4 апреля в Москве открывается очередной Всемирный Русский Народный Собор. Первое собрание, тогда еще не народное и созванное по инициативе малоизвестных общественных организаций, состоялось в 1993 году. В декабре 2001-го на VI подобном мероприятии в первый раз и навсегда участвовал президент. Соборы стали частью глобальной политики по собиранию земель, людей и идей вокруг Москвы.
Нынешний форум отметится особым ноу-хау митрополита Кирилла (Гундяева) принятием "православной концепции" прав человека. После совместной атаки иерархов, законодателей и спецслужб на правозащитников настало время для созидательной деятельности. Новые права уже зачитывались нам авторами в феврале-марте текущего года. Человек не является высшей ценностью, права и свободы ведут в ад, государство может делать своих граждан бесправными, религиозные ценности выше общественных, а клерикальные выше религиозных.
Как политик, чувствующий, что от него ждут власть имущие, митрополит безупречен. Главная ошибка митрополита как богослова в том, что он сознательно игнорирует евангельские основы "Всеобщей декларации прав человека" и превращает теологию в технологию политического характера. Как российская редакция православия в результате сложных процессов оказалось ответственной за большевизм, так и франко-англосаксонское христианство породило концепцию человеческих прав.
Еще апостол Павел указал на внешние границы церкви, за которые религия не имеет права вторгаться. Во II III веках церковные апологеты восприняли идею естественного закона как особого "дара Божия", общего для ромея, иудея, эллина и варвара. Генеральная ассамблея ООН, 10 декабря 1948 года принявшая Декларацию, лишь высказала вечные истины языком времени. Народы Старого и Нового Света продемонстрировали свою христианскую идентичность, предложив людям свободу и ответственность как главную евангельскую ценность. Как и в эпоху древней церкви, Декларация разграничила сферу церковного, регулируемого чувствами, и общественного, созданного на праве. Трудно себе представить Христа, жалующегося римскому прокуратору на свои оскорбленные чувства.
До 2000 г. патриархия не выражала особой радости по поводу идейного союза с верховной властью. Патриарх любил повторять, что церкви не следует заключать политические браки в следующем поколении она может остаться вдовой. Смена женихов вскружила голову. Нынешний брак не по расчету, по любви. Но это не гарантирует избавления от безутешного вдовства, которое может усугубиться исками обманутых вкладчиков, одолживших некогда невесту доверием.
В истории известны неоднократные попытки "улучшить" права человека. Попытки сводились к неизбежному результату: "Все животные равны, но некоторые животные равнее других". Аналогия с фарсом Дж. Оруэлла "Скотный двор" становится еще более прозрачной, если вспомнить, что для чиновников патриархии люди это не правомочные граждане Царства Небесного, а "пасомые".
03.04.2006
Источник: Город (Санкт-Петербург)