ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Византийский Херсон: очерки истории и культуры

О книге С. Б. Сорочана

Никита Гайдуков :: 31 марта 2006

Сорочан С. Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.): Очерки истории и культуры. Харьков, 2005.

За последние годы были предприняты две попытки создать цельное представление об истории византийского Херсона: это работа А. И. Романчук (Очерки истории и археологии Византийского Херсона. Екатеринбург, 2000), а также коллективная монография С. Б. Сорочана, В. М. Зубаря и Л. В. Марченко (Жизнь и гибель Херсонеса. Харьков, 2000). Однако ни в первом, ни во втором случае полной и всеохватывающей картины не получилось. Книга Романчук – это, скорее, не "Очерки истории и культуры", а введение в археологию Херсона, а "Жизнь и гибель Херсонеса" – это большой популярный очерк, по-своему удачный, однако полный неуместной для научной книги лирики и всевозможных неточностей и ошибок. Тем с большим нетерпением ожидал образованный читатель монографию С. Б. Сорочана. Но с первой же страницы читателя охватывает удивление: "Нет Истины. Есть только истины" – эта цитата из А. Камю была выбрана автором в качестве эпиграфа. Странный эпиграф для научной книги. Непонятно, что именно хочет автор сказать подобным эпиграфом: то ли заранее маркирует свою внехристианскую позицию, то ли хочет напомнить читателю о своем праве писать и говорить все, что угодно. Оставим первую возможность за рамками нашего разговора; но если в науке Истины нет, то о чем тогда разговор? Постмодернизм, возможно, хорош в литературе, но в науке ему места нет.

Введение в книгу ("Вехи исследовательского пути"), а также первая ("Свидетельства прошлого: Виды и общее состояние") и вторая ("Око и щит империи: Херсон к концу правления Юстиниана и его ближайших преемников") главы являются ценнейшими источниками библиографического материала по ранневизантийскому Херсону. Этим главам заинтересованный в истории Херсонеса читатель должен уделить особое внимание. Столь полного свода, посвященного исследованиям о Херсонесе в научной литературе, пожалуй, до сих пор не существовало.

Третья глава книги ("Деловой город: Экономическое развитие Херсона во второй половине VI–VII вв.") посвящена экономике византийского Херсонеса. Это чрезвычайно важный экономический обзор, где впервые сведены вместе данные, как письменных источников, так и археологических раскопок последних лет. Четвертая глава ("Византия и хазары в Таврике: Господство или кондоминиум?") посвящена проблемам византийско-хазарских отношений. В исторической науке пока не сложился единый взгляд на данную проблему; заметим, впрочем, что концепция автора о византийско-хазарском кондоминиуме в Крыму не разделяется большинством специалистов. Пятая глава ("Об opus spicatum и населении раннесредневековой Таврики") посвящена проблемам изучения этнической истории. Главы с шестой по восьмую ("Другой Херсон: Экономическое развитие в VIII в.", "Рождение фемы: Государственное устройство Херсона" и "Призраки самоуправления") посвящены проблемам становления и развития города в VIII–X вв. Таким образом, на протяжении первых восьми глав автор строит свою историческую концепцию развития византийского Херсона. На вопрос "получилась ли она в целом?" приходится дать, все же, отрицательный ответ. История Херсона предстает в книге как сложная картина, которую невозможно окинуть единым взглядом.

