ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Соборная декларация о правах человека – зачем она?

Александр Верховский :: 07 апреля 2006

Русская православная церковь в течение последних двух лет все настойчивее говорит о правах человека ("ЕЖ" уже комментировал эту тенденцию). Все основные идеи не раз и не два были достаточно четко сформулированы митрополитом Кириллом (Гундяевым), церковная концепция прав человека даже рассматривалась как естественное продолжение "Основ социальной концепции", принятых в 2000 году. Однако потом от идеи принять церковный документ отказались. Или ее отложили. По каким-то, не заявленным ясно, причинам было решено провозгласить свою позицию не от имени Церкви, а от имени околоцерковной светской организации – Всемирного русского народного собора, так же, как это было ранее сделано с документом о предпринимательской этике. Принятая Собором декларация, должна, по мысли ее авторов, стать основой для дальнейшего развития церковного взгляда на сферу прав человека и церковной деятельности в этой области.

Как это часто бывает, и не только в Церкви, документ готовила узкая группа авторов, мнения прочих выслушивали (месяц назад была даже устроена небольшая предварительная конференция), но не комментировали, никакой полемики не велось. Даже на самом Соборе, на секции по этой теме, заседавшей весь второй день, проект декларации участникам не показали. В результате текст содержит немало странностей. Например, в первом же абзаце, где говорится о "конфликте цивилизаций", Собор выступает не от имени "православной цивилизации", как до сих пор можно было понять церковных авторов, а "от имени самобытной русской цивилизации".

Декларация в целом полна таких неопределенных формулировок и расплывчатых утверждений – в отличие от гораздо более четких выступлений митр. Кирилла. Ни разу не упоминаются православие и Христос. И это явно принципиальная позиция: текст предназначен для одобрения представителями, в том числе, других религиозных традиций. Нет сомнения, что многими из них он будет одобрен.

Главный нерв всей предшествовавшей принятию декларации работы – противопоставление ценностей веры ценностям гуманистическим, коллективных – индивидуалистическим, нравственных – отвлеченно-юридическим и т.д. Декларация призывает гармонично сочетать разные ценности, что само по себе было бы трюизмом: все Конституции и международные договора и так фактически основаны на компромиссе ценностей личных, государственных и групповых. Правомерное и пропорциональное ограничение различных прав и свобод соображениями безопасности, нравственности и т.д. и так записано во всех основополагающих документах и отражается в судебной практике, в том числе – в практике Европейского суда по правам человека.

Дело именно в желании Церкви сдвинуть все эти балансы в сторону традиционных религиозных принципов – и консервативная околоцерковная общественность, собирающаяся на ВРНС и тому подобных форумах, ее в этом поддерживает. Необходимо, однако, понимать, что, говоря о смещении баланса, мало кто, судя по всему, задумывается о том, как далеко его – в идеале – следовало бы сместить. Вряд ли рассуждения о том, что "РПЦ тянет нас в средневековье", правомерны: митр. Кирилл или протоиерей Всеволод Чаплин прекрасно понимают, что реально возможны только весьма ограниченные сдвиги в направлении чаемой десекуляризации общества – и именно их и добиваются. Например, митр. Кирилл не призывает восстановить уголовное преследование за гомосексуализм, но призывает к его официальному и общественному осуждению – вместо формирующейся ныне толерантности к "содомскому греху". Прот. Всеволод Чаплин выступает за юридическое приравнивание оскорбления святыни к оскорблению человека. Церковь всегда – за запрет абортов, но готова и к частичным мерам.

При такой умеренности практических требований смысл декларации достаточно радикален. Она рассматривает понятия прав человека и свободы выбора таким образом, что просто лишает их самостоятельной ценности. Текст, в соответствии с христианской традицией, различает свободу от греха (ту самую свободу, о которой писал апостол Павел) и свободу выбора между добром и злом. Первая свобода очевидно приоритетна. Вторая же разновидность свободы – и тут декларация, на мой взгляд, от традиции как раз отходит – практически отвергается. Вот как это сформулировано: "Свобода выбора приобретает ценность... когда человек выбирает добро".

Соответственно права и свободы человека признаются лишь "в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла". По сути, речь идет даже не об ограничении прав и свобод, а просто об отказе от них, о замене их на некие похожие, но принципиально другие инструменты, направленные именно на "добро". Последнее слово приходится брать в кавычки, поскольку на практике критерий восстановления образа Божия в человеке придется заменять какими-то более верифицируемыми критериями, как то и было в традиционных религиозных обществах.

Декларация определенно полемична, но объект ее полемики не совсем понятен. Совсем немногие правозащитники и либеральные демократы согласятся, что их взгляды основаны на руссоистском представлении о прирожденной доброте человека, как утверждает митр. Кирилл. Если декларация "за право на созидание и против "права" на разрушение", то кто же за это последнее "право"?..

С другой стороны, Собор выразил готовность к сотрудничеству со всеми "благонамеренными силами". Возможно ли оно при таких расхождениях во взглядах? В принципе, возможно. Но для этого как минимум нужно, чтобы церковная правозащитная деятельность началась. Люди часто сотрудничают по частным вопросам, расходясь в общих или в каких-то других частных. И до ВРНС понятие "права человека" использовалось разными группами отнюдь не в том только смысле, который заложен в международных конвенциях; это вызывало и вызывает трудности, но не является непреодолимой проблемой.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама