ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Der Spiegel": Опасная вера

Маттиас Гебауер :: 31 марта 2006

Обращенные в христианскую веру афганцы находятся в постоянной опасности: чтобы не попасть в руки полиции или исламистов, они вынуждены совершать обряды скрытно. Постоянная опасность объединила их в тайное сообщество, члены которого все время находятся "в подполье".

Хашим Кабар (из-за опасности преследования имя изменено) нервничает. 36-летний мужчина беспокойно ерзает на пластиковом стуле в своем небольшом офисе и беспрестанно поглядывает на часы. На его мобильный телефон все время поступают звонки. Каждые пару минут он встает и направляется к двери небольшого здания. "Все ясно?" – спрашивает он вооруженного охранника, который расположился у глазка массивной стальной двери. Тот кивает. Хашим Кабар возвращается. "У меня сегодня плохое предчувствие", – говорит он. Он трет глаза. "Что-то мне подсказывает, что у нас будут гости".

Встретиться с таким человеком, как Хашим Кабар, трудно. Он то и дело переносил встречу, потом менял назначенное место. В конце концов встреча состоялась в офисе этого человека. Вокруг разложены брошюры, слышно жужжание компьютера. Ничто не говорит о предмете разговора. Нет ни распятия на стене, ни Библии на полке. Все, что может выдать в нем христианина, он спрятал. Из страха, что с ним обойдутся так же, как с обращенным в христианство Абдулом Рахманом.

Недавний случай с Абдулом лишний раз демонстрирует обращенным, что они находятся в опасности. Международное сообщество сумело предотвратить казнь Абдулы, оказав давление на афганские власти, однако люди, отказавшиеся от ислама, по-прежнему чувствуют себя в опасности. "Мы должны признать, что обещанной конституцией свободы вероисповедания на практике не существует, – печально констатирует Хашим Кабар. – Наверное, хорошо, что за границей теперь тоже об этом узнали".

Гонения на христиан при "Талибане"

Хашим Кабар знает, что такое страх. Прошло 20 лет с тех пор, как он обратился в христианство. Тогда афганцам не запрещалось переходить в другую веру. "Существовало много церквей – как в Кабуле, так и по всей стране, – рассказывает он. – В то время религии почти мирно сосуществовали друг с другом". Только с установлением режима талибов в середине 1990-х годов все изменилось. Мулла Омар приказал своим людям сравнять церкви с землей, афганских христиан – линчевать, христиан-иностранцев – уничтожить или изгнать из страны.

Многие друзья Хашима были тогда убиты. "Они до тех пор пытали христиан, пока те не выдавали всех известных им "неверных". Тогда их убивали и начинали поиски новых жертв". Как ему удалось выжить, он не знает. Два раза его арестовывали и допрашивали часами. Но доказательств тогда так и не нашли. "Я ведь знал суры и молитвы из Корана наизусть, и поэтому мне было нетрудно сыграть роль правоверного мусульманина", – почти с гордостью говорит Хашим.

То, что талибы ушли, не так уж много меняет в жизни Хашима и его друзей. Как и прежде, обращенных преследуют, сажают в тюрьмы или их убивают соседи. До западного мира информация об этом не доходит, даже в деле с Рахманом это было скорее случайностью. Принятая в 2004 году конституция, гарантирующая свободу вероисповедания, не работает. "Многие служители закона являются имамами и клерикалами. Их конституция не интересуется", – говорит Хашим.

Ежедневная игра в прятки

Он отрекается от себя ежедневно. На его визитке стоит мусульманское имя, в частной жизни он называет себя именем одного из апостолов. Только семья и близкие друзья знают о его тайне. Иногда, рассказывает Хашим, он должен делать вид, что молится Аллаху. "Если, к примеру, деловые партнеры приходят ко мне домой и наступает время молитвы, не могу же я воспротивиться этому", – говорит Хашим. Он, однако, надеется, что Бог понимает это.

Никто не знает точного числа обращенных афганцев. Поскольку нет церквей, нет и учета. Все проходит в тайне, только сами христиане знакомы между собой. Хашим говорит, что ему известно о сотне христиан в Кабуле и в других городах Афганистана. В целом он считает, что существует около тысячи или двух тысяч людей, противостоящих мусульманскому большинству в 20 млн человек. На христианских интернет-сайтах говорится о 10 тысячах единоверцев, но число несколько преувеличено.

Рыба на стене

Христиане-иностранцы в Афганистане тоже ощущают на себе давление исламского общества. Христианам с Филиппин разрешено проводить мессы в Кабуле, но тайно. Руководитель небольшой иностранной общины, окулист из США, вообще ничего не захотел комментировать. Его группу все время подозревают в желании обратить в свою веру афганцев, поэтому лучше всего проводить службы тайно. Если бы не рыба, изображенная на стене, его маленькую церковь было бы не узнать.

Гонения и опасность сделали из афганских христиан, таких, как Хашим, сплоченную общину. По иронии судьбы опасность сделала веру еще крепче. Ничего нельзя делать публично. Богослужения Хашим и его друзья проводят все время в разные дни. "Проводить службу в воскресенье было бы слишком опасно, нас могут легко раскрыть". Обращенные афганцы договариваются незадолго до молебна, часто с помощью SMS. Тексты сообщений звучат безобидно. "Давай попьем чаю в 11", – зачитывает Хашим одно из них.

Часто меняются и места проведения служб. Это всегда частные дома. Все должно быть хорошо подготовлено: прислуга не должна находиться дома, соседи ничего не должны заметить. Каждый участник должен на сто процентов доверять каждому. По словам Хашима, во время богослужения не всегда бывает даже Библия – это слишком опасно. Все молитвы хранятся в голове. Уже три раза полиция обыскивала его дом, но не нашла никаких доказательств. "Они знают, что я христианин, – говорит он. – Но я не дам им повода начать против меня судебный процесс".

После успешного завершения дела Абдула Рахмана Хашим не успокоился. Он и его друзья опасаются, что в следующий раз исламисты из мести будут действовать против христиан тайно и с максимальной жестокостью. "Освобождение Абдула – это хорошо, – говорит Хашим. – Но мировое сообщество должно и впредь держать ухо востро".

Самым ужасным для живущих в Афганистане обращенных христиан стало бы ошибочное впечатление, что после мирного разрешения одного инцидента теперь все в порядке. И тогда получается, что случай с Рахманом наделал больше бед, чем помог. "Мы и дальше останемся верны Христу", – говорит он на прощание. "Любая поддержка нам бы помогла".

Источник: InoPressa.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама