В Москве завершился X Всемирный Русский Народный Собор. Главным его итогом стало принятие Декларации о правах и достоинстве человека. Темы, обсуждаемые на Соборе, показали, что русская цивилизация вполне может стать альтернативой американскому миропорядку и тотальности западной идеологии.
Главной темой нынешнего юбилейного Собора стала миссия России в XXI веке. Именно в этом контексте следовало бы понимать и доклад митрополита Кирилла, и принятие декларации.
Начиная с 1988 года, когда у РПЦ появились возможности легальной деятельности, от нее ждали отклика на вызовы современной жизни. Ждали не только верующие, но и многие граждане России. И вот Собор, проводящийся по эгидой Московского патриархата, высказался на актуальную и значимую тему прав человека. И тем самым показал, что не существует идеологической монополии либерализма и Запада на понимание прав и свобод человека.
В тексте декларации сказано, что "существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека". Это "вера, нравственность, святыни, отечество". Документ называет опасными те "права", которые узаконивают поведение, осуждаемое, традиционной моралью и всеми мировыми религиями. Еще одно положение гласит, что "права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека".
Уже появились отклики в либеральной прессе на принятую декларацию, которые сводятся к странным упрекам, что "церковь посягнула на святое" и что "православная церковь стремится к сворачиванию правозащитной деятельности в России и к навязыванию всему обществу собственных взглядов". Но последние десятилетия этим как раз и занималась западная пропаганда, а затем и часть отечественных правозащитников. Благодаря этим усилиям целое поколение российских граждан стало воспринимать отечественную историю и российскую действительность в исключительно черном цвете.
Принятый Собором документ комментирует депутат Госдумы России Наталия Нарочницкая, которая давно занимается разработкой альтернативной концепции прав человека. "Если декларируются только права, но не указывается исходная система ценностей, то утверждается, что главное право не иметь никаких нравственных ценностей. Для чего Европе нужна свобода? В истории были разные ее трактовки. Чингисхан говорил, что высшая свобода и счастье это гнать перед собой своих врагов, любоваться слезами их жен и дочерей. Свобода нужна, чтобы алкать и жаждать правды это Нагорная проповедь. Можно по-разному трактовать свободу. Либо я свободен, и мне никто не может дать по физиономии, либо я свободен и каждому могу дать по физиономии. Наполнение нравственными критериями свобод и прав это веление времени.
Я думаю, что Россия с ее традиционным христианским пониманием человеческого достоинства может наполнить нравственным содержанием его права и свободы. Принятый документ это достаточно серьезный вызов вульгарно-либеральной трактовке прав человека, которая навязывается всем как общечеловеческая. Но ее истоки берут начало в западноевропейской цивилизации, о чем говорил митрополит Кирилл в своем выступлении".
Теперь Россия голосом православной общественности заявила, что ей вполне по силам играть на чужом идеологическом поле. Более того, Московский патриархат намерен создать правозащитный центр, который будет заниматься проблемами прав и свобод человека в соответствии с отечественными духовными традициями.
Прошедший Собор и принятая декларация показывают, что пока РПЦ не претендует на борьбу с секулярным обществом. На сегодня ставится задача изменить общественное настроение и моральные оценки значимых социальных явлений. Дальнейшим шагом могло бы быть издание доклада о нарушениях прав человека в Европе и США с российской точки зрения, как это уже несколько лет делает Китай.
10.04.2006
Источник: Русский курьер