Попытки пересмотреть концепцию "прав человека" в западном понимании предпринимались не раз.
"Мир переживает переломный момент истории, стоит перед угрозой конфликта цивилизаций, по-разному понимающих человека и его предназначение" , говорится в Декларации о правах и достоинстве человека, которую должен сегодня принять Всемирный русский народный собор. "Концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей" , заявил митрополит Кирилл, выступая на открытии собора. По его словам, "православные верующие готовы принять мировоззренческий выбор других народов, но не могут молчать, когда им навязываются чужие нормы". В частности, неприятие представителя РПЦ вызывает "абсолютизация суверенитета отдельной личности" , он призывает "снять воинственный запал секулярного гуманистического подхода, который проникает в международное право". "Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество" , говорится в декларации собора. Попытки пересмотреть или скорректировать концепцию "прав человека" в ее западном понимании предпринимались не раз. Так, Каирская декларация прав человека в исламе, принятая в 1990 году министрами иностранных дел стран-членов организации
"Исламская конференция" , признает "фундаментальные права и свободы" неотъемлемой частью исламской цивилизации. Но в то же время подчеркивает, что "все права и свободы, перечисленные в этой декларации, подчиняются нормам шариата". Статья 22 объявляет, что "каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение" , но информацией "нельзя злоупотреблять таким образом, чтобы оскорблять святость пророков, подрывать моральные и этические ценности, разрушать, подрывать или ущемлять общество или ослаблять веру". Попытки сформулировать "незападное" понимание прав человека носили не обязательно религиозный характер. В 1993 году на II Всемирной конференции по правам человека представители Китая, Кубы, Индонезии, Сирии, Пакистана, Йемена, Сингапура требовали принятия такой концепции прав, которая уделяла бы больше внимания "региональной специфике" , компетенции государства в установлении статуса личности при невмешательстве извне и приоритету социально-экономических прав над гражданскими.
Чешский юрист Карел Васак, первый генсек Международного института прав человека в Страсбурге, выделил в 1979 году три "поколения" прав человека. К первому относятся преимущественно политические, или "негативные" , права, предохраняющие человека от произвола со стороны государства: право на свободу слова, на справедливый суд, выбор религии.
Ко второму "поколению" относятся социально-экономические права, гарантирующие равенство всех членов общества: право на труд, образование, право на отдых, на получение зарплаты на уровне прожиточного минимума и т. д. В отличие от прав первого поколения их называют "позитивными" , поскольку они содержат описание благ, которые человек имеет право получать от общества. В целом права первого "поколения" ассоциируются с англосаксонской либеральной традицией и кодифицированы в ряде международных документов, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Права второго "поколения" ассоциируются с социалистической и социально-демократической традицией. Так, право на пособие по безработице зафиксировано в некоторых европейских конституциях.
Однако конкретный набор и объем "позитивных" прав вызвал серьезные политические разногласия. США, в частности, отказывались признавать многие из прав второго "поколения" , тогда как СССР делал упор на социальные права и отрицал неограниченное толкование политических прав первой группы. В результате этого противостояния Всеобщая декларация так и не стала юридически обязательным документом.
После крушения коммунистической системы политическая доктрина, утверждавшая приоритет социальных прав, обеспечиваемых государством, над политическими правами, защищающими личность, потерпела поражение. На какое-то время показалось, что именно англосаксонская трактовка прав личности будет признана абсолютным приоритетом.
Однако Карел Васак выделял еще и третье "поколение" прав такие как право наций на самоопределение, право на социальное и экономическое развитие, право на распоряжение природными ресурсами, право на культурное наследие. Эту категорию прав поддерживают обычно развивающиеся государства. И именно на них они выстраивают политическую доктрину невмешательства в их внутренние дела и объясняют ограничение базовых прав личности региональной, религиозной и культурной спецификой. По мере усиления позиций стран бывшего третьего мира на мировой арене эта концепция звучит все сильнее. И декларация собора попытка обосновать для России концепцию "прав человека" в ее азиатском, а не европейском толковании, утверждающем приоритет "общности" над "личностью".
06.04.2006
Источник: Коммерсантъ