Особое внимание читателя нам хотелось бы обратить на девятую главу ("Город строящийся: Архитектура и топография раннесредневековой эпохи"), которая в наибольшей мере затрагивает вопрос о херсонском христианстве. Как следует из названия, она посвящена проблемам строительства – в том числе, церковного, – христианского Херсона. И здесь у автора существует своя оригинальная концепция. В целом можно заметить, что основой для исследования памятников служит археологический материал. Однако при интерпретации памятников автор часто прибегает к малообоснованным предположениям, а научным аппаратом, скажем, исторической литургики не владеет вовсе. Это и не мудрено: методы, которые давно общепризнанны в литургической науке, С. Б. Сорочан называет "научным курьезом" (с. 770). Не будем голословны. Например, на с. 1026–1030 мы с удивлением находим "список общественных сооружений Херсона VI–X вв.", где почти половине храмов присвоены произвольные названия, основанные на ничем не обоснованных доводах автора. Автор словно не хочет замечать, что по сложившейся традиции в Херсоне базиликам присваивались номера, а в редких случаях имена первооткрывателей или городского района, и пока нет ни одного случая, когда со стопроцентной уверенностью можно было бы говорить о том, какому святому или празднику посвящался тот или иной херсонесский памятник. Вся девятая глава полна всевозможных "литургических" несообразностей. На с. 766 и далее в описании Уваровской базилики, богослужения и литургических устройств сказано буквально следующее: "Амвон по мнению И. А. Завадской имел вид "прохода или коридора" [sic! – Н. Г.]... С этого места диакон, одетый в белый стихар [sic! – Н. Г.] громким голосом оповещал о трехдневном воскрешении [sic! – Н. Г.]". На с. 775 одно из помещений, находящееся в составе Уваровской базилики, автор называет "небольшим помещением для агап, где на крупные церковные праздники, например, на Троицу, устраивали "трапезы любви"". На с. 776 говорится: "Из скевофилакия во время отправления Литургии Большого входа [sic! – Н. Г.]... диаконы переносили в алтарную часть святилища Преждеосвященные Дары, необходимые для Евхаристии" (со ссылкой на Г. Шульца). На с. 777 мы с удивлением читаем: "после иконоборства... дары стали готовить в проскомидийнике [sic! – Н. Г.]". Насколько неточны или прямо неверны сведения из истории богослужения, настолько подробны (и фантастичны) примеры "лирической эзотерики" в книге. С. 799: "С точки зрения микрокосма храмовый план воплощал распростертого в молитве человека с раскинутыми руками; голову символизировала апсида, а сердце находилось на средокрестии под сводом" (со ссылкой на И. Вайнтруб). С. 811: "Все, что соприкасалось с покойниками, наделялось в народном сознании целительной, шире – магической силой. Даже трава, растущая на кладбище, считалась более целебной, чем обычная. Тоже относилось к кладбищенской воде. Внутри подземной галереи... периодически проводили соответствующие последования византийского обряда, очевидно связанные с водосвятием источника [sic! – Н. Г.] , посвященного, судя по названию монастыря, Богоматери-целительнице". Однако никакие подземные водосвятия византийской церкви никогда известны не были. Далее, о "феноменологии" (с. 815): "Феноменологически это [освящение воды – Н. Г.] было связано с древнеязыческой традицией, народными верованиями, с культом источников и жертвоприношениями у источников". В целом, картина, построенная таким образом, не выглядит убедительной. Датировки храмов вне литургического контекста выглядят произвольными, а отсутствие убедительных аналогий лишает весь раздел смысла и единой концепции, что в труде столь уважаемого автора может вызвать лишь удивление.

Десятая глава ("Смерть в Херсоне") целиком посвящена погребальному обряду. Автор вводит в научный оборот массу новых находок и приходит к крайне интересным выводам. Наконец, одиннадцатая и двенадцатая главы ("Carceris habitateris? Положение города во второй половине IX в."; "На переломе эпох") повествуют о самом, пожалуй, загадочном периоде в жизни города, его закате. Почему умирали такие древние и, казалось бы, благополучные города, простоявшие века, – интереснейший вопрос. С. Б. Сорочан предлагает и здесь свою оригинальную концепцию.

Последним разделом книги служит "Антология письменных источников", пожалуй, самая полная антология из всех ныне существующих. Правда, к сожалению, оригиналы текстов автором не приведены, зато мы имеем новые русские переводы источников с обширными, что, по нашему мнению, не всегда оправдано, комментариями автора. В приложении к труду С. Б. Сорочана читатель найдет три небольшие, но чрезвычайно важные статьи. Это работы К. Э. Гриневича "Четырехапсидное здание в Херсонесе", Н. А. Алексеенко "Таможня и коммеркиарии Херсона", а также А. В. Иванова "Население византийского Херсона по данным антропологии". Имена авторов приложенных статей не вынесены в копирайт, зато сведения о них почему-то приведены в конце работы, что довольно небрежно для книги такого уровня.

В целом, книга С.Б Сорочана – очень большой и важный труд, где приведено множество новых фактов и данных источников. Однако эти данные и факты, увы, не выстроились в новую убедительную концепцию. Историю византийского Херсона еще предстоит написать.

Источник: Патриархия.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама