Государственной Думы.

Введение института военного духовенства необходимо для повышения уровня духовного, культурного и патриотического воспитания военнослужащих, укрепления дисциплины, борьбы с так называемой дедовщиной. Подготавливая предложения по этому законопроекту, мы исходили из опыта деятельности Русской Православной Церкви и других традиционных для России религий. Были изучены законодательные положения, регламентирующие деятельность военных священников в других государствах, опыт их работы. В настоящее время наши предложения прорабатываются в заинтересованных ведомствах и учреждениях. Мы понимаем, что вопрос о введении института военных священников требует большой, кропотливой, емкой работы, и надеемся, что она будет проведена и завершена в ближайшие сроки. Главная военная прокуратура убеждена, что военные священники должны выполнять свою миссию непосредственно в войсках, а для того чтобы регламентировать взаимоотношения между Вооруженными Силами и религиозными общинами, необходим соответствующий правовой законодательный акт, который, мы надеемся, будет принят.

– Как будет решаться вопрос с мусульманами ?

Отец Димитрий Смирнов:

Никаких препятствий для присутствия священнослужителей ислама в армии быть не должно. К тому же это соответствует и традиции: в русской армии до 1917 года были военные муллы и военные раввины, и даже военные католические священники. Эта проблема достаточно легко решается во всех странах, например, в Польше, США. Многие представители разных исповеданий участвуют в капелланском движении. Нашей мусульманской общине нужно проявлять большую активность для того, чтобы окормлять тех военнослужащих, которые исповедают ислам.

Русские священники, трудящиеся в армии, с готовностью предоставят возможности своих структур для представителей традиционных конфессий, чтобы помочь этому движению. Потому что мощности у Русской Православной Церкви гораздо больше, чем у других общин.

– Как будет преодолеваться "дедовщина" ?

Отец Димитрий Смирнов:

Наше дело – это христианская миссия. Есть вещи, которые именуются на журналистском сленге "христианские ценности". У нас до 6 процентов солдат приходят в армию малограмотными. Они плохо знакомы с русским языком и тем более не знакомы с христианскими ценностями. Во всей Европе детям преподают какие-то основы христианской культуры. А у нас в стране дети не знают элементарных заповедей Божьих. Солдаты – это те же дети, только чуть взрослее. И поэтому мы им рассказываем, об этих важных вещах: что он товарищи, что должно быть чувство локтя, что должно любить своих товарищей, а не мучить, и т.д. Мы говорим: "Вы русские воины, у вас есть замечательные традиции. Вы пришли в армию, и должны оставить ваши детсадовские и детдомовские замашки". Крещение Руси началось с армии. Первой крестилась дружина князя Владимира. Мы просвещаем их, рассказываем, что хорошо, а что плохо.

– Что необходимо сделать для того, чтобы вопрос о воспитании военнослужащих не стоял так остро?

Отец Димитрий Смирнов:

Нужна комплексная работа всех структур. Естественно, что присутствие духовенства автоматически не решит всех проблем. Но милиция у нас тоже не решает проблему преступности. Так что же – и ее отменить? Конечно, духовенство улучшит ситуацию. Но, к сожалению, грех на 100 процентов неистребим. Вообще Россию создала Русская Православная Церковь, и если к ней обращается такая серьезная структура, как армия, по-моему, это благо.

– Будут ли учитываться пожелания протестантов?

Контр-адмирал Ю. Ф. Нуждин:

Церковь занимает конструктивную позицию в организации межконфессионального диалога. В интересах социальной консолидации актуальность этой проблемы подчеркивает и Президент Российской Федерации.

– Какова необходимость институциализировать отношения Армии и Церкви? Зачем священнослужителям стрелять, прыгать с парашютом, участвовать в боевых действиях?

Отец Димитрий Смирнов: Я категорически против того, чтобы священнослужители участвовали в учениях. Хотя очень многие священники – в прошлом офицеры, и когда они видят пистолет или парашют, у них проявляется определенная ностальгия.

Что касается институализации, то можно сказать следующее: Армия – строгая структура, где все регламентировано. Сейчас многое зависит от расположения командира. Если командира мало волнует духовное здоровье подчиненных, то он "нажимает на тормоза". Говорит, что не было прямых указаний. А если будет структура, работа станет эффективнее.

– Как в случае введения института военного духовенства будут обстоять дела с другими конфессиями ?

Отец Димитрий Смирнов:

Обычно в европейских армиях один священнослужитель приходится на 700-800 человек. Думаю, что в армии не наберется 700 буддистов. Но если в каком-то контингенте найдутся один или два человека, исповедующих буддизм, они могут обратиться к священнику или мулле и попросить обеспечить возможность общения с ламой. С помощью наших структур мы будем стараться это сделать. Если не осуществимо личное общение, то хотя бы связать по телефону или через Интернет, а также можем предоставлять ему необходимую литературу. Что касается представителей ислама, то мы всегда подчеркиваем, что отношения к мусульманам должно быть особенно любовными.

Хотя многие священники уже окормляют военнослужащих, но мы не существует в юридическом плане, мы – как призраки. Пришло время зафиксировать то, что уже есть.

– Будет ли священник информировать командование относительно каких-либо вопиющих случаев нарушения дисциплины в части?

Отец Димитрий Смирнов: Это деликатный вопрос. Конечно, священник должен сообщать. Но здесь есть такая вещь как тайна исповеди... Это требует регламентации.

Священнослужитель должен, во что бы то ни стало, защищать солдата и офицера, и мы стараемся помогать им, являемся печальниками за народ русский.

– Будут ли военные священники иметь звания и носить погоны ?

Отец Димитрий Смирнов: В России это не традиционно. Я считаю, что военный священник должен носить свою обычную одежду. В "горячих точках", где священник вынужден передвигаться на машинах и ношение рясы просто неудобно, можно сделать исключение. Нужны просто какие-то знаки отличия. Но такие тонкости при разработке закона еще не рассматривались.

– Будет ли Министерство обороны платить заработную плату священникам, работающим в его структурах? Отец Димитрий Смирнов: Каждый труд должен быть оплачен. Понятно, что священник, оторванный от прихода, должен получать какие-то деньги для собственного содержания и содержания своей семьи. Сейчас священник, отправляющийся в "горячие точки", рискует жизнью, но нет закона, предусматривающего, что в случае его гибели вдова получит пенсию. Например, мы сами помогаем вдове священника Анатолия Чистоусова, погибшего в Чечне.

– Как будет обстоять дело с протестантами ?

Отец Димитрий Смирнов: Это очень расплывчатый термин. В протестанты записывают себя большое количество различных сект, которых нельзя назвать протестантами. Например, иеговисты тоже говорят, что они христиане. Поэтому, если представитель какой-нибудь самой экзотической церкви окажется в армии, то, как уже говорилось, он сможет воспользоваться структурой православного или мусульманского духовенства для обеспечения связи со своей церковью.

30.03.2006

Источник: Красная звезда

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама